Право на заработок: как устроен рынок роялти в Украине
И как его сделать более прозрачным и прибыльным

В последнее время проблемы в сфере авторского права в Украине стали объектом пристального внимания не только Верховной Рады Украины (внесено более 5 законопроектов об управлении правами в сфере авторского права и смежных прав), но и президента США. Как известно, Дональд Трамп угрожает введением торговых санкций против Украины, если сфера авторского права не будет урегулирована надлежащим образом.
Как устроен рынок роялти в Украине, сколько получают украинские артисты за использование своих авторских прав, кто этими правами управляет и что нужно сделать, чтобы рынок роялти в Украине стал более прозрачным и прибыльным, Mind рассказал руководитель юридического отдела Украинской лиги авторских и смежных прав (УЛАСП) Александр Никин.
Актив, пассив, баланс. Все доходы артистов можно условно разделить на две категории:
- Активный доход. Это концертная деятельность, для получения прибыли от которой артисту каждый раз необходимо совершать определенные действия.
- Пассивный доход. Это получение монетизация авторских и смежных прав, когда артист создает песню и в течение долгого времени может получать доход от ее использования.
Именно на втором виде доходов и остановимся подробнее.
Кому принадлежат права? Чтобы понять, кому принадлежат авторские и смежные права на музыкальные треки, необходимо знать, как происходит создание песни, кто оплачивает ее появление на свет и кому принадлежит результат.
Песня может появиться на свет двумя способами:
- Продюсер находит автора и исполнителя, которые воплощают в жизнь его задумку. Таким образом, фактически они – его сотрудники и выполняют поставленные им задачи.
- Автор и/или исполнитель сами создают и выпускают песню. На определенном этапе для продвижения своего творчества они начинают сотрудничество с музыкальным лейблом, паблишингом или продюсерским агентством.
Изначально владельцами авторских прав являются авторы и исполнители песен. Но как в первом, так и во втором случае на определенном этапе они передают свои права в управление вышеупомянутым компаниям. Получая в управление права, эти компании берут на себя работу по продвижению контента, монетизации авторских прав, договорной работе и юридическому сопровождению артистов. Но делают они это не безвозмездно, а удерживают определенный процент от заработка на использовании авторских прав.
На какой срок артист передает свои права в управление, и в каком процентном соотношении будет распределяться прибыль от монетизации музыки, зависит от условий договора. Как показывает практика, музыкальные компании предпочитают заключать долгосрочные договоры, на срок 5, 10 и более лет, получая за свои услуги от 30 до 50% от заработанных денег.
Формальными обладателями авторских и смежных прав почти в 100% случаев становятся юридические лица – это либо музыкальные компании, либо сами авторы и исполнители, которые ведут деятельность как ФЛП, поскольку это выгоднее с точки зрения налогообложения. Среди участников музыкального рынка обладателей авторских и смежных прав принято называть правообладателями.
Как украинские артисты зарабатывают на использовании авторских прав? Основные виды монетизации музыкального контента в Украине следующие:
- продажа цифровых треков через интернет-сервисы – iTunes, GooglePlay, Spotify и другие интернет платформы и стриминговые сервисы;
- мобильный контент;
- использование музыки в рекламе и телепрограммах;
- публичное сообщение – роялти за использование музыки на радиостанциях и телеканалах;
- публичное исполнение – роялти за использование музыки в заведениях торговли и услуг (рестораны, кафе, торговые центры, супермаркеты и т. д.).
Сейчас по прибыльности на первом месте – цифровой контент. Затем идет публичное исполнение, затем – мобильный контент и использование треков в рекламе, и на последнем месте – публичное вещание.
По какой цепочке украинские артисты получают роялти? За такие виды использования, как цифровые продажи и продажа мобильного контента, деньги получает правообладатель и потом выплачивает артисту процент, определенный в договоре. По такой же схеме происходят выплаты за использование музыки в рекламе и фильмах. В случае с публичными видами использования музыки правообладатели заключают договоры с организациями коллективного управления, которые собирают деньги с пользователей музыкального контента и раз в квартал производят распределение, по итогам которого выплачивают роялти правообладателям. Правообладатели выплачивают деньги артистам, как правило, тоже на ежеквартальной основе.
К примеру, УЛАСП выплатила в 2017 году 12,8 млн грн. Общий рынок роялти за публичное исполнение в Украине составляет около 30 млн грн. При этом бóльшая часть выплат приходится на правообладателей западных артистов. Топовые украинские артисты за публичное исполнение могут получать 10–15–20 тысяч гривен в год. Это зависит от того, насколько часто песни артиста используются в плей-листах заведений, а также от того, насколько у него большой каталог. В случае с начинающими артистами это гораздо более скромные суммы, к тому же ранее чем через год-полтора с момента выхода на рынок, им не стоит рассчитывать на серьезные суммы роялти.
Как получают роялти из Украины западные артисты? Правообладатели более 70% западной музыки – это Sony Music, Warner Music, Universal. Их представителями на территории Украины являются музыкальные компании «Мировая музыка», Warner Music Ukraine и «Комп Мюзик Паблишинг» соответственно. Они выпускают музыку из каталогов западных лейблов на компакт-дисках, получают деньги от продажи цифрового и мобильного контента, а также за публичные виды использования. Затем они удерживают свой процент за услуги и выплачивают деньги головным компаниям.
Однако деньги, которые получается заработать на использовании авторских прав на территории Украины, для западных компаний несущественные.
Почему авторские выплаты украинским артистам невелики и что нужно сделать, чтобы они увеличились? На сегодняшний день монетизация контента и роялти за публичные виды использования музыки для украинских артистов – это дополнительный, а не основной доход. Основные причины этого – несовершенство законодательства, его несоблюдение, а также общий спад в экономике. Например, в западном шоу-бизнесе одним из главных источников монетизации авторских прав служат выплаты роялти кабельных операторов, в то время как в Украине эти компании не платят за использование музыки.
Сейчас по инициативе УЛАСП в судах рассматриваются иски к этим компаниям, и, возможно, это приведет к легализации использования контента кабельными операторами. Подобная ситуация сложилась с выплатами украинских радиостанций и телеканалов за публичное вещание. Изменить это крайне сложно, так как артисты зависят от ротаций их песен на радиостанциях и музыкальных каналах и не хотят с ними судиться. Роялти за публичное исполнение музыки исчисляется бóльшими суммами, хотя в сравнении с западными странами ставки роялти для заведений торговли и услуг низкие, при этом часть заведений за музыку не платят. Все эти факторы в комплексе и приводят к тому, что монетизация авторских прав приносит украинским артистам гораздо меньшие суммы, чем получают их западные коллеги с рынков, где построена эффективная и прозрачная система выплат.
Соответственно, чтобы рынок роялти в Украине стал прибыльнее, должна быть построена система, при которой любое использование музыки будет невозможно без выплаты соответствующего вознаграждения правообладателям.
Остается надеяться, что украинские власть имущие наконец-то поймут, что в словосочетании «музыкальный бизнес» главное слово – «бизнес», и будут выстраивать законодательство именно для поддержки бизнеса, а не руководствоваться популистскими лозунгами о защите украинской культуры. И если заработает музыкальный бизнес, то и украинская культура получит новый толчок к развитию, так как артисты будут иметь возможность вкладывать деньги в создание нового украинского музыкального контента.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.