Рента за газ и нефть: сколько добыто и сколько денег получило государство

Рента за газ и нефть: сколько добыто и сколько денег получило государство

Почему эти показатели вызывают обеспокоенность

Цей матеріал також доступний українською
Рента за газ и нефть: сколько добыто и сколько денег получило государство

Минерально-сырьевые ресурсы выступают важной составляющей развития национальных экономик. В первую очередь стран, которые так и не смогли перейти в фазу массового распространения информационных технологий и остаются сырьевыми донорами мирового хозяйства. Как правило, высокий уровень обеспеченности минерально-сырьевыми ресурсами, в том числе топливно-энергетическими, и провоцирует рецидивы «голландской болезни» и «ресурсного проклятия». Для таких стран перераспределение ренты от использования минерального сырья выступает основой хозяйственной самодостаточности.

Mind уже публиковал обзоры нынешней ситуации с начислением и взиманием рентных платежей за полезные ископаемые в Украине. Теперь предлагаем более подробно остановиться на ренте, которая начисляется на ископаемые энергоносители.

Отличительной чертой социально-экономического развития Украины в новейшей истории является значительная зависимость от внешних источников энергоносителей. Особой сложностью отличались взаимоотношения с Российской Федерацией, в частности c ПАО «Газпром» по поставкам в Украину природного газа. Зависимость от восточного соседа была связана с тем, что энергоемкая экономика потребовала значительных объемов голубого топлива, а это выглядело как проявление внешнего давления на политику Киева. Зато Украина добывает достаточный объем собственного природного газа, который позволяет в полной мере покрывать потребности населения.

К сожалению, в отечественной сфере газодобычи, функционировании оптового газового рынка до сих пор не обеспечена прозрачная система формирования и перераспределения денежных потоков, что приводит к чрезмерному размеру платы за потребление природного газа и тем самым повышает градус социальной напряженности в обществе. Одним из факторов, который существенно влияет на цену за газ, являются ставки рентной платы за данный вид углеводородов. Эти ставки в последние годы неоднократно пересматривались в сторону увеличения, что использовалось в качестве основного аргумента газодобывающими предприятиями и операторами оптового рынка газа при повышении цены на голубое топливо для потребителей.

Перманентное увеличение ставок рентной платы за природный газ обеспечило восходящую тенденцию в поступлениях данного фискального платежа в Сводный бюджет Украины за 2003–2016 годы. В 2003 году в Сводный бюджет Украины поступило 522 млн грн, в 2008-м – 1127 млн ​​грн, в 2013-м – 5167 млн ​​грн, в 2016-м – 31 271 млн грн. В 2016 году, по сравнению с 2008-м, объем поступлений рентной платы за пользование недрами для добычи природного газа увеличился в 27,7 раза, по сравнению с 2013 годом – в шесть раз.

Объем добычи природного газа и поступление рентной платы за пользование недрами в Сводный бюджет Украины для добычи природного газа 

Источник: Государственная казначейская служба Украины, Государственная служба статистики Украины, расчеты European Analytical Centre

Взимание рентной платы за добычу природного газа соответствует мировой практике фискального регулирования природопользования, которая предусматривает изъятие части ренты в пользу собственника природных ресурсов.

Следует отметить, что за период с 2003-го по 2016 год наблюдалось несколько фаз в изменении объемов добычи природного газа. В частности, в 2003–2005 годах произошло увеличение объемов добычи данного углеводородного сырья на 2 млрд куб. м. За период с 2005-го по 2009 год имело место увеличение объемов добычи природного газа на 0,6 млрд куб. м.

Значительное уменьшение объемов добычи природного газа наблюдалось в 2009–2011 годах, когда добыча сократилась на 1,1 млрд куб. м. В 2013 году по сравнению с 2011-м объемы добычи природного газа увеличились на 0,9 млрд куб. м. В 2014–2016 годах, по сравнению с 2013 годом, имело место сокращение объемов добычи природного газа в среднем на 1 млрд куб. м.

