Торговля в убыток: сколько недополучила Россия от продажи оружия
С чем останется экономика страны-агрессора, если вдобавок снизятся продажи нефти и газа

Несмотря на угрозы США ввести санкции в отношении стран – покупателей российского оружия, РФ пытается провернуть эти сделки.
Так, на днях стало известно, что страна-агрессор планирует отправить в Сербию современные ракетно-зенитные системы, хотя США предупредили Белград о введении санкций, если балканская страна купит российское вооружение. Как отмечалось, российские системы «Панцирь-С» будут поставлены в Сербию «в ближайшие несколько месяцев в соответствии с подписанным контрактом».
О ситуации на рынке торговли российским оружием и ее вероятных последствиях рассказал Mind военный эксперт Михаил Жирохов.
Одним из столпов российской экономики в последние годы была торговля оружием, однако после 2014 года она пошла наперекосяк. И виной всему не ухудшение качества оружия и техники – оно по-прежнему по некоторым направлениям весьма востребовано на международных рынках. Основные причины финансовых проблем у российских производителей оружия – это практика выдачи государством покупателям ничем не обеспеченных кредитов и санкции США, блокирующие долларовые расчеты за поставленное оружие.
Прибыль или убыток
Сфера торговли оружием во всех странах является военной тайной, а если помножить это на патологическую секретность режима Путина, то об объемах можно говорить только весьма приблизительно. Однако и тут есть исключения – время от времени в печать попадают конкретные цифры, по которым можно оценить масштаб катастрофы.
Так, буквально на днях российское информационное агентство РБК со ссылкой на отчетность компании «Рособоронэкспорт» (единственного официального экспортера оружия и товаров двойного назначения), полученную через систему Росстата, сообщило, что по итогам 2018 года дебиторская задолженность, включающая в том числе долг за поставленные, но не оплаченные вооружения, достигла 812,9 млрд рублей, или $13 млрд в пересчете по курсу.
Фактически это финансовая катастрофа, ведь, если сравнить с аналогичными цифрами за 2014 год, дыра в балансе корпорации увеличилась в 2,2 раза – на 450,1 млрд рублей, или $7,1 млрд. Вполне очевидно, что дебиторская задолженность может включать также авансы российским оборонным заводам или иностранным поставщикам комплектующих, но, судя по данным Госдепартамента, США на начало 2018 года удалось заблокировать 20% сделок «Рособоронэкспорта» на общую сумму $3 млрд.
То есть как минимум половина этого долга – деньги, которые были реально заплачены покупателем, однако зависли в западных банках, попав под американские санкции. Получить их оттуда весьма проблематично, так как большинство проплат за оружие и услуги традиционно идет через серьезные банки, которые не будут нарушать режим санкций – так выйдет себе дороже.
Санкции работают
Стоит напомнить, что компания «Рособоронэкспорт» находится под американскими санкциями уже три года – с ноября 2017-го. А это означает, что Министерство финансов США имеет право накладывать ограничения на структуры, которые вовлечены в «существенные сделки» с российскими предприятиями военно-промышленного комплекса. Причем такие ограничения касаются не только покупателей вооружений, но и банков, которые обслуживают подобные трансакции.
Чтобы понимать масштабы проблем, стоит привести и еще одну цифру. По данным Jane’s, по итогам 2018 года Россия заработала на продаже оружия $8,48 млрд и остается на втором месте после США ($32,75 млрд).
То, что такая ситуация вполне реальна, военные обозреватели стали говорить еще в 2018 году, а зарубежные покупатели поняли еще раньше.
Наиболее показательна в этом смысле многострадальная сделка на продажу 11 истребителей Су-35 в Индонезию, заключенная в феврале 2018 года. Причем по контракту новейшие истребители, наиболее близкие к пятому поколению среди российских машин, должны быть обменены на партии пальмового масла, каучуковой крошки и другие индонезийские товары, которые покрывали бы около половины стоимости контракта ($1,1 млрд). Переговоры длились очень долго, причем Индонезия принципиально не хотела платить валютой, а настаивала исключительно на расчете натурой.
Ныне этот контракт отсрочен – как старательно указывают российские СМИ – «из-за внутренних проблем в Индонезии», хотя индонезийские СМИ пишут, что это прямой результат американских санкций.
О «выгодном» российском кредитовании под госгарантии
Большой проблемой для российского военно-промышленного комплекса также являются «широкие жесты» Кремля разнообразным «дружеским» режимам по всему миру. Формально кредит выдается под государственные гарантии, но по факту все прекрасно понимают, что в большинстве случаев кредит оплачен не будет. Так, в 2018 году перестал платить Йемен, а буквально за год до этого российское правительство «милостиво» разрешило Венесуэле отложить погашение $1 млрд. И это не говоря уже о бесплатных поставках оружия на многие миллионы долларов в воюющую Сирию.
И такие крайне негативные процессы происходят на фоне все более ухудшающейся ситуации в мировой торговле оружием. Авторитетное западное издание Jane’s прямо пишет, что уже в следующем году российские вооружения потеряют около 17% от нынешней доли на рынке, падение продаж составит до $6,85 млрд. При этом второе месте в списке крупнейших продавцов Россия может уступить Франции, которая увеличит продажи до $6,96 млрд за счет поставки партии истребителей Rafale в Индию и Катар и роста мирового спроса на вертолеты.
Понятно, что россияне продолжают попытки «удержаться на плаву», но с каждым годом это становиться все сложнее. На традиционных рынках – Индия, Вьетнам, арабский мир – их все больше пододвигают новые игроки. Например, российскому военпрому не удалось выиграть контракт на поставку систем ПВО ближнего радиуса действия для индийской армии – тут их «Панцирь» обошел южнокорейский образец.
Как Украина «помогает» российской торговле
Вносит свою посильную лепту и Украина. Тут стоит отметить поставки крупной партии противотанковых ракетных комплексов и ракет к ним Саудовской Аравии, разворачивание лицензионного производства этих же ПТРК в Иордании, поставки в Египет. Хотя по сравнению с объемами российского экспорта это сущие копейки, но понемногу такие ручейки и складываются в поток, который рано или поздно сметет уровень доходов в этом секторе экономики.
А если в среднесрочной перспективе мир откажется от таких объемов нефти и газа, которые потребляет сейчас, то судьба экономики России, которая не является инновационной, а полностью зависит от экспорта углеводородов и оружия, окажется весьма плачевной.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.