Ставьте лайк и подписывайтесь на канал: как планируют облагать налогом украинских блогеров

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал: как планируют облагать налогом украинских блогеров

О критериях для налогообложения и как это будет происходить на практике

Этот материал также доступен на украинском
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал: как планируют облагать налогом украинских блогеров

Сегодня, 23 декабря, по информации СМИ, в профильном комитете Верховной Рады планируется рассмотреть проект закона «О медиа».

Как сообщалось ранее, указанным законопроектом предполагается приравнять блогеров к СМИ и заставить их платить налоги.

Как нововведение может повлиять на указанную отрасль и почему под прицелом оказались блогеры, рассказал Mind юрист юридической компании ESQUIRES Виктор Залетин.

Ранее руководитель комитета ВР по вопросам гуманитарной и информационной политики Александр Ткаченко (экс-руководитель «1+1» Игоря Коломойского) анонсировал, что предварительно обсуждался вариант облагать налогом такую ​​новую профессию, как «блогер», однако в концепции законопроекта, размещенном на сайте комитета, любые прямые упоминания об этом отсутствуют.

В то же время проект утверждает критерии определения медиа, под которые подпадают и блогеры. Критерии в дальнейшем могут быть использованы именно для налогообложения последних: местонахождение пользователей информации, их аудитория, место оплаты или размещение рекламы, язык распространения информации, назначение и содержание и тому подобное.

Кроме того, проектом предлагается ввести регистрацию блогеров как онлайн-медиа, однако на добровольных началах. Таких пользователей предлагают обязать указывать только название и контактные данные. Однако неизвестно, как будет контролироваться актуальность этой информации. При этом лицензирование для данной категории пользователей не предусмотрено.

Предложение авторов документа по ведению блогов на украинском языке несколько утопично, ведь в документе не предусмотрена система контроля этого вопроса.

В общем, законодатель этим проектом только признает существование онлайн-медиа, а любое взаимодействие с контролирующими органами документом не предусмотрено. Поэтому вряд ли нормы этого законопроекта получат практическое применение в случае его принятия.

О монетизации отрасли

В то же время объемы деятельности блогеров можно проанализировать, в частности, на примере сети Instagram. По приблизительным оценкам в нем зарегистрировано в 11 млн украинцев. Можно выделить хотя бы 100 000 человек, которые получают прибыль благодаря ведению аккаунта в этой сети. Причем десятки тысяч пользователей могут получать значительную прибыль.

В соответствии с законодательством Украины, предоставление рекламных услуг должно происходить на договорных началах и облагаться, среди прочего доходы от предпринимательской деятельности – также облагаются налогом.

Базовая ставка налога на прибыль – 18%, налога на добавленную стоимость – 20%. Популярные в Instagram украинские блогеры за один рекламный пост получают от 4000 до 10000 грн и более, за день таких постов может быть не один десяток.

Таким образом, по приблизительным подсчетам, в государственный бюджет не поступают сотни миллионов гривен налогов только от деятельности блогеров в Instagram. А все из-за отсутствия нормативной базы и должного контроля.

Как контролировать финансы

Сегодня за уплатой налогов в Украине следит недавно реформированная Государственная налоговая служба (ГНС).

Однако практический надзор за уплатой налогов блогерами вызывает вопросы. Так, последние не обязаны регистрировать свою деятельность, в частности, в форме физических лиц-предпринимателей (ФЛП). В такой ситуации налоговики не могут отследить, из чего блогерам платить налоги, ведь их прибыль также не регистрируется.

Органы финансового мониторинга (например, банки) тоже не уполномочены узнавать источники происхождения средств, ведь обычно суммы поступлений на счета блогеров могут превышать сумму, которая предусматривает проведение такого мониторинга.

Остается только просматривать терабайты контента, чтобы искать в нем рекламу и требовать подтверждений уплаты налогов. Впрочем, если блогер не идет на контакт и не указывает достаточно данных в профиле, невозможно узнать, с кого требовать оплату. Запросы в офисы крупных социальных сетей с обоснованием «подозрения относительно неуплаты налогов» вряд ли станут причиной раскрытия персональных данных.

О зарубежном опыте

Контроль за деятельностью блогеров, в частности, был введен в России. Так, с 2014 года в стране существовал реестр блогеров, на которых подписано более 3000 пользователей. Цель этого контроля заключалась в проверке контента, а не налогообложении. Дискуссии о введении последнего до сих пор не утихают.

В США уплату налогов блогерами контролируют с помощью ежегодных налоговых деклараций. Этот документ должен подавать в контролирующие органы государства каждый работающий гражданин, который должен указывать в нем даже самые маленькие доходы, в частности от блога. Профессиональные блогеры облагаются как предприниматели – платят налоги за рекламу, подарки от спонсоров и тому подобное. Аналогичная система действует в Норвегии.

В Великобритании не уплачиваются налоги, если блогом заработано до 1000 фунтов в год.

Платная «подписка», или Как налоговикам мониторить блогеров

Учитывая вышесказанное, без введения общего обязательства подавать налоговые декларации заставить блогеров платить налоги невозможно. Поэтому реформирование законодательства должно предусматривать создание механизма такого налогообложения.

Для этого достаточно осуществить следующие шаги:

  • Ввести специальные ставки налога для блогеров-ФЛП и их обязательную регистрацию, например, если такой блогер получает прибыль более 10 000 грн в год. С целью их налогообложения можно учитывать и количество подписчиков.
  • Ввести субсидиарную ответственность по уплате налогов между блогерами и социальными сетями. Такая ответственность предусматривает переложение обязанности уплаты налога на социальную сеть, если она не обязывает своих пользователей предоставлять информацию в соответствии с законопроектом, или не предоставляет по запросу такую ​​информацию. Так, крупные компании будут заинтересованы сотрудничать с налоговыми органами, чтобы не переплачивать.
  • Поскольку на ГНС возложено более 70 заданий, дополнительная обязанность контролировать блогеров будет больше истощать налоговиков и отнимать много времени. Поэтому задачу по мониторингу контента можно заменить денежным вознаграждением для пользователей за предоставление сведений о «сомнительных рекламодателях» в сети (как это уже предлагалось за выдачу коррупционеров).

Увеличение доходов государственного бюджета благодаря новой статье налогообложения блогеров позволит направить средства на различные государственные программы, и не только.

Главное не превратить налогообложение в средство давления и ограничения свободы слова в Украине.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате