Заболело в мире
45,629,082
Умерло в мире
1,189,515
Вылечилось в мире
30,309,163
Заболело в Украине
387,481
Умерло в Украине
7,196
Вылечилось в Украине
158,928
Быть или не быть: о чем говорит желание Украины отказаться от Таможенного союза с ЕС

Быть или не быть: о чем говорит желание Украины отказаться от Таможенного союза с ЕС

Что это – поиск политической выгоды или провал европейского направления?

Этот материал также доступен на украинском
Быть или не быть: о чем говорит желание Украины отказаться от Таможенного союза с ЕС
Фото: pixabay.com

Вице-премьер Украины по вопросам евроинтеграции Дмитрий Кулеба на днях рассказал о приоритетах, которые страна будет отстаивать в ходе заседания Совета ассоциации в Брюсселе сегодня, 28 января. По его словам, многие устремления 2014 года были пересмотрены новой властью Украины. В частности, решено было отказаться от идеи таможенного союза с Евросоюзом.

Управляющий партнер АО «Богатырь и партнеры», адвокат в Украине, России и Польше, заместитель министра юстиции Украины в 2007–2011 годах, заслуженный юрист Украины, к. ю. н., Владимир Богатырь  в колонке для Mind рассуждает, о чем на самом деле говорит такое желание новой украинской власти.

«Якби ви вчились так, як треба,
То й мудрость би була своя.
А то залізете на небо:
«І ми не ми, і я не я…» 

Тарас Шевченко

Пересмотр правительством экономической целесообразности участия в тех или иных торговых соглашениях и таможенных союзах является нормальной практикой.

Правительство должно проводить взвешенную и обоснованную экономическую политику по налаживанию сотрудничества как со странами ЕС, так и в других важных для Украины направлениях. У сотрудничества с Европейским союзом есть несколько векторов и значений. Это в первую очередь геополитический выбор сближения с ЕС и торгово-экономическое сотрудничество, в которое входит упрощение таможенных и торговых процедур. Какие достижения по этим направлениям у действующего и предыдущих правительств?

Политические предпосылки

Сегодня вице-премьер отказывается от таможенного союза с ЕС – и не собираются «майданы», нет и громких протестов. С политической точки зрения любой отказ от сотрудничества с ЕС раньше вызывал острое общественное неприятие. Вспомните хотя бы Евромайдан.

Уже привыкли к обвинениям антикоррупционных органами постмайданных чиновников Минюста и народного депутата в завладении многомиллионными средствами госбюджета с использованием механизма обращения в ЕСПЧ.

Украина – самая коррумпированная страна, украинцы миллионами едут за границу, растет преступность, фактически отсутствуют правоохранительные органы и доступ к правосудию, приходит в упадок и уничтожается система здравоохранения и образования.

Никто не будет ждать страну в таком состоянии в ЕС и Таможенном союзе.

Надо откровенно говорить, что не Украина отказывается, а нашу страну не принимают в результате провала на европейском направлении.

С геополитической точки зрения необходимо также учитывать, кому может быть выгодно ограниченное сотрудничество Украины и ЕС. Это  риторический вопрос, учитывая то, что большая часть действующих чиновников являются марионетками бывшего политического руководства США и разного рода донорских программ.

Поэтому заявление вице-премьера по вопросам европейской интеграции об отказе от курса на вхождение в Таможенный союз с ЕС, а по сути – отказ от дальнейшей интеграции с ЕС, не вызывает удивления.

Экономические предпосылки

У меня, как юриста, возникает только один вопрос: где экономические расчеты целесообразности или нецелесообразности участия в тех или иных таможенных союзах?

Последние десятилетия разные правительства пытались ввести Украину в различные экономические союзы и соглашения, не имея каких-либо расчетов.

Почему увеличивается импорт, проигрывая экспорту, и увеличивается отрицательное сальдо платежного баланса?

Пересмотр правительством экономической целесообразности участия в тех или иных торговых соглашениях и таможенных союзах должен основываться исключительно на интересах Украины и украинцев.

Что мы имеем в отношениях с ЕС? Недружественное отношение к украинским экспортерам аграрной продукции и квотирование на беспошлинный экспорт в Европейский союз. Это в первую очередь мед, сахар, крупы и мука, крахмал, томаты, виноградный и яблочный соки, пшеница, кукуруза, сливочное масло, ячмень, мясо птицы.

Практика последних лет показывает, что правительственных чиновников устраивает такое положение и они беспомощны в отстаивании государственных интересов в европейских структурах. Еще в августе 2019 года новоизбранный президент предлагал правоохранителям проверить дотации и дивиденды в одном из крупнейших агрохолдингов, производящем курятину. Но на прошлой неделе владелец этого агрохолдинга давал советы «слугами народа» в Давосе.

Необходимо выходить за пределы стандартной доктрины о выборе торговых партнеров между ЕС, РФ и США и уделять больше внимания азиатскому рынку и странам Ближнего Востока. Почему не развивается украинская часть Великого шелкового пути и другие проекты, в которые готов был инвестировать Китай.

Сегодня крупнейшими торговыми партнерами нашей страны являются Российская Федерация, Китай, Германия, Беларусь и Польша. Цифры указывают, что товарооборот Украины со странами – членами Таможенного союза ЕАЭС больше, чем со странами Таможенного союза ЕС, и все это на фоне роста товарооборота с Российской Федерацией.

Эти цифры указывают на реальные результаты работы последних правительств, векторы и ориентиры, которые они ставили перед собой. Если выбранная политика была неудачной или ошибочной, то необходимо идти в отставку, а не рассуждать о целесообразности участия в тех или иных союзах.

О государственном подходе

Печально констатировать, но наша страна стремительно теряет признаки государственности, что отдаляет ее от европейских ценностей, которые заменили нелепые лозунги.

Что мы имеем:

  • отсутствие программы и плана действий во внешней и внутренней политике как у правительства, так и у парламентского большинства, при которых всю полноту политической ответственности не несет действующий президент Украины;
  • непрофессиональное правительство сформировано из активистов и «экспертов» без какого-либо опыта работы в реальных секторах экономики;
  • премьер-министр Украины расписывается в своей профессиональной непригодности, вице-премьер по вопросам европейской интеграции отказывается от дальнейшей интеграции с ЕС, а остальные чиновников отметились лишь поднятием размера собственной заработной платы
  • в условиях, когда в текущем году необходимо вернуть по внешним заимствованиям почти треть государственного бюджета, правительство единственным выходом видит распродажу земли и тысяч государственных предприятий.
При таких условиях понятно становится, почему очередной президент Украины выступает перед пустым залом в Давосе, что является реальным показателем полной незаинтересованности в Украине ни со стороны инвесторов, ни бывших партнеров-романтиков в ЕС. Не было даже «слуг народа» из отчаявшейся президентской фракции, которую повезли на деньги олигарха-мецената слушать выступления других олигархов и чиновников.
Система государственной власти, которая не отвечает интересам украинского общества, не может соответствовать стандартам Европейского союза.
Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате