Discuss Discuss
»дем за ќќЌ: почему бизнесу следует соблюдать принципы устойчивого развити€

»дем за ќќЌ: почему бизнесу следует соблюдать принципы устойчивого развити€

» как можно на этом заработать

÷ей матер≥ал також доступний украњнською
»дем за ќќЌ: почему бизнесу следует соблюдать принципы устойчивого развити€
‘ото: depositphotos

”краина зан€ла 36-е место среди 165 стран мира по индексу устойчивого развити€, ежегодно составл€емому ќќЌ и ‘ондом Bertelsmann. ћы опередили √рецию (37-е место), »зраиль (38-е), Ћюксембург (42-е), –оссию (46-е).

ѕочему бизнесу полезно соблюдать стратегию устойчивого развити€ и как расти в этой сфере, рассказал Mind основатель, CEO в ICOOLA.UA, резидент Reactor.ua –оман  рук.

ICOOLA.UA – компани€, обеспечивающа€ сервис и продажу восстановленных iPhone силами 35 специалистов. — момента основани€ в 2013 году компани€ дала вторую жизнь более 30 000 смартфонов.

—овременные вызовы человечества – пандеми€ коронавируса, изменени€ климата, загр€знение окружающей среды, исчерпаемость ценных природных ресурсов, деградаци€ экосистем и т. д. – напр€мую или косвенно вли€ют на все типы бизнесов. Ќесмотр€ на то что любой кризис €вл€етс€ стрессом и в большинстве случаев приводит к негативным последстви€м, он предоставл€ет возможности дл€ инноваций и новых бизнес-моделей, и здесь задача бизнеса – суметь быстро отреагировать и распознать эти возможности, а также своевременно трансформироватьс€ вместе с новыми рыночными услови€ми .

ѕлатформа REACTOR.UA Ц ваш проводник в мире инноваций.
ћы знаем, как реализовать инновации с учетом лучших практик и в сжатые сроки.
Ќачните изменени€ уже сейчас!

—егодн€ мы видим, как быстро растет бизнес в сфере «зеленой» энергетики, котора€ пришла на смену углеродсодержащему ископаемому топливу, органического сельского хоз€йства – вместо продуктов, выращенных на опасных гербицидах и пестицидах, электротранспорта –  альтернативе двигател€м внутреннего сгорани€, загр€зн€ющим воздух опасными выбросами.

ћир нуждаетс€ в инновационных иде€х, которые предлагают решени€ вызовам, и создает благопри€тные услови€ дл€ предпринимателей, которые готовы производить новую ценность. «ато бизнес, который не трансформируетс€ и не отвечает потребност€м времени, становитс€ вредным дл€ общества.

¬ыбор потребителей и законодательное регулирование, как двигатели изменений

ѕо результатам исследовани€ PwC и Deloitte – 42% миллениалов и молодежи поколени€ Z начали/расширили отношени€ с компани€ми, продукты/услуги которых принос€т пользу обществу и/или окружающей среде, 38% прекратили/сократили отношени€ с компани€ми, де€тельность которых вызывает негативные последстви€, 70% респондентов в ”краине выбирают товары, информаци€ о происхождении которых €вл€етс€ прозрачной и достоверной.

ѕотребители отказываютс€ быть причастными к углублению кризиса и ищут более дружественные дл€ окружающей среды и общества альтернативы или отказываютс€ от продукта или услуги вообще.

ѕринципы устойчивости закладываютс€ в стратегии развити€ стран с крупнейшими экономиками мира. ќни начинают формировать новую конъюнктуру рынка, где дл€ предпри€тий, загр€зн€ющих окружающую среду, создаютс€ преп€тстви€ в виде штрафов, экологических и карбоновых налогов, ограничени€ возможностей дл€ реализации продукции и т. д.

“ак, ≈вропейский союз прин€л ««еленый европейский курс», цель которого – сделать европейский континент климатически нейтральным к 2050 году. ≈вропейска€ комисси€ планирует пересмотр каждого действующего закона на наличие климатических преимуществ, а также введение нового законодательства о циркул€рной экономике, обновлении зданий, биоразнообразии, сельском хоз€йстве и инноваци€х.

