Заболело в мире
33,081,725
Умерло в мире
997,777
Вылечилось в мире
22,926,896
Заболело в Украине
201,305
Умерло в Украине
3,996
Вылечилось в Украине
88,453
Китайский космос: как чужую идею превратить в инновационную разработку

Китайский космос: как чужую идею превратить в инновационную разработку

О чем умалчивает азиатский разработчик

Этот материал также доступен на украинском
Китайский космос: как чужую идею превратить в инновационную разработку

Пока США совершенствуют умение запугивать, в частности, придумывают космические войска, на другой стороне Земли расширяют горизонты. Так, китайцы проводят первый биологический эксперимент на Луне и планируют построить первую космическую электростанцию. Конечно, у китайской «медали» есть и другая сторона, но на первый взгляд все выглядит довольно мирно и инновационно.

О том, как удачно Китай пользуется забытыми разработками и как дает им новую жизнь, рассказал Mind военный эксперт Михаил Жирохов.

Освоение космического пространства в последние годы пошло просто ошеломительными темпами. Особенно  хорошо это видно на примере США и Китая. Так, Штаты движутся по пути развития частных ракетных пусков. В свою очередь Китай, находящийся в некой полуизоляции от мирового пути развития космической техники, вынужден делать нестандартные шаги. При этом часто используя и творчески перерабатывая советские и постсоветские разработки.

Made in China? Типичным примером такого творческого заимствования стоит признать китайской проект «Морской старт». Так, в начале июня китайцам удалось совершить первый удачный запуск твердотопливной ракеты-носителя «Чанчжэн-11» с морской платформы в Желтом море. Как сообщило Центральное телевидение Китая, ракета вывела в космическое пространство два космических аппарата Bufeng-1A и Bufeng-1B (разработаны Академией космических технологий Китая, для наблюдения за ветрами над Мировым океаном), а также пять коммерческих микроспутников.

Причем не стоит недооценивать относительно небольшую полезную нагрузку – нынешняя микроэлектроника творит чудеса. Сегодня в массу 100 кг вполне успешно вписывается коммерческий спутник, снимающий видео земной поверхности с разрешением в 1 м с солнечно-синхронной орбиты. В то же время военный аппарат явно будет еще компактнее.

У кого Китай «подсмотрел» идею? Идея запуска с экватора грузов на околоземную орбиту появилась в конце 1980-х. Такие пуски позволяли значительно повысить массу груза, доставляемую на геостационарную орбиту за счет отсутствия необходимости для спутника или разгонного блока тратить топливо на затратные маневры по снижению наклонения.

В полной мере эта идея была реализована только в середине 1990-х годов совместными усилиями международного концерна – российского РКК «Энергия» им. С.П. Королева (25%), украинских ПО «Южный машиностроительный завод им. А.М. Макарова» («Южмаш») (10%) и конструкторского бюро «Южное» (5%), норвежской судостроительной компании Кvaerner (20%) и американской Boeing (40%).

«Южмаш» отвечал за создание ракеты-носителя, норвежская сторона строила платформу для запусков, а «Энергия» координировала запуски. Общее руководство было за американцами.

Как это работало? В качестве платформы использовали бывшую нефтяную платформу Ocean Odyssey, построенную в Японии в 1982 году. В качестве носителя была выбрана ракета «Зенит-2S», на основе которой была разработан новый вариант – «Зенит-3SL».

Схема работы космодрома была следующей: в порту Лонг-Бич (США) полностью собранная ракета устанавливалась на стартовом столе пусковой платформы, а затем отвозилась в ангар, в котором переправлялась морем до места старта – посреди Тихого океана. Вместе c платформой выдвигалось и судно управления Sea Launch Commander.

Выйдя на место пуска, платформа готовилась к старту (фактически полупогружалась). После подготовки оба судна объединялись специальным переходом. Ракета выставлялась на стартовую позицию, весь персонал перемещался на судно управления, которое уходило на безопасное расстояние. И уже оттуда осуществлялась сначала заправка ракеты-носителя, а затем и старт. После этого команды опять занимали свои места и возвращались в порт.

Где теперь «первопроходец»? Казалось бы, такой проект обязательно должен был стать коммерчески удачным, однако даже не самые конкурентные 2000-е годы не смогли помочь первому «Морскому старту». Всего было выполнено 36 пусков, однако уже в 2008 году стало понятно, что проект работает в минус, а в 2009-м компания объявила о своем банкротстве.

После реорганизации «Морской старт» продержался еще до 2014 года, позднее на нем не было сделано ни одного старта.

В итоге проект выкупила российская компания S7, собиравшаяся восстановить запуски. Однако оккупация Крыма и последующее прекращение контактов Украины и России по этому направлению положили конец сотрудничеству компании с «Южмашем».

«Работа над ошибками». Главная причина неудач проекта – слишком узкий рынок такого рода услуг, что делает запуски экономически невыгодными. К тому же сами запуски были достаточно дорогим удовольствием. Во-первых, ракета производилась в Украине, откуда ее доставлял Ан-124. Во-вторых, «Зенит» был достаточно стандартной советской жидкостной ракетой-носителем с керосин-кислородной парой топливо-окислителей. А это значит, что требования по безопасности при доставке и установке ракеты и ее заправке непосредственно перед стартом были беспрецедентными. Причем в центр Тихого океана приходилось тащить с собой не только керосин, но и жидкий кислород.

А цели-то разные… Теперь же довольно перспективную нишу открывает для себя Китай. Однако китайский проект серьезно отличается от «Морского старта». Прежде всего целью создания.

Международный консорциум планировал «отвоевать себе кусок пирога» запусков геостационарных спутников. Он предлагал вместо тяжелых «сухопутных» ракет более легкую и дешевую ракету среднего класса, способную с экватора доставить аналогичную им нагрузку. В свою очередь китайцы не собираются выходить на рынок коммерческого космоса. Их задача на данном этапе попроще – максимально удешевить собственные запуски спутников. В этом случае «Морской старт» вполне может конкурировать с классическим космодромом.

В этом случае снова возникает вопрос цены и логистики. Китайским ракетостроителям, заводы которых располагаются в промышленно развитых приморских регионах, проще и дешевле доставить ракету в порт, чем везти ее на космодромы, расположенные в удаленных районах. Например, наиболее распространенные ракеты-носители Long March 11 китайцы обычно запускают из Цзюцюана – на краю пустыни во Внутренней Монголии.

Между строк. У китайских военных есть и еще один интерес  к такого рода экспериментам с легкими ракетами. Дело в том, что фактически они получают десятки (и сотни) ракет-носителей, которые долго хранятся и могут быть оперативно запущены не через недели, а через дни или даже часы. В условиях возможного мирового противостояния такие ракеты могут оказаться крайне полезными.

Например, командованию срочно понадобилось узнать, что творится у противника. Зачем посылать самолет, стратегический беспилотник или ждать пролета одного из постоянных спутников-шпионов – дай команду на тот или иной «дежурный космодром», и результат вполне может оказаться на столе и через полчаса, если подгадать район пуска и регион. Тут в плюс идет мобильность морских платформ.

Пригодится она, и если дойдет до открытого военного противостояния, и если потребуется срочно восстанавливать атакованную вражеским противоспутниковым оружием свою группировку спутников разведки, связи, предупреждения о ракетном нападении и т. д.

Таким образом, мир в очередной раз увидел, как китайцы могут взять практически любую идею и довести ее до логического финала, получив при этом немалые выгоды. Да, на нынешнем этапе успехи не слишком впечатляют по сравнению с успехами того же Илона Маска и его Falcon 9. Ведь никто не отрицает, что между выводом 500 кг полезной нагрузки на опорную орбиту и несколькими тоннами в 20 000 км над Землей лежит пропасть, но дорогу осилит идущий.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате