Заболело в мире
96,906,712
Умерло в мире
2,075,902
Вылечилось в мире
53,431,108
Заболело в Украине
1,177,621
Умерло в Украине
21,499
Вылечилось в Украине
914,730
Цифра в законе: к чему приведёт законотворчество на рынке цифровых технологий

Цифра в законе: к чему приведёт законотворчество на рынке цифровых технологий

И что стоит урегулировать уже сейчас

Этот материал также доступен на украинском
Цифра в законе: к чему приведёт законотворчество на рынке цифровых технологий

5 ноября в Верховной Раде зарегистрировали законопроект №4328 «О токенизированных активах и криптоактивах». Авторы противопоставляют этот документ проекту закона «О виртуальных активах» №3637, который спустя шесть месяцев после внесения все еще находится на рассмотрении в парламенте.

Что предусматривает новый законопроект и какое правовое регулирование необходимо для эффективной работы рынка цифровых технологий, рассказал Mind резидент Reactor.ua, СЕО #HACKATHONHUB Павел Чабанов.

Подробнее о предыдущем законопроекте №3637 – специально для Mind в материале эксперта «Молчание в сети: почему Украина рискует стать полем для легализации теневых средств».

Авторы законопроекта «О токенизированных активах и криптоактивах» отмечают, что принятие проекта закона «О виртуальных активах» может запустить «необратимый процесс деградации зарождающегося рынка информационных ресурсов, товаров и услуг на базе технологии блокчейн». По их словам, это лишит Украину возможности воспользоваться уникальными историческими преимуществами.

Также они называют документ № 3637 «ошибочной попыткой регулирования современных технологий и доступа к ним». И отмечают, что главной проблемой, которую призван решить их законопроект, является правовая неопределенность виртуальных активов распределенного реестра.

Что нужно знать о цифровых технологиях для регулирования рынка

Технология распределенных реестров не регулируема. Поэтому «ошибочен» не конкретный документ, а само намерение регуляции баз данных, основанных на блокчейне. Основываясь на понимании процесса создания этой технологии могу сказать, что и законопроект «О виртуальных активах» и законопроект «О токенизированных активах и криптоактивах» – это надстройки без фундамента.

Понятия токенизированного актива и криптоактива в законопроекте №4328 ссылаются на виртуальный актив, обозначение которого предложено в проекте закона №3637. А на что ссылается этот термин? Что он собой представляет? Восприятие подсказывает: виртуальный – значит воображаемый, условный, несуществующий в действительности. Не лучшая основа для формирования украинского правового поля, в котором будут работать цифровые технологии и их производные.

Стоило начать с определения самого простого технологического инструмента, который может быть полезен экономике – цифрового актива.

Неспроста именно о цифровизации уже около двух лет говорит президент и его команда. Появилось и успешно работает Министерство цифровой трансформации. Рефреном звучит «цифра», представляющая собой часть математики, точный продукт. На его создание или на оцифровку всегда затрачивается определенный ресурс. Этот продукт реально существует в цифровом мире. У него есть потребители или пользователи, которые в нем заинтересованы и могут с ним взаимодействовать. Например, установив приложение.

Почему именно цифровой актив лежит в основе любого IT-продукта? Ресурс для его существования возник с появлением первого процессора, способного обрабатывать 0 и 1. Когда этот процессор начал выполнять задачи, описанные кодом и скомпилированные, было создано первое программное обеспечение, являющееся цифровым активом. Токенизированные, крипто- и другие виды виртуальных активов представляют собой лишь возможные варианты его развития. Цифровой актив также может возникать в результате оцифровки материального объекта ценности, имеющего свою ликвидность.

Как сейчас работает цифровой актив

На текущий момент в украинском правовом поле цифровой актив – не более чем произведение, размещенное в сети. Например, видео, загруженное на YouTube. Просмотры, лайки и комментарии, которые набирает ролик, являются социальным капиталом, дающим цифровому активу ликвидность. С ее появлением владелец цифрового актива получает возможность привлечения инвестиций, которыми в этой модели являются ресурсы видеоплатформы. Если YouTube решает самостоятельно продвигать видео, владелец зарабатывает больше на монетизации. А платформа – на рекламе, увеличивая за счет ролика охваты и вовлеченность аудитории.

Этот пример показывает, что цифровой актив, даже имея ограниченный правовой статус, уже успешно работает в рынке. Так, стоит доработать его определение. Сделать понятие отправной точкой формирования законодательства в сфере виртуальных, токенизированных или криптоактивов.

Достаточно принять один документ в несколько абзацев, закрепляющий признание расширенных экономических возможностей цифрового актива. В нем должно содержаться описание функциональных особенностей инструмента и баз данных, в которых он может храниться. Этого хватит для старта, чтобы обеспечить поддержку и регулирование существующей практики.

После признания правильного правового статуса цифрового актива, необходимо проработать, как его выставить на вторичный рынок и сделать переуступку. Дальше можно вводить в правовое поле более сложные инструменты, такие как токенизация и криптоактив. И определять правила работы на вторичном рынке.

Как быть с токенизацией и криптоактивами

Не стоит искать способы перевести токенизированные и криптоактивы в статус финансовых инструментов, это приведет к краху денежной системы. Достаточно, чтобы государство признало их как цифровую единицу.

Ее ценность будет определяться ликвидностью первичного актива, на который ссылается цифровая единица. Будь то участок земли, машина или компания, уже имеющая свою рыночную стоимость.  

В контексте токенизации актив должен иметь отношение не к финансовому инструменту, а непосредственно к цифровому активу. В таком формате токенизация упростит привлечение иностранных инвестиций в государство. При этом необходимо, чтобы конечная точка инвестиций имела ликвидность. Например, бизнес или объект ценности.

Зачем легализовывать блокчейн

Авторы законопроекта №4328 называют технологию распределенного реестра новой организационной формой координации какого-либо вида деятельности в мире. Поддерживаю мнение о ценности блокчейна. Однако не считаю, что эта технология нуждается в отдельном правовом статусе. Она представляет собой базу данных. Инструмент, который используется при создании цифровых продуктов.

Легализовать блокчейн отдельно от IT-продукта – все равно, что написать правила дорожного движения специально для колеса машины. Тогда как стоит создавать эти правила для автомобилей в целом и других видов транспорта.

Блокчейн действительно может быть полезен и применим везде, где есть обязательства между двумя сторонами, которые могут быть автоматизированы. В самых разных сферах: от государственного сектора, где он позволит обеспечить защиту, невозможность изменяемости и прозрачность публичной информации, до коммерческого. Во втором случае технология открывает возможности создания инновационных цифровых активов, предотвращения корпоративной коррупции, обеспечения безопасности данных.

При выпуске банковских, страховых – любых коммерческих продуктов, созданных на блокчейне, необходимо описать, по каким правилам они работают в базе данных. Этого будет достаточно для оценки стоимости продукта и регулирования актива.

Причины хаоса в законотворчестве

Причин, по которым законодательное поле в сфере так называемых виртуальных активов выстраивается хаотично, с проблемами в терминологической сфере, альтернативными законопроектами и сломанной иерархией смыслов, может быть две.

Первая – в командах, создающих эти документы, отсутствуют технические специалисты, программисты. Юристы и бизнесмены, даже если они напрямую связаны с блокчейном, криптой и токенизацией, не смогут понять, как были рождены эти технологии, из чего они состоят. Потому что не знают, что такое исходный код, как он пишется, какие языки программирования существуют, и как они работают.

Второй причиной может быть борьба личных интересов – биржевых, вторичных рынков, экосистемы, представителей финансовой сферы – тех, кто лоббирует эти законопроекты.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате