Свои не дадут: что не так с кредитованием бизнеса в Украине

Свои не дадут: что не так с кредитованием бизнеса в Украине

И всегда ли следует радоваться санкциям, наложенным на банки

Цей текст також доступний українською
Свои не дадут: что не так с кредитованием бизнеса в Украине

В своих выступлениях чиновники экономического блока как мантру повторяют тезис, что Украина нуждается в иностранных инвестициях в реальный сектор. Общеизвестно, что иностранные инвесторы идут вслед за внутренними. Но несмотря на экономический рост на 4,2% за три квартала 2019 года, кредитование банками корпоративного сектора экономики уменьшается. Этот парадокс нуждается в переосмыслении. Финансовый эксперт Анатолий Дробязко предлагает анализ имеющихся фактов, тенденций и перспектив.

Кадровый резерв

В ІІІ квартале 2019 года впервые за многие годы увеличилось на 550 человек количество банковских работников. Ранее, с 2013 по 2019 год, этот показатель уменьшился с 242 000 до 132 600 человек, то есть безработными оказались 110 000 человек.

Численность работников банковской системы согласно статистической форме №900 в 2013–2019 годах

Свої не дадуть: що не так з кредитуванням бізнесу в Україні

Часть из них нашли место в Фонде гарантирования вкладов физических лиц, многим пришлось переквалифицироваться. Обратная связь общества – падение престижности банковских специальностей для поступления в вуз, абсолютно негативные сообщения в СМИ о банкирах и банках.

Количество банков, имеющих лицензию НБУ на проведение операций на рынке в 1995–2018 года

Свої не дадуть: що не так з кредитуванням бізнесу в Україні

Макропоказатели, обязательства и учетная ставка

Макропоказатели улучшаются. Национальный банк Украины понизил учетную ставку до 15,5% при текущей потребительской инфляции 6,5%, что почти соответствует запланированным годовым показателям. Валютные резервы увеличились до $21,4 млрд, обменный курс гривны с начала года укрепился на 12,4%.

В 2019 году (очень тяжелом по выплатам) Украина дисциплинированно обслуживала свои международные обязательства, уменьшив совокупный государственный долг до 58,1% ВВП.

В профессиональной среде усилилась дискуссия по поводу темпов падения учетной ставки НБУ с 18%, но учитывая то, что банки не пользуются кредитами рефинансирования НБУ как инструментом ресурсной поддержки, уменьшение учетной ставки не оказывает прямого влияния на кредитный рынок.

Депозиты

Постепенно возвращается доверие вкладчиков к банковской системе. Так, средства в гривне за 10 месяцев увеличились на 23,4 млрд грн, причем, за октябрь – на 4,7 млрд грн. Объемы валютных вкладов с начала года выросли на $777 млн и 166 млн евро. Главный недостаток этого ресурса для банков в том, что он является краткосрочным: более 70% – это текущие средства и депозиты до шести месяцев.

Бизнес также увеличил ресурсную базу в банках: за 10 месяцев средства юридических лиц увеличились на 8 млрд грн, $12 млрд и 420 млн евро. Эти показатели указывают на оживление экономики.

Кредиты

Сегмент потребительского кредитования домохозяйств в гривне за 10 месяцев вырос на 28,8 млрд грн. Это происходит на фоне тенденции к уменьшению на $250 млн задолженности по кредитам, выданным в валюте (предоставление новых кредитов в СКВ запрещено с 2009 года).

При этом результаты сегмента корпоративного кредитования ставят под сомнение эффективность политики, которую проводит регулятор. Кредитный портфель в гривне за 10 месяцев уменьшился на 25,7 млрд грн, в долларах США – на 1,1 млрд при увеличении кредитования в евро на 493 млн. Именно вокруг этого рынка и розвернулась профессиональная дискуссия.

Отношение кредитных портфелей юридических и физических лиц к ВВП в 1997–2019 года, %

Свої не дадуть: що не так з кредитуванням бізнесу в Україні

Динамика инвестиционного кредитного портфеля юридических и физических лиц в 2013–2019 годах, млн грн

Свої не дадуть: що не так з кредитуванням бізнесу в Україні

Главные проблемы

Первая проблема, которую надо решить, – негативно классифицированные активы банков.

По данным Минфина, на 1 июля этого года объем неработающих кредитов (NPL) в банковской системе составил 581 млрд грн (доля в портфеле – 51%). Из указанной суммы NPL на госбанки приходилось 415 млрд грн (71% от общего объема NPL).

За первое полугодие этого года госбанки уменьшили просроченную задолженность на 3,5 млрд грн; списали задолженности за счет резервов на 2,9 млрд грн; осуществили реструктуризацию NPL на 10,6 млрд грн (47%, или 5 млрд грн, – по закону Украины «О финансовой реструктуризации»).

Объем неработающих (дефолтных) займов в кредитном портфеле юрлиц в ПриватБанке составил 215 млрд грн (доля в портфеле – 95%), Сбербанке – 86 млрд грн (65%), Укрэксимбанке – 70 млрд грн (53%), в Укргазбанке – только 6 млрд грн (14%).

Что касается неработающих кредитов физлиц, то в Укрэксимбанке их было 2 млрд грн (89%),  Укргазбанке – 4 млрд грн (56%), Сбербанке – 5 млрд грн (45%), в ПриватБанке – 27 млрд грн (38%). Чтобы  выйти из тупика, 16 октября в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №2272 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о совершенствовании системы гарантирования вкладов физических лиц и выводе неплатежеспособных банков с рынка». Банки с участием государства получат возможность передавать безнадежную задолженность в управление ФГВФЛ исключительно с целью продажи фондом такой безнадежной задолженности на открытых торгах (аукционе), порядок проведения которых регламентируется нормативно-правовыми актами фонда.

Ранее такой механизм продажи безнадежных активов не применялся, так как за причиненные банкам убытки по закону должны отвечать заемщики или банкиры. Практики знают, что после предоставления кредитных средств идет начисление процентов, с которых налоговая отчисляет налоги, которые необходимо платить независимо от того, обслуживает ли должник свои обязательства. И остановить этот механизм можно только через суд. Поэтому банкирам безопаснее учитывать убытки на балансе банка, начисляя в течение длительного срока несуществующие доходы, чем их продать с дисконтом.

Согласно законопроекту, банк с участием государства обеспечивает правовую защиту руководителей соответствующего банка, в том числе путем предоставления правовой помощи адвокатами и другими специалистами в области права, в случае подачи против них исков или их участия в административном или уголовном производстве, которые связаны с принятием решений о передаче имущества таких банков в управление ФГВФЛ.

Эта инициатива не является бесспорной: через аукционы ФГВФЛ многие заемщики периода  «банкопада» с большим дисконтом откупили свои долги. Тезис, что в Украине по долгам платят только трусы, в этом случае сработал. Но для решения текущего долгового кризиса необходимо использовать различные инструменты. Важно не допускать таких должников к банковским ресурсам в будущем, о чем должен заботиться институт единого кредитного реестра, который заработал в НБУ в 2018 году.

Но долговой кризис – не единственная преграда на пути возобновления кредитования. К проблемам относятся и регуляции НБУ о связанных лицах, которые выписаны неоднозначно и позволяют инспекторам на проверках трактовать положения по своему усмотрению, что является объектом для злоупотреблений со стороны проверяющих.

Но самый большой страх банков – инструкции финансового мониторинга, за которыми стоят огромные штрафные санкции. Во многих случаях банкам дешевле отказать в кредите, чем потом иметь проблемы с проверяющими. Фактически эти регуляции отсекают малый и средний бизнес от банковского кредитования, так как банки несут ответственность не только за чистоту бизнеса своих клиентов, но и партнеров, которые обслуживаются в других финучреждениях. Поэтому малые по объему кредиты рассматривать нерентабельно – лучше без рисков кредитовать государство.

Свої не дадуть: що не так з кредитуванням бізнесу в Україні

Особый вопрос – переход НБУ к банковскому надзору на основе рисков. Например, банк по сложившемуся портфелю, согласно условиям тестирования, должен иметь капитал, который позволит быть в нормативах, если: в следующем году произойдет изменение обменного курса до 43 грн/$; 60% заемщиков перестанут платить по процентам, а еще через год исчезнут все залоги по кредитам. Куда может деться недвижимость, не объясняют, но готовят банковскую систему к тому, чтобы она могла работать в случае будущего сценария 2014 года.

Рынок «белых» заемщиков (которые удовлетворяют инструкциям НБУ, как будто они живут в другой стране) в Украине очень ограничен. Банки с иностранным капиталом могут предложить ресурсы на уровне 12–14% в гривне (что мало зависит от ставки НБУ). При этом в соседних Чехии и Польше украинским бизнесменам, наладившим экспорт продукции в ЕС, предлагают открывать предприятия на льготных условиях (ради создания новых рабочих мест) с кредитованием по европейским ставкам.

Крупные холдинги вышли по заимствованиям на мировые рынки IPO и залогу земельного банка в Украине. Это к слову о запрете на продажу украинских земель иностранцам – на практике она давно существует. Кроме того, в крупнейших карьерах ездит иностранная лизинговая техника временного ввоза. Крупнейшие холдинги платят иностранным лизинговым компаниям.

Поэтому ожидать в ближайшей перспективе кредитного бума, в частности поддержки малого и среднего бизнеса, не приходится.

Краткий вывод

Если правительственная программа экономического роста рассчитывает на ресурсную поддержку со стороны банков, где уже сейчас есть ресурс (вкладывается в ОВГЗ и депозитные сертификаты НБУ), необходима профессиональная дискуссия между работающим бизнесом и НБУ по поводу анализа регуляторной политики. Ведь она пока бездумно копируется с лекал международных организаций – без анализа полезности для национальной экономики.

СМИ в свою очередь с большим удовольствием пишут о штрафах, наложенных на банки по результатам финансового мониторинга, не задумываясь о том, сколько таким образом «убивается» реальных рабочих мест, генерировавших ВВП страны.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно