Заболело в мире
1,524,375
Умерло в мире
90,057
Вылечилось в мире
340,112
Заболело в Украине
1892
Умерло в Украине
57
Вылечилось в Украине
45
Укрощение связи: что вошло в новую редакцию законопроекта о е-коммуникации

Укрощение связи: что вошло в новую редакцию законопроекта о е-коммуникации

Когда станет меньше спама, что такое адекватный тариф и кто и как будет защищать права абонентов мобильной связи

Этот материал также доступен на украинском
Укрощение связи: что вошло в новую редакцию законопроекта о е-коммуникации

В прошлом году законопроект об электронной коммуникации по меньшей мере четыре раза регистрировали в Верховной Раде, однако каждый раз отправляли на доработку.

Накануне, 5 февраля, в ВР был зарегистрирован новый законопроект о е-коммуникации №3014Однако самого текста документа пока нет.

Mind удалось узнать его некоторые новации. Руководитель сектора «ІТ и Телеком» Офиса эффективного регулирования BRDO Игорь Самоходский рассказал, в частности, как документ будет защищать права абонентов.

По данным регулятора НКРСИ, на руках у украинцев – 54 млн активных SIM-карт. По разным оценкам, население Украины составляет от 37 млн до 42 млн. Несложно подсчитать, что в среднем на одного абонента приходится от 1,3 до 1,5 SIM-карты. То есть мобильной связью пользуются все или почти все украинцы.

Несмотря на то что мобильная связь касается почти каждого, из-за несовершенства действующего законодательства абонентов трудно назвать защищенными. Ежедневно люди сталкиваются с надоедливыми проблемами: спам в СМС, необоснованные списания средств, перебои в предоставлении услуг доступа в сеть Интернет и т. д.

Чтобы решить эти вопросы, эксперты Офиса эффективного регулирования BRDO предложили изменения, которые легли в основу законопроекта «Об электронных коммуникациях», разработанного на базе Европейского кодекса электронных коммуникаций. В нем защите абонентов уделено особое внимание.

Топ-5 проблем абонентов, которые решает законопроект:

1. Спам

Нежелательные СМС вроде «Дешевое такси» давно стали раздражающей обыденностью. А спам-звонки абонентам используют даже в политических кампаниях.

Действующее законодательство не предусматривает ответственности за нежелательные рассылки и не выдвигает требований к ним.

Проект закона предусматривает:

  • обязательное предварительное согласие абонента на получение информации (статья 123);
  • обязательную возможность отказа абонента от рассылки в каждом сообщении (статья 123);
  • штраф за нежелательную рассылку спама от 1700 до 8500 грн (изменения в статью 148 КоАП).

2. Сложная процедура защиты прав абонента

Абоненту дорого и сложно защищать свои права. В случае неправомерного списания средств со счета ему необходимо идти в суд. Суммы споров обычно незначительны – десятки или сотни гривен. А вот расходы большие: необходимо нанимать адвоката, составлять иск, готовиться к длительному судебному разбирательству.

И противостоять абоненту будет профессиональная команда адвокатов оператора с максимальными ресурсами: любой проигрыш оператора – негативный прецедент.

В такой ситуации абоненту проще смириться с нарушением его прав, чем защищать их.

Проект предусматривает:

  • внесудебное разрешение споров (статья 126).

Это простая альтернатива судебного спора. Для защиты прав будет достаточно обратиться в Национальную комиссию, осуществляющую государственное регулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ), в электронной форме. НКРСИ получает полномочия рассмотреть спор, принять обязательное к исполнению решение. И все это – в течение двух месяцев с момента обращения.

3. Невозможность платить только за необходимую услугу

Пока не всегда можно приобрести отдельную услугу. Например, абонент хочет платить только за минуты для разговоров. Однако оператор предлагает только «пакет» услуг – вместе интернет, минуты, SMS. Соответственно, за интернет платят даже жители сел, где мобильного интернета практически нет.

Проект предусматривает:

  • свободный выбор абонентом конкретной ему необходимой услуги (статья 110).

То есть, если необходимы только минуты для разговоров, можно платить только за них.

4. Нет четкой информации о скорости фиксированного интернета

Рекламная скорость интернета «до 100 Мб/с» дает абоненту очень мало информации.

Поскольку как 1 Мб/с, так и 99Мб/с, это – «до 100 Мб/с».

Проект предусматривает:

  • информирование о минимальной, средней и максимальной скорости предоставления услуги интернет и другие параметры (статья 108).

Соответственно, при выборе поставщика услуг абонент сможет рассчитывать на четкую минимальную скорость услуги, а не покупать кота в мешке.

5. Низкие штрафы за нарушение прав абонентов

Текущий размер штрафа за нарушение прав абонентов – от 850 грн до 1700 грн (действующая статья 148-2 Кодекса Украины об административных правонарушениях).

Такой размер не является стимулирующим для крупных игроков рынка.

Проект предусматривает:

  • штраф в размере от 17 000 грн до 85 000 грн за каждый факт нарушения прав абонентов (статья 129).

Мы ожидаем, что новые размеры штрафов будут выполнять значительную сдерживающую функцию относительно нарушения прав абонентов.

Над законопроектом работала группа на базе Комитета ВРУ по вопросам цифровой трансформации. В нее входили в том числе представители мобильных операторов Украины, бизнес-ассоциации и независимые эксперты. Следовательно, компании также получат много прогрессивных норм: технологическую нейтральность, онлайн-взаимодействие с регулятором, передачу прав на пользование радиочастотным спектром и другие преимущества.

Соответственно, от внедрения Кодекса е-коммуникаций выиграют как все абоненты мобильной связи, так и поставщики услуг, поэтому надеемся на быстрое рассмотрение законодательной инициативы в парламенте и безотлагательное внедрение положительных изменений на рынке.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате