Шанс для «Дія City»: в чем преимущества и почему есть недовольные
О самоуправлении, специальном реестре для IT и о роли уполномоченного органа
Новая система работы для IT сферы – «Дія City», которую Верховная Рада утвердила 15 июля 2021 года, взбудоражила многих ее представителей. Часть из них считает, что такое регулирование деятельности айтишников не приведет ни к чему хорошему. Остальные или пока нейтральны в своих оценках или надеются на позитив от внедрении новой системы. Ранее Mind рассказывал о возможных недоработках нового закона, о которых заявлял рынок. Сегодня о его возможностях и о том, что закладывали в него разработчики, специально для Mind рассказал адвокат АО «Тарасюк и Партнеры» Сергей Тарасюк, один из тех, кто непосредственно принимал участие в работе над документом, .
Чтобы разобраться в этих вопросах, надо понять, что вообще происходит в сфере IT с юридической точки зрения. Начну с того, что активное развитие сферы информационных технологий географически сдерживается только наличием трудовых ресурсов и капиталом.
Благо, в Украине с трудовыми ресурсами все хорошо. Плохо у нас с инвестиционным климатом. И «климатический» результат таков: непрозрачное налогообложение (теневые схемы с ФЛП, отсутствие налога на выведенный капитал) и ненадежная «репутация» правоохранительной системы. Еще можно тут сделать обзор действий налоговой системы, но уверен: до нее дойдет очередь в следующем пакете реформ IT-сектора.
Как организован IT-рынок и кто сколько платит?
В нашей стране сегодня превалирует следующая схема организации IT-бизнеса: юридическое лицо, компания-оболочка (организация инфраструктуры) и ФЛП-контрактеры (de facto, наемные сотрудники со статусом предпринимателей).
Юрлицо, как правило, получает ровно столько дохода, сколько необходимо, чтобы покрыть расходную часть, а прибыль близка к нулю. Большинство экспортных операций освобождены от уплаты НДС. ФЛП платят 5% с оборота + $50 единый социальный взнос. Если прибыль и есть, то она оседает в низконалоговых юрисдикциях (например, кипрских ITbox).
Что касается стартапов, то тут прибыль не является важным показателем. Налоги платятся при продаже проекта. Как правило, фаундеры к тому времени уже являются резидентами низконалоговых юрисдикций.
Если говорить об исключительно украинских проектах, аккумулирующих прибыль в серых офшорах, то тут налогообложение дивидендов, полученных от нерезидента, составляет 10,5% (НДФЛ 9% и военный сбор 1,5%). Итого налоговая нагрузка на зарплату 5,2 –5,4% и 10,5% – для акционеров.
Забегая чуть вперед, хочу сказать, что при разработке законопроекта офис «Дія City» был сильно ограничен этими налоговыми параметрами (налог на зарплату – 5% и налог на прибыль – 9%). Именно исходя из налоговой нагрузки строилась дальнейшая работа над законопроектом. Это и стало причиной тернистого и довольного долгого пути этого законопроекта по комитетам ВР.
И это только начало... В момент написания материала соответствующий законопроект № 5376 об изменениях в Налоговый кодекс Украины относительно стимулирования развития цифровой экономики в Украине прошел только первое чтение, а второе будет не раньше сентября 2021 года.
О чем же этот закон?
В итоге принятый закон (законопроект № 4303) выглядит, как «золотое сечение» (если так вообще можно сказать) интересов государства, IT-бизнеса и мега-IT-аутсорсеров. И для соблюдения этого баланса предусмотрен ряд критериев, призванных не допустить злоупотребление особым правовым режимом «Дія City»:
- 90% выручки от утвержденного перечня видов экономической деятельности с вариациями;
- средняя зарплата IT-специалистов не ниже 1200 евро по курсу НБУ;
- минимальное количество IT-специалистов ограничено цифрой 9 (опять же есть исключения для стартапов);
- целый список ограничений для юрлиц-нерезидентов, находящихся под санкциями и т. д. Да, исключили еще организаторов азартных игр, что логично.
Интересы IT-сообщества предусмотрены в широком ассортименте разрешенных для резидентов «Дія City» видов экономической деятельности.
Давно прошло то время, когда IT было уделом продуктовых компаний или инфраструктурных проектов. В списке появились: IT-образование, IT-маркетинг и реклама, блокчейн-проекты (ожидается принятие профильного закона о виртуальных активах), киберспорт и многое другое.
Про интересы мега-IT-аутсорсеров
Закон действительно гарантирует минимальную роль уполномоченного органа в жизни резидентов «Дія City». Ни тебе проверок плановых и внеплановых, ни тебе споров между резидентами. И самое главное: нет права привлекать контролирующие органы для каких-либо проверок.
Все отдали на откуп аудиторам. Красота да и только.
Еще один аспект, важный для всего IT-сообщества – это самоуправление. Именно благодаря такой функции, предусмотрена возможность довольно глубокой кооперации органов самоуправления с уполномоченным органом (в том числе и участие в разработке различных нормативных документов) и защита интересов резидентов «Дія City».
Кстати, все резиденты будут числиться в специальном реестре (ничего неожиданного, хорошо хоть все ушли от бумажных лицензий и свидетельств). А сама процедура, как и положено, регламентирована административной процедурой (включение, изгнание, оспаривание, в общем все как всегда).
Вишенка на торте – гиг-контракт как попытка обойти рудименты КЗоТа
И в заключение статьи самое интересное, вместо вишенки на торте, – про интересы IT-сообщества. Как известно, у сотрудников есть право выбора: трудовой контракт или гиг-контракт. Разница тривиальна, ведь гиг-контракт предусматривает гибкость сторон в праве на его расторжение и возможность заключить NDA и NCA. Как это будет работать? Время покажет, но начинание очень хорошее.
С одной стороны, гиг-контракт как подвид гражданско-правового договора предусматривает определенную свободу для сотрудника в расторжении договора и гарантии компенсации. С другой стороны, этот же гиг-контракт унаследовал массу прав и гарантий из трудового законодательства.
Тут мы видим и гарантии социального страхования, и невозможность расторгнуть гиг-контракт во время беременности или родов и т. д. Думаю, что все это и стало камнем преткновения между потенциальными гиг-контракторами и разработчиками законопроекта.
Но однозначно: резиденту «Дія City» гиг-контакт дает достаточно гибкий инструмент для эффективного HR-менеджмента. Делать выводы, насколько эта новелла будет ущемлять права той или иной стороны, пока рано. Но важно то, что у IT-специалиста есть право выбора между обычным трудовым контрактом и гиг-контрактом.
Тщательное рассмотрение темы гиг-контрактов и других корпоративных новелл закона и вытягивание наружу «подводных IT-камней» – уже другая история и для другого материала, где обязательно раскрою и эти вопросы.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.