”читыва€ процесс интеграции ”краины в ≈—, така€ политика ближайших друзей указывает на направление дл€ формировани€ стратегии развити€ украинского предпринимательства. Ќапример, если украинские производители не будут соответствовать «экологическим критери€м» ≈—, то не смогут экспортировать туда  продукцию. ¬ свою очередь дл€ «зеленого» бизнеса это создает конкурентные преимущества.

ѕримеры-ориентиры зеленых инноваций

Patagonia (—Ўј)

 алифорнийска€ компани€ по производству одежды, котора€ сосредоточена преимущественно на технологической одежде дл€ активного досуга.  омпани€ предлагает своим клиентам соглашение, согласно которому Patagonia об€зуетс€ производить максимально качественную продукцию, ремонтировать и восстанавливать предметы одежды, приобретенные клиентами, а также давать новую жизнь тем вещам, которые уже не нужны владельцам. ¬ свою очередь покупатель обещает приобретать у компании только необходимые вещи, отдавать одежду в ремонт и утилизировать лишь то, что больше не пригодно к использованию.

Patagonia известна своей оппозиционной политикой по отношению к концепции быстрой моды – индустрии, котора€ €вл€етс€ одним из крупнейших загр€знителей планеты.

Flagbag (Ѕельги€)

 омпани€ – производитель аксессуаров из переработанных флагов. Flagbag предоставл€ет новую жизнь флажной ткани, котора€ обычно после короткого пользовани€ оказываетс€ на свалке. “ака€ модель набирает попул€рность в мире. »спользуютс€ остатки тканей швейных предпри€тий, использованные баннеры и даже непригодные парашюты.

Matteco (√ермани€)

 омпани€ решает проблему утилизации использованных шин и производит из них резиновые коврики. Mattego разработала свою технологию переработки и изготавливает более 1000 тонн порошка из шин, который потом идет на производство новой продукции.

Peerby (Go) (Ќидерланды)

ќнлайн-платформа, где пользователи предоставл€ют в кредит друг другу предметы широкого потреблени€: разнообразную технику, снар€жение, аксессуары и тому подобное. “аким образом стимулируетс€ отказ от чрезмерного потреблени€ и экономи€ ресурсов.

CupClub (¬еликобритани€)

 омпани€, котора€ разработала систему депозитной тары дл€ гор€чих и холодных напитков как альтернативу одноразовой посуде.  лиенты доплачивают за напитки, налитые в брендированные многоразовые стаканчики, которые можно оставить в пунктах приема использованной тары. –аботники CupClub регул€рно собирают стаканчики, моют и доставл€ют заново в кафе.

“олько в ¬еликобритании ежегодно выбрасываетс€ около 2,5 млрд одноразовых стаканчиков. “акое решение значительно уменьшает объемы сгенерированного мусора.

Ёто лишь несколько вариантов бизнесов, которые нашли свою нишу, предлага€ потребител€м устойчивые и дружественные по отношению к окружающей среде решени€.

 ак разработать свою модель устойчивого бизнеса?

‘инансовые показатели – это не только критерий, по которому оцениваетс€ компани€ на фондовых биржах. Ѕизнес, который уменьшает свое негативное вли€ние на окружающую среду и приносит пользу обществу – это то, что хот€т видеть сегодн€ как инвесторы, так и клиенты и сотрудники компаний.

ѕервые замыслы о трансформации своей бизнес-модели должны начинатьс€ со следующих вопросов:

  •  акие ресурсы и материалы вы используете дл€ производства конечной продукции?  аково их происхождение и каким образом они транспортировались?
  •  акие производственные процессы принос€т больше вреда?  ак можно см€гчить негативные последстви€ этих процессов?
  • ≈сть ли возможность закупки материалов на местном уровне?
  •  акую упаковку вы выбрали дл€ вашей продукции? (ѕредпочтение отдаетс€ биоразлагаемым или перерабатываемым материалам)
  •  акие побочные продукты образуютс€ при производстве?  ак можно повторно использовать отходы?
  • ≈сли отходы невозможно повторно использовать, то как можно предотвратить их по€вление?
  • ≈сть ли варианты уменьшить затраты ресурсов, сохранив при этом качество?
  •  аковы услови€ труда? явл€етс€ ли заработна€ плата ваших сотрудников справедливой?
—ледите за актуальными новост€ми бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua