Опять власть поменялась: к чему готовиться «попередникам»
О правилах преследования и о том, чем все может закончиться

Совсем скоро новоизбранная Верховная Рада IX созыва начнет свою работу, и новой власти останется «закрыть» вакансии исполнительной ветви. Будет принято решение по новому главе Кабинета министров, руководителям министерств, ведомств, служб – и начнется работа «с чистого листа».
О том, как может выглядеть подведение итогов работы предыдущей команды и каковы прогнозы действий новой, своими предположениями с Mind поделился управляющий партнер Адвокатского объединения «Овчаров и Партнеры» Денис Овчаров.
Смена власти в Украине всегда чревата открытием уголовных производств на «попередников». Как показывает история, каждый президент Украины так или иначе становится фигурантом в ряде уголовных производств буквально на следующий день после прихода нового. Такая же история из года в год повторяется и с депутатами, министрами, главами администраций и разного рода ведомств. Это уже давно устоявшаяся традиция: каждая новая власть ищет компромат и болевые точки предыдущей.
Так происходит всегда и везде. И сегодняшняя ситуация не станет исключением. Как только выберут нового «нашего» Генерального прокурора, маховик «эффективного расследования и честного правосудия» заработает на полную мощность.
«Попередники» прославились «фактовыми» уголовными производствами, полностью блокирующими работу компании, беспредельными обысками и арестами счетов. Но, как показала судебная практика, там, где нет подозреваемых, арест счетов и изъятие техники затягивается максимум на 1–2 месяца (маловато как для существенного давления на предшественников). Если же в деле есть подозреваемые, «откатить» все назад зачастую намного сложнее.
В то же время с предъявлением подозрения у наших правоохранителей все сложно, поскольку во многих громких делах из-за особого статуса фигурантов подозрение должен подписывать и вручать Генеральный прокурор или его заместитель. У последних, конечно же, на такие «мелочи» времени почти никогда не находилось, фигуранты не получали статуса подозреваемого в производстве – и все эти громкие детективные истории очень быстро затихали. И многие с таким положением дел уже научились спокойно жить.
Новоизбранные же «миллениалы» не станут повторять таких ошибок. Поскольку у электората запросы стали серьезней, обысков и краткосрочных арестов уже недостаточно – теперь нужны задержания и посадки. Для удовлетворения таких запросов придется, конечно, постараться.
Есть ли у них план?
Ниже прилагается неофициальная директива по преследованию «попередников» новоизбранной властью.
- Поднять все старые дела, которые были закрыты по «личной просьбе» бывших представителей власти. Обычно в таких «заказных» ситуациях правоохранители не утруждают себя надлежащей отработкой «запроса», а просто перекладывают материалы дела подальше или безосновательно их закрывают. Поэтому популярным теперь стало выкладывать в сеть часть таких забытых материалов, например, протоколы допросов или прослушки, склеивать из них какую-нибудь «страшилку» и активно пиариться «новым резонансным расследованием».
- Особое внимание следует уделить тем, кто резко упал в рейтингах и не прошел в новый состав. Они потеряли власть и поддержку народа, следовательно, читать и показывать их будут на порядок меньше. Смотрим декларацию, мониторим перечень компаний, в которых «бывший» имел долю. Далее анализируем участие этих компаний в госзакупках через систему ProZorro и выделяем тех, кто существенно вырос за прошлую каденцию.
- Смотрим контрагентов этих компаний и их долю в государственной собственности. Мониторим этих контрагентов в реестре судебных решений на наличие уголовных производств. И если все совпало – бинго! – теперь у нас есть кандидат на коррупционное преступление.
Как будут доказывать вину «попередников»?
Осталось решить, кто подаст заявление о преступлении – и можно начинать собирать доказательственную базу.
- Начать следует с запроса документов по интересующей хозяйственной операции. Потом провести судебно-экономическую экспертизу и дальше доказывать через допросы и обыски умысел на совершение преступление.
- Что делать, если предприятия «попередников» выросли, а гостендеров нет? Часто компании обходят тендера через дробление суммы сделки. В этом случае следует отобрать контрагентов из государственного сектора и оформить доступ к их банковским счетам, чтобы определить суммы и движение денежных средств. Если подтвердится факт дробления сделки, можно продолжать доказывать умысел, проводя допросы и обыски.
- А если же каким-то образом «клиент» не участвовал в «распиле» государственных денег, на чем тогда он мог бы подняться? Как правило, на оптимизации налогообложения через сотрудничество с фиктивными компаниями. Осталось проанализировать контрагентов на фиктивность – и вот вам новая точка входа.
- А если у «попередника» нет компаний? Тогда все предыдущие приемы следует отработать с его ближайшим окружением (жена, брат, сват).
Вот и все – «мы их сделали»!
Предложенный метод является примитивной аналитикой, но при этом эффективной дорожной картой, по которой правоохранители пойдут с окончанием президентских и парламентских выборов.
Как оценивать такие движения: указание свыше или самодеятельность ронинов (самураев без хозяев), которые хотят удержаться в своих креслах? А может, это диверсанты, которые хотят подставить новую власть? В данной ситуации разницы особой нет – в любом случае нужно быть в тонусе, так как бумеранг имеет свойство возвращаться.
Как уберечь себя от визита новых блюстителей закона и порядка?
- Проанализировать корпоративную структуру контрагентов на предмет связи с «попередниками» и их окружением.
- Вычистить «попередников» из корпоративной части.
- Проанализировать хозяйственные правоотношения, где фигурируют бюджетные деньги на момент нарушений.
- Проверить жизнеспособность контрагентов.
- Обзавестись качественной правовой помощью.
- Подготовить компанию к возможному аресту счетов.
- Готовиться к обыскам и допросам.
- Готовить пиар-стратегию возможной защиты.
Как видим, тактика и стратегия поведения новоизбранной власти вряд ли будет отличаться особой оригинальностью и непредсказуемостью, поэтому лучше готовиться к этому заранее тоже классическими и проверенными годами методами. И чем раньше, тем в итоге будет экономнее и безопаснее.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.