Поднебесные выгоды: чего ожидать от сотрудничества Украины и КНР в военно-технической области

Поднебесные выгоды: чего ожидать от сотрудничества Украины и КНР в военно-технической области

И о том, как скандал между США и Китаем повлиял на наши отношения с последним

Этот материал также доступен на украинском
Поднебесные выгоды: чего ожидать от сотрудничества Украины и КНР в военно-технической области
Фото: pixabay

В конце августа Китай обвинил США во вмешательстве во внутренние дела Украины и украинско-китайские отношения. Об этом сообщил посол КНР в Украине Ду Вэй. Он заверил, что украинско-китайское сотрудничество в сфере военных технологий базируется на принципах взаимной выгоды, и высказал мнение, что развитие данной отрасли Украины не интересует США.

Кроме того, посла возмутили слова советника президента США Дональда Трампа по вопросам национальной безопасности Джона Болтона о создании Китаем «дипломатии долга», в то время как КНР считает, что  такая политика присуща именно США.

Раньше, еще до посещения Болтоном Украины, издание WSJ сообщило, что советник Трампа приедет, чтобы не допустить покупку китайской инвестиционной компанией Skyrizon украинского завода «Мотор Сич». Источники отметили, что получение китайскими властями украинского предприятия рассматривается как шаг к расширению военных возможностей КНР.

Каковы же на самом деле отношения между Украиной и Китаем в военной сфере и чего от них ожидать в ближайшем будущем, рассказал Mind военный эксперт Михаил Жирохов.

На фоне скандала с продажей китайскому инвестору такого стратегически важного предприятия оборонного комплекса Украины как «Мотор Сич» интересно и поучительно проследить и историю военно-технического сотрудничества наших стран. Ведь мало кто знает, что после распада Советского Союза именно КНР была одним из крупнейших партнеров нашего военпрома. При этом, правда, вряд ли стоит говорить о равноправных отношениях, но обо всем по порядку.

Несмотря на разрыв военно-технических связей внутри огромного советского военно-промышленного комплекса, Украина получила в наследство примерно 2000 организаций, так или иначе задействованных в оборонной промышленности, что составляет приблизительно 17% общесоюзного потенциала.

Чем Украина привлекает Китай 

Однако замкнутых технологических цепочек было немного – Украина могла самостоятельно выпускать бронетехнику, корабли, авиационные и корабельные двигатели, стрелковое оружие, снаряжение и боеприпасы, изделия ракетной отрасли, военно-транспортного авиастроения.

Но самое главное – в стране осталось очень большое количество ремонтных предприятий, что позволяло Киеву по мере необходимости снимать со складов поставленную на хранение технику (а ее от Союза досталось гораздо больше потребностей обороны государства), проводить ее предпродажную подготовку, а затем реализовывать в третьи заинтересованные страны. Это, во-первых, было крупным источником бюджетных поступлений, во-вторых, позволяло избавиться от устаревшей, а значит, ненужной техники, в-третьих, обеспечивало ремонтные заводы заказами, а людей – работой. Кроме того, ремонтные заводы давали возможность модернизировать уже проданную технику.

Однако практически сразу украинский военпром попал под «российский каток»: согласно межправительственным соглашениям все новые разработки техники должны были быть ориентированы исключительно на российские комплектующие, на неофициальном уровне произошло и распределение рынков сбыта – фактически Кремль нам «милостливо» разрешал экспортировать старую советскую технику только в Африку и некоторые страны Азии.

Про выгоды для Украины

Единственным исключением был Китай. По данным авторитетного международного издания SIPRI, в период 2012‒2016 годов на Поднебесную пришлось 28% украинского оружейного экспорта.

Понятно, что Пекин, развивая сотрудничество с Украиной при этом преследовал свои, сугубо практические цели – прежде всего получение технологий, которые не продает ему Россия. А во-вторых, даже на готовые изделия украинской оборонки цена всегда была и есть ниже, чем, например, у россиян.

Уже на заре независимости Китай покупает у Украины управляемые ракеты класса «воздух – воздух», газотурбины, авиационные двигатели. Дальше сотрудничество углублялось и расширялось.
Наиболее характерным примером стало, например, комплексное участие наших предприятий в колоссальной китайской программе «клонирования» истребителя Су-27 и создания собственного палубного истребителя. Авиаремонтные заводы Украины, имевшие лицензию на ремонт Су-27, предоставляли китайцам техническую документацию и образцы агрегатов истребителя, а также организовывали обучение специалистов. Мало того Киев продал Пекину первый прототип Су-33 – опытный самолет Т10К, ставший основой для китайского палубного истребителя Shenyang J-15.

Интересно отметить, что после 2014 года, когда после аннексии Крыма прекратилось сотрудничество с российскими предприятиями военпрома, наши предприятия прибегли уже к экспорту части узлов и агрегатов для Су-27, которые производятся китайскими партнерами.

Довольно серьезную помощь оказал китайским авиастроителям и ГП «Антонов». Именно при непосредственном участии украинских специалистов в КНР был создан военно-транспортный самолет Y-20.

Есть вклад украинцев и в китайскую ракетную программу, но тут деталей в открытом доступе совсем немного.
В тоже время сознательно или нет, но Китай очень часто использовал Украину «втемную». Весьма показательна в этом отношении история с авианосцем «Варяг». В 1998 году китайцы купили этот недостроенный тяжелый авианесущий крейсер якобы для использования в гражданских целях – на его борту планировалось разместить крупный ресторан. Однако, когда в 2012-м корабль был передан заказчику, его мгновенно включили в состав китайского военно-морского флота с обозначением Type-001, или «Ляонин».

О перспективах сотрудничества с Поднебесной

На сегодняшний день перспективы военно-технического сотрудничества наших стран весьма туманны. С одной стороны, Китай все еще заинтересован в научно-технической базе украинского ВПК, в частности, это касается авиастроения и двигателестроения. Продолжается реализация уже заключенных контрактов – так, по ряду контрактов обязательства заканчиваются только к 2020 году, а также заключаются новые соглашения.

Однако очевидно, что в ближайшие несколько лет интересы Пекина в военно-технической сфере будут неизбежно сужаться, потому что Китай на основе полученных технологий теперь сам все быстрее создает собственные военные технологии, преодолевая разрывы с США и Россией в различных отраслях оборонной промышленности.

В то же время в условиях почти откровенного эмбарго на поставку оружия и технологий мы как никогда заинтересованы в покупке китайского оружия и комплектующих. Тем более, что нам есть что предложить – та же сельскохозяйственная продукция занимает в среднем 50% украинского экспорта в Китай. Из проектов, которые обсуждаются в военной среде, есть, например, и планы по развертыванию лицензионного производства реактивного учебно-боевого самолета L-15, который использует двигатели АИ-222 отечественного производства.

Мало того, стандартным для отечественной армейской автотехники стали китайские двигатели, которые мы, однако, получаем через Беларусь. Как изменится позиция Минска после создания в ближайшее время Союзного государства с Россией предсказать несложно. А это будет серьезный удар по нашей боеспособности.
Насколько эти две практически диаметральные позиции Киева и Пекина можно будет совместить покажет время. А пока можно говорить только о том, что военно-техническое сотрудничество будет продолжено: Китай по крайней мере ближайшие лет 10 будет закупать авиационные двигатели украинского производства.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате