Почему именно Андреевская: как объяснить выбор места для ставропигии Константинопольского патриархата
И на каких исторических событиях базируется величие этого храма

18 октября 2018 года Верховная Рада Украины приняла законопроект № 9208 «Об особенностях пользования Андреевской церковью Национального заповедника «София Киевская». Согласно тексту документа, в Андреевской церкви, которая остается в государственной собственности, будет обустроена Ставропигия Вселенского Константинопольского патриархата в Киеве. Ставропигией (с греческого – «воздвижения креста») называют автономную православную церковная единицу, подлежащую юрисдикции не местного иерарха, а непосредственно патриарху, соответственно, она пользуется специальными правами. Почему выбор Константинополя при обустройстве своего постоянного представительства в Украине пал именно на Андреевскую церковь? Ответ на этот вопрос читателям Mind подготовил Игорь Нетудихаткин – кандидат исторических наук, заведующий сектором «Музей «Андреевская церковь» Национального заповедника «София Киевская».
Андреевская церковь в Киеве была возведено по проекту выдающегося итальянского архитектора Франческо-Бартоломео Растрелли в середине XVIII века. Действительно, построенная в стиле барокко Андреевская церковь является одной из главных визитных карточек Киева. Впрочем, на наш взгляд, отнюдь не красота и великолепие храма сыграли решающую роль в этом судьбоносном выборе. Для того чтобы его понять, мы должны вообще абстрагироваться от сооружения и акцентировать внимание на сакральном значении места ее возведения – Андреевском холме, с которым в общественном сознании связан летописный рассказ о проповеди апостола Андрея на землях будущей Украины-Руси.

Храмовая икона Андреевской церкви в Киеве с образом апостола Андрея Первозванного
Холст, масло. XVIII в.
Именно в символичности образа апостола Андрея как для Киева, так и для Константинополя кроется ключ от этой загадки. И если «киевская легенда» об Андрее Первозванном в общих чертах знакома чуть ли не каждому киевлянину, то значение образа апостола Андрея для Вселенского патриаршего престола не будет лишним объяснить.
Кем был на самом деле Андрей Первозванный? О земном пути апостола Андрея известно крайне мало. Все более или менее достоверные свидетельства о нем сводятся к скупым упоминаниям в Евангелиях и появлению в начале «Деяний Апостолов». Фактически сведения об Андрее Первозванном обрываются на палестинской части его жизни.
История проповеднической деятельности апостола была реконструирована константинопольским монахом Епифанием только в IX веке. Епифаний без преувеличения был незаурядным человеком. Убегая от иконоборцев (противников почитания икон) из Константинополя, он решил не отсиживаться в каком-то монастыре, а осуществить гигантское «научно-археологическое» путешествие берегами Черного моря. Во время путешествия Епифаний тщательно исследовал все священные изображения, жертвенники, храмы и кресты, которые, согласно рассказам местных жителей, вели свое происхождение от времен проповеди в них апостола Андрея. Следствием этого путешествия стало написание Епифанием «Жития Андрея Первозванного» (около 815–843 годов).
Согласно «Житию», Андрей совершил из Иерусалима три путешествия берегами Черного моря, причем все три по маршруту «юг – восток – север». Эта схема была чрезвычайно удобна для Византийской империи, поскольку Черное море в то время превратилось для ромеев на «Mare Nostrum» (лат. «Наше море») – внутреннее море Византийской империи, вокруг которого была как бы собрано все огромное государство. Таким образом, Андрей превращался в апостола Византии. В «Житии», среди прочего, было указано, что Андрей Первозванный в 38 году рукоположил первого епископа г. Византий – святого Стахия.
Как эти события связаны с украинским настоящим? Удивительно, но непосредственным образом. Дело в том, что Византий – это небольшой городок на европейском берегу пролива Босфор, на месте которого в 324 году император Константин Великий начал строительство так называемого Нового Рима, впоследствии получившего название Константинополь.

Герб Константинопольского патриаршего престола
Нетрудно догадаться, что именно от г. Византий получила название мощная Византийская империя, а от святого Стахия ведут свое начало все Константинопольские патриархи, до нынешнего патриарха Варфаломея I, который начал процесс предоставления «Томоса» об автокефалии (независимости) Украинской церкви. Официальный титул Варфаломея звучит следующим образом: «двести тридцать второй Архиепископ Константинополя – Нового Рима и Вселенский патриарх, предстоятель Константинопольской православной церкви». Итак, апостол Андрей Первозванный считается основателем престола Вселенских патриархов в Константинополе.
Чем отличился Андрей? Не позднее XI века под влиянием «Жития Андрея Первозванного» авторства Епифания, сформировалась так называемая Андреева легенда, которая вошла в летопись «Повесть временных лет». Согласно летописному преданию, апостол Андрей проповедовал в г. Синоп на Анатолийском полуострове (современная Турецкая Республика), откуда пришел в Корсунь (Херсонес) в Крыму. В дальнейшем он добрался до устья Днепра и начал подниматься по реке в северном направлении. На своем пути апостол увидел крутые днепровские холмы, поднялся на один из них и предрек появление в будущем Киева: «Видите ли горы эти? – на этих горах воссияет благодать Божия; и будет город великий и много церквей воздвигнет Бог». Также летописец зафиксировал важные обстоятельства, которые сопровождали пророчества апостолом: «И поднялся на эти горы, благословил, поставил крест, и помолился Богу, и сошел с этой горы, где со временем будет Киев, и пошел Днепром вверх».
Кто и как почитал святого? Издавна киевляне чествовали место установки креста апостолом, воздвигая храмы в его честь. Древнейшая Андреевская церковь в Киеве была основана в 1086 году при Янчином монастыре (до нашего времени не сохранился). Ее основателем был киевский князь Всеволод Ярославич (1076–1077, 1078–1093), женатый на дочери византийского императора Константина IX Мономаха (1042–1055). Не зря именно князь Всеволод стал основателем первой Андреевской церкви в Киеве – при крещении он получил имя «Андрей». Среди прочего, это подтверждается граффити (надписи на стене) в Софийском соборе о захоронении князя Андрея в «большой четверг... месяца апреля в 14».
Показательно, что византийский император Михаил Дука (1072–1077), ища союза с киевским князем Всеволодом, апеллировал именно к образу апостола Андрея Первозванного, который символически объединял Киев и Константинополь. «Духовные книги и достоверные истории учат меня (императора. – И.Н.), что наши государства оба (Византийская империя и Киевская Русь. – И.Н.) имеют один источник и корни, и одно и то же спасительное слово распространено в обоих, одни и те же очевидцы божественного таинства и его предвестники (Андрей Первозванный. – И.Н.) сказали в них слово Евангелия», – писал от имени императора его секретарь, выдающийся математик своего времени Михаил Пселл.
Возведенная Всеволодом Андреевская церковь до нашего времени не сохранилась. Историк Михаил Максимович отмечал, что ее местоположение традиционно определялось «гадательно», исходя из редких летописных упоминаний о близости Янчиного монастыря к Десятинной церкви на Старокиевской горе.
Чем знаменита Андреевская церковь? Ныне существующую Андреевскую церковь в середине XVIII века заложили именно на том холме, с которым в сознании киевлян ассоциировалась история о проповеди апостола Андрея Первозванного и установления им первого на наших землях креста. Шедевр архитектора Растрелли уже четверть тысячелетия возвышается над Киевом – высота церкви от паперти, включая крест на центральном куполе, составляет 50 м.

Образ апостола Андрея Первозванного в плафоне на сводах Андреевской церкви
Если зайти внутрь и поднять голову, то можно увидеть «самого высокого» Андрея в Киеве – образ святого в живописном плафоне на сводах храма. Совсем недавно он был бережно отреставрирован специалистами Национального заповедника «София Киевская», на балансе которого остается Андреевская церковь.
Однако теперь мы понимаем, что перед нами не только апостол, который предрек появление Киева, но и основатель Константинопольского патриаршего престола.
Надеюсь, что вышеприведенная информация пригодится читателям для более глубокого понимания процессов, которые происходят вокруг Андреевской церкви – памятника культурного наследия национального значения.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.