Если проследить основные тенденции в объемах добычи природного газа и в динамике поступлений рентной платы за пользование недрами для добычи природного газа, то прямой корреляции не прослеживается, то есть не наблюдается прямой зависимости между увеличением ставки рентной платы за добычу данного минерального ресурса и объемами его добычи. Колебания ставок рентной платы за добычу природного газа детерминируется инфляционно-девальвационными процессами, а также потребностью в адекватном изъятии природно-ресурсной ренты за добычу полезных ископаемых общегосударственного значения.

Несмотря на значительное увеличение номинальной величины поступлений рентной платы за пользование недрами для добычи природного газа в Сводный бюджет Украины, в динамике реальных поступлений газовой ренты восходящий тренд не является резким. Это связано с тем, что при расчете объемов рентной платы за пользование недрами для добычи природного газа номинальная величина была разделена на кумулятивный индекс цен производителей промышленной продукции, что позволило устранить фактор механического повышения ставок рентной платы в связи с инфляционно-девальвационными процессами. В 2016 году, по сравнению с 2003-м, рентная плата за природный газ в ценах 2003 года увеличилась в 7,2 раза, по сравнению с 2008 годом – в 7,8 раза, по сравнению с 2013-м – в 2,7 раза. Зато в 2016-м, по сравнению с 2015 годом, наблюдалось уменьшение поступлений рентной платы за природный газ в ценах 2003 года на 911 млн грн.

Есть ряд регионов, где основной составляющей поступлений платежей за пользование недрами в Сводный бюджет Украины является плата за пользование недрами для добычи природного газа. В 2014 году объем поступлений данного платежа в Сводный бюджет Украины составлял в Волынской области 33,2 млн грн, Днепропетровской – 181,7млн грн, Донецкой – 86,1 млн грн, Закарпатской – 26,2 млн грн, Ивано-Франковской – 286,1 млн грн, Луганской – 342,1 млн грн, Львовской – 202,3 млн грн, Полтавской – 3758,8 млн грн, Сумской – 626,9 млн грн и Харьковской – 2998,5 млн грн. Удельный вес данного платежа в общих поступлениях платежей за пользование недрами в Сводный бюджет Украины в указанных регионах составил соответственно 85,8, 10,6, 22,3, 66,6, 20,4, 75,2, 33,1, 62, 2, 17,6 и 78,6%.

Поступление платы за пользование недрами для добычи природного газа в Сводный бюджет Украины в 2014 году в отдельных регионах

Источник: Министерство финансов Украины, Государственная казначейская служба Украины, расчеты European Analytical Centre

Одной из причин низкого уровня энергетической самодостаточности Украины являются незначительные объемы добычи нефти, что делает нашу страну зависимой от внешних рынков нефти и нефтепродуктов. Несмотря на это, отечественная добыча нефти является важной составляющей сферы недропользования, а для нефтеносных регионов также выступает весомым фактором социально-экономического развития в целом и роста уровня занятости в частности.

Если проследить объем добычи нефти в Украине за период с 2003-го по 2016 год, то в целом наблюдается нисходящая тенденция, свидетельствующая об отсутствии положительных сдвигов в индустрии нефтедобычи, в частности в инвестиционном обеспечении модернизации и реконструкции производственно-технической базы нефтедобывающих предприятий. Нефтедобыча за указанный временной промежуток росла в 2003–2005 годах (рост составил 1,6 млн тонн). В 2005–2016 годах имело место значительное уменьшение объемов добычи нефти. В частности, в 2016 году, по сравнению с 2005-м, объем добычи нефти уменьшился на 2,8 млн тонн, по сравнению с 2013 годом – на 1,5 млн тонн.

Объем добычи нефти и поступление рентной платы за пользование недрами для добычи нефти в Сводный бюджет Украины

Источник: Государственная казначейская служба Украины, Государственная служба статистики Украины, расчеты European Analytical Centre

За 2003–2016 годы в целом не наблюдалось четкой тенденции к росту или падению поступлений рентной платы за пользование недрами для добычи нефти в Сводный бюджет Украины. Рост поступлений данного вида рентной платы в Сводный бюджет Украины наблюдался в 2003–2008 годах (в 2008 году, по сравнению с 2003 годом, объем поступлений рентной платы за добычу нефти увеличился в 17,3 раза). В 2009 и 2010 годах, по сравнению с 2008 годом, наблюдалось уменьшение рентной платы за добычу нефти, что напрямую связано с сокращением объемов добычи,  это в значительной мере было обусловлено последствиями влияния глобального финансового кризиса на развитие национальной экономики. В 2011 году, по сравнению с 2010 годом, поступление рентной платы за добычу нефти в Сводный бюджет увеличилось в 2,3 раза. С 2011 года и по 2016-й в целом произошло уменьшение поступлений рентной платы за пользование недрами для добычи нефти в финансовые фонды государства, что обусловлено сокращением физических объемов нефтедобычи. В динамике рентной платы за добычу нефти в сопоставимых ценах 2003 года наблюдаются тенденции, которые имеют место в динамике номинальной величины рентной платы за пользование недрами для добычи нефти. Большее проседание объемов поступления рентной платы за пользование недрами для добычи нефти наблюдалось в 2009 и 2015 годах, что в первом случае было обусловлено интенсивным протеканием кризисных явлений и значительной девальвацией национальной денежной единицы, а во втором – неадекватностью установления ставок рентной платы за добычу нефти инфляционно-девальвационным процессам.

В отдельных регионах плата за пользование недрами для добычи нефти является важной составляющей поступлений платы за пользование недрами в Сводный бюджет Украины в 2014 году. В Ивано-Франковской, Львовской, Полтавской, Сумской и Черниговской областях величина поступлений платы за пользование недрами для добычи нефти составляла соответственно 1080,5млн, 360,2 млн, 596,5 млн, 2757,9 млн и 871,5 млн грн. Удельный вес поступлений платы за пользование недрами для добычи нефти в общих поступлениях платежей за пользование недрами в Сводный бюджет Украины в 2014 году в указанных регионах составил соответственно 77,2, 59,0, 9,9, 77,5 и 86,2%.

Поступление платы за пользование недрами для добычи нефти в Сводный бюджет Украины в 2014 году в отдельных регионах Украины

Источник: Министерство финансов Украины, Государственная казначейская служба Украины, расчеты European Analytical Centre

Одной из составляющих рентной платы за пользование недрами является рентная плата за газовый конденсат, который добывается в Украине. За период с 2003 по 2010 год имел место значительный рост номинальной величины данного вида минерально-сырьевой ренты. В 2010 году, по сравнению с 2003-м, объем поступлений рентной платы за добычу газового конденсата в Сводный бюджет Украины увеличился в 111 раз. В 2015 году, по сравнению с 2009-м, объем номинальной величины поступлений рентной платы за газовый конденсат в финансовые фонды государства уменьшился на 1189 млн грн.

Поступление рентной платы за пользование недрами для добычи газового конденсата в Сводный бюджет Украины

Источник: Государственная казначейская служба Украины, Государственная служба статистики Украины, расчеты European Analytical Centre

В соответствии с основными тенденциями поступлений рентной платы за газовый конденсат происходило изменение величины рентной платы за газовый конденсат в ценах 2003 года. Как и в динамике номинальной величины рентной платы за газовый конденсат, так и в динамике рентной платы за газовый конденсат в ценах 2003 года наибольшие объемы поступлений имели место в 2011 году.

Изъятие минерально-сырьевой ренты является формой распределения денежных потоков, которые образуются в связи с освоением недр, принадлежащих украинскому народу. Для цивилизованных стран кажется странным: как украинские частные корпоративные структуры в течение длительного периода получают сверхприбыли за вовлечения в хозяйственный оборот полезных ископаемых, находящихся в собственности украинского народа? Зато территории, которые выступают основным ареалом концентрации минерально-сырьевых ресурсов, находятся в депрессивном состоянии, а местное население не получает необходимой по цивилизованным меркам части ренты.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате