Привязан-обязан: чего ожидать от «налога на Google»

Привязан-обязан: чего ожидать от «налога на Google»

И как он повлияет на стоимость электронных услуг

Цей матеріал також доступний українською
Привязан-обязан: чего ожидать от «налога на Google»

Верховная Рада 3 июня 2021года приняла закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно отмены налогообложения доходов, полученных нерезидентами в виде выплаты за производство и/или распространение рекламы, и совершенствования порядка обложения налогом на добавленную стоимость операций по поставке нерезидентами электронных услуг физическим лицам» (соответствующий законопроект №4184), который уже назвали законом о «налоге на Google». Что предусматривает нормативный акт и на кого влияют указанные изменения, рассказала Mind юрист Stron legal services Владислава Бондарчук.

Что предусматривает закон?

Основная цель принятия закона – обложение НДС компаний-нерезидентов, предоставляющих электронные услуги. Для того, чтобы сделать это более комфортным, закон предлагает упрощенный порядок регистрации плательщиком НДС, ведения учета и отчетности для тех, кто подпадает под действие документа. Кроме того, предполагается особый порядок административного обжалования решений контролирующих органов.

С одной стороны, это создает дополнительные льготы, которых нет у компаний-резидентов. Вместе с тем, учитывая, что в Европе давно функционирует система Mini One Stop Shop (MOSS), которая позволяет подавать НДС-декларации и уплачивать НДС только в одной стране, которая будет определена как страна идентификации (member state of identification), идея упрощения ведения отчетности выглядит не такой плохой.

Как закон повлияет на стоимость е-услуг?

Поскольку цель принятия закона – введение налога на е-услуги, возникает вопрос, не приведет ли это к их пропорциональному подорожанию? Авторы закона убеждают нас в том, что на конечном пользователе это никак не отразится, что сразу вызывает ряд вопросов, поскольку фактически НДС платит именно конечный потребитель.

Год назад глава Комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев в своих интервью рассказывал о встречах с представителями компаний Facebook и Viber, которые заверяли, что готовы платить НДС на территории Украины. Вместе с тем крупные ІТ-компании регулярно оказываются в центре скандалов из-за неуплаты налогов. Например, тот же Facebook в 2013 году оказался в центре событий из-за обнародования двойной ирландской схемы ухода от уплаты налогов.

Отойдем от вопроса НДС и вспомним, как часто компания Apple попадает на «радары» антимонопольного комитета, каждый раз по разным причинам, например из-за:

  • ухудшения условий для использования продуктов конкурентов (жалоба «Лаборатории Касперского»);
  • продажи смартфонов без зарядных устройств (к сожалению, только на рынке Бразилии);
  • использования незаконных методов, из-за того, что не позволяет разработчикам использовать другие системы покупок в приложениях, кроме собственной, с обязательной комиссией в размере 30% (жалоба Spotify).

На самом деле этот список можно продолжать довольно долго. При чем тут вообще эта аналогия? Чем больше прибыли генерирует компания, тем выше вероятность того, что она будет искать пути оптимизации налогов и способы повысить прибыли, в частности незаконные.

Не стоит забывать о том, что отныне поставщики е-услуг будут обязаны устанавливать место поставки услуг, осуществлять учет доходов, подавать НДС-отчетность и платить НДС на территории Украины. Это дополнительные расходы, которые непосредственно влияют на ценообразование.

Вместе с тем на стоимость услуги влияет также и платежеспособность рынка. Для примера приведем стоимость за подписку Spotify по состоянию на 2020 год по отдельным странам: Египет – $3,18 в месяц, ОАЭ – $5,44/мес., Вьетнам –  $2,55/мес., Австрия – $13,87/мес., Кипр – $ 8,27 / мес., Франция – $13,87/мес., Россия – $2,20/мес., Украина – $4,99/мес, Бельгия – $11,99/мес. Как видим, стоимость подписки для украинского рынка – одна из минимальных, соответственно повышение цен здесь будет восприниматься особенно негативно.

К тому же было бы правильно учитывать менталитет конечного потребителя. К сожалению, в Украине как нигде процветают пиратские сайты, а к платным подпискам очень часто обращаются тогда, когда другого способа воспользоваться продуктом нет. Хотя, по статистике, спрос на пользование платными подписками плавно растет, и повышение ее стоимости, очевидно, затормозит эти процессы.

Скорее всего, не стоит надеяться на то, что принятие закона не повлияет на повышение стоимости электронных услуг. Как потенциальное повышение цен повлияет на украинских потребителей? Самый ожидаемый вариант – поиск последними более дешевых аналогов популярных сервисов, таких как Youtube, Google, Apple, Adobe, Netflix и т. д.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате