Возмещение убытков бизнесу вследствие войны: миф или реальность
Как фиксировать, к кому обращаться и чего ожидать

В результате военной агрессии РФ Украина понесла значительные потери в виде инфраструктурных разрушений, уничтоженных предприятий, логистических центров и т. д., исчисляющиеся десятками миллиардов долларов. По самым приблизительным оценкам, ущерб, нанесенный инфраструктуре, уже превышает $105,5 млрд.
Вопросы, которые стоят на повестке дня перед страной и бизнесом на данный момент: каков точный размер нанесенного ущерба, как его правильно оценить? Кто будет компенсировать эти потери? В какие сроки они будут компенсированы? Ответы на них специально для Mind подготовили аудитор, партнер, Crowe Erfolg ASIS, ACFE, ASCP Артем Ковбель и партнер Eterna Law Олег Мальский.
Как оценить ущерб?
Для оценки нанесенного ущерба его для начала необходимо классифицировать. Ущерб можно разделить на прямой и косвенный.
Прямой – это ущерб, который можно оценить по методу сравнительных аналогов и методу замещения либо восстановительной стоимости актива. К нему относятся: запасы компании, движимое, недвижимое имущество и другие активы.
Для определения стоимости активов применяется конкретная дата оценки с целью получения более свежей информации. Итоговая стоимость может отличаться от той, которая была зафиксирована в учете.
Косвенный ущерб – это ущерб, который не поддается сиюминутной физической оценке, а рассчитывается на основе определения денежного потока исходя из ретроспективной деятельности предприятия за последние три года. Хорошо, если отчетность такого предприятия будет подтверждена международной аудиторской компанией. Также он вычисляется на основании плановых продаж компании в горизонте одного года.
Соответственно, косвенными убытками будет считаться тот денежный поток (англ. сash flow), который потеряла компания вследствие остановки своей операционной деятельности по методу DCF (discounted cashflow method, метод дисконтированных денежных потоков).
На данный момент в законодательном поле Украины методика оценки нанесенного ущерба находится в стадии разработки Фондом государственного имущества и профильными министерствами – Минэкономики и Минреинтеграции. При этом существует как минимум три нормативных документа, регулирующих вопросы, связанные с убытками:
- Постановление КМУ №326 от 20.03.2022 «Про затвердження Порядку визначення шкоди та збитків, завданих Україні внаслідок збройної агресії Російської Федерації» – определяет основные показатели, которые должны быть оценены, и ответственных за определение нанесенных убытков;
- Постановление КМУ №380 от 26.03.2022 «Про збір, обробку та облік інформації про пошкоджене та знищене нерухоме майно внаслідок бойових дій, терористичних актів, диверсій, спричинених військовою агресією Російської Федерації» – определяет условия, механизм и процедуру представления информационного сообщения о поврежденном и уничтоженном недвижимом имуществе в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных военной агрессией российской федерации.
- Приказ Министерства развития общин и территорий Украины №65 от 28.04.2022 – эта методика определяет особенности обследования зданий и сооружений, поврежденных в результате чрезвычайных ситуаций, военных действий или террористических актов.
Кроме того, парламентом готовится ко второму чтению законопроект №7198, который определяет круг лиц, имеющих право на получение компенсации за уничтоженное и поврежденное имущество. А буквально на днях Минагрополитики разработало методику оценки ущерба, причиненного земельному Фонду Украины.
Именно такие нормативные документы на данный момент регулируют подходы к определению ущерба.
Оценка размера ущерба может осуществляться как согласно локальных, так и международных стандартов оценки с привлечением сертифицированных специалистов RICS и TEGOVA.
Кто компенсирует ущерб?
Тут следует выделить как минимум три источника:
- Украина в лице Фонда восстановления имущества и разрушенной инфраструктуры Украины в связи с вооруженной агрессией российской федерации. На данный момент уже действует официальный счет, открытый в Национальном банке Украины, получатель – Министерство инфраструктуры Украины.
- Страна-агрессор (рф) – путем продажи арестованных российских активов по всему миру и аккумуляции их в Фонде с целевым назначением компенсации ущерба, нанесенного нашей стране.
- Целевые фонды – доноры, денежные ресурсы в которых саккумулированы конкретными странами и международными государственными организациями: МВФ, Всемирным банком, ЕБРР.
В какие сроки будет компенсирован ущерб?
В зависимости от выбранной юристами стратегии – от 1,5 года до 7 лет. Опять же, на данный момент практика компенсации такого рода ущербов по всему миру является минимальной.
Для проведения независимой оценки нанесенного ущерба необходимы такие документы:
- правоустанавливающие документы;
- паспорт БТИ;
- проектно-сметная документация;
- акт разминирования или осмотра саперами;
- акт фиксации «прилета», составленный местными властями, полицией, МЧС или военными;
- акт инвентаризации поврежденных и сохраненных документов;
- документы на покупку и хранение запасов;
- если были нанесены убытки бизнесу, то нужна финансовая отчетность за три года и перечень основных средств;
- фото актива «до» и «после».
Куда идти с пакетом документов?
В случае избрания юридической стратегии подачи иска против рф и получения компенсации от страны-агрессора у бизнеса фактически существует четыре потенциальных варианта.
Первая стратегия – подача иска против агрессора по месту нанесения ущерба в соответствующий суд в Украине. После получения украинского решения, вступившего в силу, его можно исполнять в Украине (если останутся ненационализированные активы рф) либо признать за рубежом. «Зарубежное» признание возможно на основании либо двусторонних договоров о правовой помощи, либо общепринятого принципа взаимности. Дальше исполнять это решение можно в стране, где оно было признано, или в других странах.
Например, странами – членами Европейского Союза подписана Брюссельская конвенция по вопросам юрисдикции и принудительного исполнения судебных решений в отношении гражданских и коммерческих споров (Brussels convention on jurisdiction and the enforcement of judgments in civil and commercial matters), которая предусматривает упрощенный механизм исполнения решений одной страны – члена ЕС в другой стране – члене ЕС.
Таким образом, получив украинское судебное решение, его теоретически можно признать, например, в Польше, с которой у Украины есть договор о правовой помощи. А впоследствии попытаться на основании уже Брюссельской конвенции исполнить польское судебное решение не только в Польше, но и, например, во Франции.
Пока что такой вариант является самым перспективным. Верховный Суд Украины недавно принял решение, которое позволяет судам не применять суверенный иммунитет к стране-агрессору, так как предоставление такого иммунитета фактически нарушает ряд законодательных актов Украины и международных конвенций, а Россия фактически не уважает суверенитет Украины.
Вторая стратегия применима только для компаний, чьи активы либо предприятия оказались на временно неподконтрольной территории и затем были захвачены. Данный алгоритм возможен на основании двустороннего договора о защите инвестиций между Украиной и рф 1998 года.
К слову, таким путем пошел Игорь Коломойский после аннексии Крыма: он обратился в арбитраж именно на основании этого договора, доказав, что территорию Крыма нужно считать территорией, подконтрольной РФ, и, соответственно, на эту территорию распространяется режим защиты инвестиций.
Данная схема вполне может быть применима даже к концепции временного контроля агрессором на нашей территории. Хотя этот вопрос будет дополнительно исследоваться уже непосредственно трибуналом соответствующего арбитража, так как факты дел не идентичны.
Полученное арбитражное решение можно исполнять фактически во всех странах мира на основании Нью-Йоркской конвенции (Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, 1958 год), и этот механизм является также достаточно интересным и применимым.
Третьей потенциальной стратегией юридической тяжбы может быть обращение в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Однако данный вариант занимает много времени.
Так, необходимым условием подачи иска в ЕСПЧ является прохождение всей национальной судебной системы. То есть получается, что нужно подать иск в рф, пройти там все три инстанции, и только проиграв, обращаться в ЕСПЧ. Мало того, не стоит забывать, что россию недавно исключили из Совета Европы, а ЕСПЧ является судом именно при Совете Европы.
Четвертой стратегией может быть подача иска непосредственно в иностранной юрисдикции – то ли в Америке, то ли в Европе. Но этот путь на данный момент является самым малоперспективным, потому что истец в первую очередь столкнется с вопросом привязки к той или иной юрисдикции.
Универсальных юрисдикций в мире практически не осталось. И если подавать иск в той или иной стране, возникнет вопрос: какова привязка данного истца к данной стране? Возможно, в этой роли может выступить иностранный холдинг группы.
Соответственно, если у компании нет никакой привязки ни к Америке, ни к Англии, ни к какой-то другой европейской стране, подать иск в одной из этих стран, не имея к ней никакого отношения, будет достаточно сложно.
Второй важный момент, который возникнет: суверенный иммунитет рф, который ни одна из западных стран на сегодня еще не отменила, хотя и идут разговоры о признании россии страной, финансирующей терроризм. В таком случае этот статус станет поводом для исключения из суверенного иммунитета. Однако на сегодня, скорее всего, такой иск не примут к рассмотрению.
Прорабатывается еще ряд механизмов, как подать прямые иски за рубежом, но пока что этот вариант представляется наименее вероятным.
Если подводить краткие итоги, то путь от оценки ущерба до получения реальных денег – довольно длинный. Но ничего не делать – это лишить себя хоть какой- то возможности вернуть утраченное.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.