Паника в киноиндустрии: стоит ли нервничать украинским производителям из-за господдержки иностранцев

Паника в киноиндустрии: стоит ли нервничать украинским производителям из-за господдержки иностранцев

Хватит ли денег на украинское кино и как изменится законодательство в этой сфере

Этот материал также доступен на украинском
Паника в киноиндустрии: стоит ли нервничать украинским производителям из-за господдержки иностранцев
Фото: pixabay

Президент Владимир Зеленский на днях подписал закон о госфинансировании иностранных кинопроизводителей в Украине. Цель документа – способствовать привлечению инвестиций и продвижению позитивного имиджа Украины за рубежом.

О том, что именно изменилось в правилах государственной поддержки киноиндустрии в Украине рассказала Mind юрист юридической фирмы «Астерс» Елена Гадомская.

Иностранные кинопроизводители теперь могут получить до 30% компенсации за создание фильмов в Украине. Это нововведение сопровождалось  критикой: мол, украинские киношники останутся без государственной поддержки, вместо них поддержку будут получать иностранные кинопроизводители. Словом, на рынке возникла паника.Но дискуссия развернулась на ровном месте, потому что украинских кинопроизводителей на самом деле не лишили бюджетных средств, зато создали условия для иностранных инвестиций в Украину и правила государственной поддержки производства кино приблизили к европейской практике.

Каковы правила государственной помощи на создание фильмов в ЕС

В Евросоюзе органы власти могут финансировать создание фильмов, если помощь кинопроизводителям соответствует правилам предоставления государственной помощи для культуры и сохранения наследия, а именно для аудиовизуальных произведений (GBER) или сообщению Европейской комиссии о государственной помощи для фильмов и других аудиовизуальных произведений 2013 года.

GBER – это такой сборник условий для различных видов помощи, при соблюдении которых органы власти могут не подавать уведомление в Еврокомиссию, потому что государственное финансирование считается допустимым для конкуренции.

Кинопроизводители получат государственную помощь тогда, когда кино создается как культурный продукт. Для этого в фильме должны быть социальные, религиозные, национальные элементы, которые удовлетворяют культурный спрос и занимаются культурным развитием стран европейского сообщества.

Каждая страна по своему усмотрению устанавливает для фильмов критерии культурности и придумывает систему отбора по созданию кинопроектов, которые могут быть профинансированы бюджетными средствами. Например, Венгрия, предоставляя государственную помощь на создание фильма, требовала, чтобы в нем демонстрировались венгерские или европейские традиции, показывались типичные местные или европейские культурные достопримечательности.

Компании, которые планируют создать кино, могут получить помощь на написание сценариев, разработку аудивизуальних произведений и вообще производство фильмов с учетом затрат на доступность фильмов для людей с ограниченными возможностями, на продвижение и маркетинг фильмов.

Государственное финансирование не безгранично и предоставляется в размере не более 50% от разрешенных расходов на создание фильма, в некоторых случаях – 60%, если фильм создается на средства нескольких стран.

Государство не может финансировать затраты на создание сложных аудиовизуальных произведений и фильмов, например малобюджетных фильмов и документального кино. Критерии такой сложности каждая страна устанавливает сама.

Наиболее распространенными формами помощи являются финансовая помощь (гранты, субсидии) и компенсация затрат компаний на производство кино (cash rebate), в том числе в форме tax rebate.

Страны Евросоюза по-разному поощряют и стимулируют кинопроизводителей инвестировать в кинобизнес на их территории. В одних случаях такую государственную помощь могут получить резиденты и нерезиденты страны, в других – национальные или иностранные компании.

Например, сегодня, по законодательству Эстонии, продюсеры зарубежных стран могут получить компенсацию до 30% от затрат на создание художественных, анимационных, документальных фильмов и сериалов на ее территории.

В 2008–2014 годах Еврокомиссия признала программу поддержки кинематографии в Эстонии допустимой государственной помощью и согласовала предоставление прямых грантов на поддержку кино. За счет государства можно было покрыть 50–95% затрат на создание фильма зависимости от его вида и фильма.

В Ирландии Еврокомиссия признала налоговые льготы иностранным кинопроизводителям совместной государственной помощью и позволила пользоваться такими льготами в размере 32–37% затрат на создание фильмов до 2024 года. В Венгрии по программе государственной помощи иностранные кинопроизводители могли покрыть расходы за счет государственных субсидий и налоговых льгот. Греция возвращает резидентам и нерезидентам до 35% от затрат на создание кино на ее территории.

Правила государственной помощи позволяют стране, предоставляющей помощь, требовать от создателей фильма потратить определенную ее часть или осуществлять определенную часть деятельности по кинопроизводству на ее территории, но в любом случае не могут требовать расходы более 80% общего бюджета фильма.

В упомянутой выше Эстонии условием предоставления помощи стало требование для иностранных получателей потратить на ее территории до 48% от бюджета фильма (или в пересчете 50% полученной помощи), а для совместных с иностранными производителями фильмов – до 80% общего бюджета фильма.

Как поддерживали киноиндустрию до сентября 2019 года

Предыдущая редакция закона о государственной поддержке кинематографии позволяла Министерству культуры, Украинскому культурному фонду и Госкино предоставлять кинопроизводителям государственные субсидии.

Бюджетное финансирование предусматривалось на создание различных видов фильмов, проведение творческих встреч, премьерных показов и покрытие части расходов на создание фильмов.

Но субсидию можно было получить не только на создание кино, но и для компенсации стоимости уже созданного кино – cash rebate. Закон устанавливал возможность возвращения 16,6% общего объема осуществленных кинопроизводителями платежей на сценично-постановочные средства, гостиничные услуги и аренду павильонов, пошив костюмов, транспортных услуг и т. д.

Получателями государственного возмещения могли быть как иностранные, так и украинские компании.

Правда, для нерезидентов уже тогда были установлены отдельные условия получения украинских государственных субсидий:

  1. собственный минимальный бюджет в фильм;
  2. согласование культурного теста (упоминание о национальных элементах культуры, религии, национальных героях) и некоторые другие условия

Что изменит новый закон

Измененный закон о государственной поддержке кинопроизводства разделил формы государственной поддержки для украинских и иностранных кинопроизводителей.

Отныне украинские кинопроизводители уже не смогут получить cash rebate на покрытие 16,6% общего объема сделанных ими платежей на зарплату работникам, вознаграждение актерам и съемочной группе, аренду имущества и т. п.

То есть пока cash rebate является единственной возможной формой государственной поддержки иностранных продюсеров в Украине. Планка такого возмещения расходов была увеличена с 16,6% до возможных 30%.

Новым требованием для получения иностранными создателями кино государственного финансирования является отсутствие среди их владельцев, участников, акционеров, в том числе конечных бенефициарных собственников (контроллеров), а также должностных лиц, резидентов Украины.

Инициаторы изменений объяснили такое дополнение необходимостью избежать коррупции и введением запрета на получение резидентами Украины нескольких форм государственной поддержки на создание одного фильма.

Как будет работать механизм господдержки и кто может остаться без нее

Как по мне, закон о государственной поддержке кинематографии вообще не устанавливает исключительной государственной поддержки по национальному принципу кинопроизводителя.

Отечественные и иностранные продюсеры могут получать бюджетные субсидии, за счет которых украинские и иностранные кинопроизводители будут оплачивать примерно одни и те же затраты на создание фильмов в Украине, такие как гонорары и авторское вознаграждение, заработная плата съемочной группе и гонорары актерам, оплата осветительной техники, спецтранспорта, звукозаписывающей техники, аренда костюмов и реквизитов, создание пиротехнических эффектов, пошив костюмов, изготовление декораций и другие.

Разница здесь в порядке финансирования: украинские кинопроизводители сначала выбивают государственные субсидии, а иностранные кинематографисты инвестируют свои средства в кино, а потом доказывают, что кино – это культурный продукт и обращаются за возмещением расходов в органы власти в Украине.

Разница также в объемах государственных субсидий на такие расходы – у украинских кинопроизводителей есть возможность получить от 50% до 100% на создание фильма, в то время как иностранцы могут получить максимум 30% от уплаченных ими платежей на киношные расходы.

Кроме государственных субсидий на производство фильмов, украинские продюсеры могут рассчитывать на дополнительные формы поддержки, которые не предусмотрены законом для иностранных кинопроизводителей.

Очевидно, естественное желание государства больше заботиться о создании национальных фильмов позволило прописать в законе возможность для украинских кинопроизводителей получить дополнительное бюджетное финансирование на покупку мобильных передвижных цифровых комплексов, транспорт для того, чтобы показывать национальные фильмы в маленьких городах и селах, на производство фильмов студентами, на образование и исследования в области кинематографии, на создание архива национального наследия кино и другие формы, которые впоследствии может придумать Кабмин.

Похоже, что иностранные кинопроизводители со своими инвестициями в Украине даже обделены формами государственной поддержки.

Но какими бы ни были формы государственной поддержки кинематографии в понимании правил государственной помощи, сам факт расходов государственного бюджета для поддержания  продюсерских компаний и деятельности по созданию кино улучшает их конкурентное положение на рынке по сравнению с компаниями и другими сферами экономики, которые не получают такого государственного финансирования.

Такое улучшение является одним из признаков государственной помощи. И предоставление любой бюджетной поддержке статуса государственной помощи не означает запрет финансирования, но обязывает поставщиков тратить бюджетные средства в объемах и на условиях, которые записаны в правилах государственной помощи для аудиовизуальных произведений.

Антимонопольный комитет скажет, насколько и кого недолюбила Украина, когда проверит обещанные в проекте госбюджета на 2020 год 505 млн грн на кинематографию на наличие признаков государственной помощи и определит ее совместимость с условиями конкуренции. А если государство случайно замахнулось на безграничное финансирование украинских или иностранных продюсеров, в силах правил государственной помощи и АМКУ будет его ограничивать.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате