Пропускной режим: почему е-лимиты для выведения валюты нуждаются в доработке
Про возможности и трудности украинского бизнеса инвестировать за границу

Закон «О валюте и валютных операциях», который вступил в силу в феврале этого года, среди прочего открывает для украинского бизнеса возможность инвестирования за границей. Согласно информации Национального банка, данная норма оказалось востребованной. В то же время практика бизнеса показывает, что сложности пока есть и еще есть над чем работать. Так, на сегодняшний день отсутствует исчерпывающий пакет документов, который необходим банкам для проведения транзакций в рамках «е-лимитов».
Про то, как работает система и с чем сталкивается бизнес при инвестировании средств за границу, рассказала Mind вице-президент Ассоциации налогоплательщиков Украины Наталья Ульянова.
Придет ли в Украину инвестиционный бум?
Последние несколько лет наша страна неуклонно проигрывала борьбу за инвестиционные ресурсы. В то же время в Украине медленно, но уверенно формируется фундамент для привлечения прямых иностранных инвестиций. Да, не прямо завтра, но в обозримом будущем у нас есть все шансы пережить инвестиционный бум. Например, по данным Госстата, инвестиции в основной капитал в Украине с 2015 года стабильно растут и в 2018-м достигли 17,2% ВВП. Это же касается и капитальных инвестиций, объем которых в 2018 году превысил $19 млрд.
Причем речь идет об институциональных инвесторах, которые пристально изучают украинскую экономику и планируют играть в долгую. То есть это не ситуативные вложения на год-два, а крупные проекты с горизонтом 5–10 лет и даже больше.
И это подтверждают результаты опроса, который был проведен в апреле EBA, Dragon Capital и Центром экономической стратегии (CES). В нем приняли участие 75 респондентов, которые уже являются инвесторами украинской экономики. Согласно опросу 88% опрошенных готовы и дальше инвестировать в нашу страну, а 20% респондентов считают, что сейчас наиболее оптимальное время для капиталовложений в Украине.
При этом инвесторы возлагают большие надежды на вновь избранного президента и его окружение, ожидая от них эффективных шагов по борьбе с коррупцией, назначения на ключевые позиции в правительстве реформаторов с высокой репутацией, достижения договоренностей с МВФ о следующем транше и предоставления гарантий защиты капитала.
Как работает инвестирование за границу?
В то же время в украинском законодательстве уже произошли серьезные изменения, которые частично открывают возможности для инвестиций. Речь идет о законе «О валюте и валютных операциях», который вступил в силу в феврале нынешнего года.
Одна из значимых новаций – отмена валютных лицензий на инвестирование за пределы Украины и на открытие счетов в иностранных банках как для физических, так и юридических лиц.
Ранее для размещения валютных ценностей на счетах в зарубежных банках нужно было получать индивидуальную лицензию Нацбанка. Поэтому украинский бизнес предпочитал не связываться с оформлением лицензии, а открывал счета через свои представительства или дочерние структуры в других странах.
Теперь все значительно проще. Индивидуальные лицензии заменила автоматизированная система е-лимитов. Она дает возможность инвестировать средства и переводить их за пределы Украины, по сути, по заявительному принципу. Главное, чтобы общая сумма не превышала годовой лимит, который для физических лиц – предпринимателей и юридических лиц составляет 2 млн евро в год.
Для каких целей может использоваться система е-лимитов? Основные – это размещение средств на собственных счетах за пределами Украины и осуществление инвестиционных операций: открытие компании, приобретение корпоративных прав или недвижимости, покупка ценных бумаг.
Еще одна важная особенность новой системы в том, что НБУ теперь контролирует только суммы операций и остаток лимита. Чистоту самих трансакций проверяют непосредственно коммерческие банки. Они же дают разрешение на валютные переводы.
Почему нужна «работа на ошибками»?
У такого механизма есть как преимущества, так и недостатки. Главное достоинство в том, что все процедуры проходят значительно быстрее. Бизнес, уже успевший воспользоваться е-лимитами, говорит о том, что реальные сроки проведения операций составляют 2–3 дня. Кроме того, если клиент подтверждает цель инвестирования за пределы Украины, банк заблокировать перевод не может. А при отправке собственных денежных средств (например, выручки) на свой заграничный счет обосновывать цель операции и вовсе не нужно. Раньше Нацбанк мог отказать в выдаче лицензии даже при условии, что заявитель выполнил все условия ее оформления.
В то же время у юридических лиц при общении с банками часто возникают сложности. Они связаны с тем, что на сегодняшний день отсутствует исчерпывающий пакет документов, который необходим банкам для проведения трансакций в рамках е-лимитов. И, чтобы не иметь в будущем проблем с финмониторингом, который проверяет операции постфактум, банки подстраховываются и требуют с клиентов по-максимуму.
Во-первых, заявитель должен подтвердить происхождение средств. Например, в виде налоговой отчетности или договоров/актов/накладных об оплате за проданные товары или предоставленные услуги. Во-вторых, клиент обязан подать банку документы, подтверждающие источник валюты. Неважно, валютная это выручка или валюта, приобретенная на межбанковском рынке. При этом юридическое лицо не имеет право переводить за пределы Украины валюту, которая куплена за кредитные средства.
В-третьих, если операция осуществляется с целью инвестирования, эту инвестицию необходимо обосновать. Подать в банк договор купли-продажи корпоративных прав или учредительные документы компании, в уставный фонд которой юридическое лицо – резидент Украины намерено внести средства.
В-четвертых, дополнительно банки требуют раскрыть структуру собственности нерезидентов, которые являются получателями средств за рубежом. Вплоть до конечных бенефициаров. Таким способом банки пытаются выявить связанных лиц, операции между которыми могут подпадать под критерии трансфертного ценообразования.
Неподача хотя бы одного документа, а также пункты и формулировки в документах, которые «не нравятся» банку (вплоть до номеров расчетных счетов и названий контрагентов) могут стать основанием для отказа в операции.
Чего ожидать от НБУ?
Поэтому, с одной стороны, изменение украинского законодательства в сторону либерализации валютных операций и трансграничного перемещения капиталов дает бизнесу широкий инструментарий для легального масштабирования за пределами Украины и для привлечения инвесторов. С другой стороны, механизм е-лимитов нуждается в доработке. В первую очередь с точки зрения формализации требований к подобным операциям в части их документального подтверждения и аргументации целей валютных переводов.
НБУ по данному вопросу пока никаких разъяснений не дает. Но не стоит забывать, что Нацбанк еще не привел всю свою нормативно-правовую базу в соответствие с требованиями нового закона. Кроме того, есть вероятность, что регулятор во втором полугодии 2019 года прибегнет к еще большему смягчению процедуры инвестирования за пределы Украины. И не исключено, что к этому моменту выявленные недостатки системы е-лимитов будут устранены.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.