Онлайн-покупки или Как не заплатить мошенникам
Зачем нужна киберграмотность

Пандемия изменила наш подход к покупкам, и сейчас многие перешли на заказы вещей и продуктов в интернете. Несмотря на удобство совершить шопинг не вставая с дивана, есть и обратная сторона этого процесса – мошенничество, объемы которого увеличились в несколько раз с переходом на карантинный режим. Как обезопасить себя и свои финансы от кибермошенников и почему важно развивать киберграмотность, рассказал Mind эксперт по кибербезопасности, руководитель отдела бизнес-аналитики «OLX Украина» Виктор Нобиуз.
В мире, требующем целостных трансформаций во многих сферах жизни, выиграть в борьбе за покупателя уже нельзя лишь за счет привлекательной упаковки или яркой рекламы. Люди выбирают компании, которые близки им по духу и готовы на перемены. По данным 2020 Edelman Trust Barometer, 64% покупателей делают выбор, основываясь на своих убеждениях.
В ответ на эту тенденцию бизнесы запускают инициативы, создают фонды, участвуют в глобальных движениях. Время, когда компании могли оставаться в стороне от важных тем, прошло – теперь от них ждут голоса, который скажет о том, что волнует клиента.
Что не так с нашей киберграмотностью?
По данным НБУ, за первое полугодие 2020 года украинцы 501,8 млн раз оплатили товары и услуги в интернете. Это 86,3 млн раз в месяц, 2,8 млн раз в день. Общая сумма всех покупок составила 226,2 млрд грн.
В это же время, по подсчетам Украинской межбанковской ассоциации членов платежных систем ЕМА, суммарный доход интернет-мошенников за первое полугодие составил 116,5 млн грн. 93% от этой суммы они получили, применяя методы социальной инженерии.
Иными словами, с помощью психологической манипуляции украинцев заставляли раскрывать конфиденциальную информацию (например, данные платежных карт, пароли) и воровали деньги. Подтверждают это и данные исследования CBR – 70% мошенничеств в Украине связано именно с социнженерией.
Исследование CBR проводилось в июле 2020 года. Было проведено 1019 онлайн-интервью с интернет-пользователями в возрасте 16 лет и старше. Выборка репрезентативна по полу, возрасту, региону, размеру населенного пункта, частоте пользования Интернетом.
Однако онлайн-покупатели рискуют потерять деньги не только вследствие тонких манипуляций. Результаты опроса OLX говорят о том, что 40% украинцев все еще соглашаются на предоплату и отправляют деньги продавцу до получения товара.
Таким образом, общий уровень киберграмотности населения оставляет желать лучшего. Из-за чего украинцы становятся легкой мишенью для мошенников. Ведь взломать сайт компании, например, труднее, чем обмануть доверчивого покупателя или продавца.
Безопасность в сети не может держаться лишь на усилиях онлайн-бизнесов, которые борются с киберугрозами на уровне своих продуктов. Это должна быть совместная работа, где компании совершенствуют способы предупреждения и борьбы с мошенниками, а клиенты знают, как защититься при встрече с ними.
Мы уже видим возросший запрос на знания от пользователей: количество визитов на главную страницу центра поддержки клиентов OLX (где размещена полезная информация о том, как защититься от мошенников) с мая по сентябрь выросло на 27%. Интересовались чаще всего в последние полгода такими вопросами, как: защищенная доставка, приватность, защита личных данных.
Эти темы важны, и онлайн-бизнесы не могут их избегать. Компании должны стать голосом, который честно расскажет, что безопасность онлайн – это общие усилия.
Несите знания в мир
Киберграмотность – очень многогранная и не самая простая тема. Чтобы правила поведения в сети были понятны и легко запоминались, их стоит «разжевывать». Сложные формулировки отпугнут аудиторию.
Что сделать, чтобы вас поняли:
- Упростить язык настолько, насколько позволяет тема
- Дробить информацию
- Давать примеры и иллюстрации
- Делиться реальными историями и кейсами
Важно также сделать информацию легкодоступной – разместите ее «на видном месте» на сайте (идеальным решением будет создать отдельный раздел) и ведите на него пользователей. В первую очередь стоит объяснить ключевые правила безопасности (как делать правильно, а как неправильно) и ознакомить с самыми распространенными схемами мошенничества.
При наличии ресурсов, временных и денежных, можно пойти дальше – создавать свои проекты по киберграмотности и участвовать в образовательных инициативах, которых в Украине становится все больше. Например, в июне мы стали партнером Всеукраинской информационной кампании по противодействию платежному мошенничеству Нацбанка #ШахрайГудбай, а в конце августа в партнерстве с ЕМА запустили онлайн-игру «Здолай шахрая».
Поделитесь внутренней «кухней»
Чтобы пользователи прислушивались к вашим рекомендациям и участвовали в инициативах, они должны видеть в вас экспертов в сфере киберграмотности. Такая репутация невозможна без огласки того, что же вы, собственно, делаете для защиты клиентов.
Улучшать уровень безопасности на сайте необходимо одновременно с повышением киберграмотности пользователей. Это два ключевых направления, которые должны дополнять друг друга и усиливать общую задачу – эффективную борьбу с онлайн-мошенниками.
Будущее бизнеса – за открытостью. Люди доверяют тем компаниям, которые готовы вести диалог. Чем быстрее вы начнете коммуницировать о том, что действительно важно для ваших клиентов, при этом активно решая их боли и запросы, тем больше будет причин выбирать именно вас.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.