Покращення 3.0: уменьшится ли давление на предпринимателей

Покращення 3.0: уменьшится ли давление на предпринимателей

Как повлияют на ведение бизнеса новые законодательные инициативы

Цей текст також доступний українською
Покращення 3.0: уменьшится ли давление на предпринимателей

Вопрос об уменьшении давления на бизнес со стороны контролирующих органов не новый и, несмотря на стремление любой власти его решить, до сих пор остается актуальным. В то же время Верховная Рада  уже взялась и за эту сферу. Так, на днях народные избранники поддержали в первом чтении законопроект об уменьшении давления на бизнес (№1080). Насколько этот документ в случае его принятия станет действенным «инструментом» для преодоления вышеуказанных проблем, объяснил Mind юрист DLA Piper Украина Артем Крикун-Труш.

10 сентября 2019 Верховная Рада Украины приняла за основу проект Закона Украины «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины и Уголовно-процессуального кодекса Украины относительно уменьшения давления на бизнес» № 1080.

Какие нормы предлагается отменить

Законопроект предлагает исключить из Уголовного кодекса Украины статью 205 «Фиктивное предпринимательство», которая предусматривает уголовную ответственность за создание или приобретение субъектов предпринимательской деятельности (юридических лиц) с целью прикрытия незаконной деятельности или осуществления видов деятельности, в отношении которых имеется запрет.

Сейчас начать досудебное расследование в уголовном производстве по приведенной статье процессуально очень легко. Это позволяет органам правопорядка использовать для давления на бизнес такие инструменты уголовного процесса как обыск, выемка первичной документации, допрос должностных лиц предприятия, арест активов и тому подобное. А после этого еще и использовать полученные доказательства вне уголовного процесса при решении налоговых споров, искажает суть и цель уголовной ответственности.

Почему нужны изменения

Так, указанная статья очень часто используется органами правопорядка для создания доказательной базы при привлечении к финансовой ответственности за нарушение норм налогового законодательства.

Материалы досудебного расследования в уголовном производстве по этой статье (например, допрос руководителя предприятия) и соответствующий приговор суда используются в качестве обоснования доначисления денежных обязательств налогоплательщиков.

Например, допрос руководителя фиктивного предприятия приобщается контролирующим органом к судебному делу при решении налогового спора. Им обосновывается тот факт, что якобы операции налогоплательщика по его контрагентом не имеют реального характера. И суды принимают такое доказательство во внимание, решая спор на его основе не в пользу налогоплательщика. Хотя нормы процессуального законодательства устанавливают, что ни одно доказательство не имеет для суда заранее установленной силы и что суд не может обосновывать свои решения показаниями, не исследовав их напрямую.

Кроме того, для доказывания факта якобы нереальности операций налогоплательщика использовался и приговор по уголовным производствам по 205 статье. При решении налоговых споров суды предоставляют такому приговору преюдициальное значение и делают ошибочный вывод о нереальности операций налогоплательщика с его контрагентом в целом, не исследуя конкретные операции за конкретный период деятельности.

Об уклонении от уплаты налогов

Кроме того, законопроект предлагает поднять планку в размерах непоступления средств в примечании к статье 212 Уголовного кодекса Украины «Уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей)».

Примечание дает определение таким понятиям как «значительный размер», «крупный размер» и «особо крупный размер» суммы налогов, сборов и других обязательных платежей, имеет значительное влияние на квалификацию преступления и соответственно его тяжесть.

Что изменится с принятием законопроекта:

Размер
Действующая редакция
и сумма по состоянию на 2019
Законопроект
и сумма по состоянию на 2019
Значительный В тысячу и более раз превышают установленный законодательством необлагаемый минимум доходов граждан

(960 000 грн)

В три тысячи и более раз превышают установленный законодательством необлагаемый минимум доходов граждан

(2,8 млн грн)

Крупный В три тысячи и более раз превышают установленный законодательством необлагаемый минимум доходов граждан

(2,8 млн грн)

В пять тысяч и более раз превышают установленный законодательством необлагаемый минимум доходов граждан

(4,8 млн грн)

Особо крупный В пять тысяч и более раз превышают установленный законодательством необлагаемый минимум доходов граждан

(4,8 млн грн)

В семь тысяч и более раз превышают установленный законодательством необлагаемый минимум доходов граждан

(6,7 млнгрн)

Если сейчас уголовная ответственность начиналась с 960 000 грн, то, в случае окончательного принятия законопроекта, самая низкая граница составит чуть более 2,8 млн грн.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно