Экс-глава отдела инноваций NASA: «Трамп много внимания уделяет освоению Марса»
Омар Хатамле – о космическом образовании, интересных стартапах, а также возможностях и опасностях, которые ждут нас за пределами планеты Земля

После лекции о будущем инноваций в Киево-Могилянской бизнес-школе Омар Хатамле остается сделать несколько снимков, в том числе фото на память с самым молодым слушателем. Помимо возможности сфотографироваться, Омар Хатамле дарит мальчику почетный значок NASA.
– Вы уже успели стать местной знаменитостью, – с улыбкой говорит ему корреспондент Mind.
– Да ну что вы, я обычный человек, такой как все, – скромно отвечает доктор Хатамле.
Но далеко не каждому человеку удается сделать такую карьеру в NASA.
Омар Хатамле работает в NASA уже более 20 лет. Сейчас занимает должность директора космической учебной программы Международного космического университета. До этого был директором отдела инноваций в NASA Johnson, расположенном в Хьюстоне и главным ученым в NASA ARC, в Силиконовой долине. Он развивал креативное мышление, расширял инновационную способность и проявлял перспективные научные направления. Mind удалось побеседовать с доктором Хатамле о космическом образовании, интересных стартапах, а также о возможностях и опасностях, которые ждут нас за пределами планеты Земля.
– Почти каждый ребенок в мире мечтает работать в NASA. Вы тоже думали об этом с самого детства?
– Да, когда я еще был маленьким мальчиком, я уже знал, что хочу делать карьеру в космической индустрии. Поэтому, когда 20 лет назад у меня было собеседование в NASA, я помню как был взволнован тем, что, возможно, буду там работать.
– Во время лекции вы много говорили о Международном космическом университете. Расскажите, какие проекты реализуются в его рамках?
– Международный Космический Университет (International Space University, ICU) – это уникальная междисциплинарная, межкультурная и международная образовательная система. Этим летом в городе Корк (Ирландия) мы проводили 9-недельный курс, в котором приняли участие 112 участников из 26 различных стран. Программа включала все, что касается космоса, но не только с технической стороны: в ней были и экономика, и юриспруденция, и гуманитарные науки.
Первые три недели студенты слушали основной курс, потом имели возможность выбрать направление лекций на следующие три недели. Если вы инженер, то можете пойти в бизнес-школу, или наоборот. Мы поощряли обучение в тех сферах, в которых студенты имели меньше знаний. Затем мы разделили их на группы по примерно 30 человек и поручили работать над проектами с людьми, с которыми они никогда не работали раньше: из Китая, Великобритании, Индии или с Ближнего Востока. За последние три недели они должны также написать дипломную работу.
Во время курса много лекций читали астронавты. Студенты могли выбирать из сотни различных воркшопов: мы запускали шар в космос, устраивали соревнования ракет, занимались робототехникой и программированием. И хотя среда очень стрессовая, а программа интенсивная, большинство студентов признавались, что этот опыт кардинально изменил их жизнь. Кроме знаний, они получили доступ к космическому сообществу по всему миру.
– Проверяли вы, какую карьеру получают выпускники университета?
– По нашей статистике примерно 80% людей, принимавших участие в программе, продолжили работать в космической индустрии. Поэтому, если вы хотите попасть в эту сферу, обучение в ICU – один из лучших путей, потому что вы получаете и знания, и связи, необходимые для дальнейшей работы в отрасли.
– Соединенные Штаты сейчас на несколько шагов впереди других стран в области инноваций во всем, что касается исследования и освоения космоса. В советские времена это больше напоминало «бег наперегонки». Есть ли сейчас подобная конкуренция на уровне стран?
– Мне кажется, среда сейчас намного более настроена на сотрудничество. Многие компании используют международный подход к работе над проектами. Они берут что-то в Китае, заказывают детали в Европе, нанимают работников из Южной Америки. Поэтому это скорее сотрудничество, чем конкуренция. Но когда речь идет о стартапах, это совсем другая история, ведь они по своей природе конкурентные и постоянно борются за выживание. Нынешняя инфраструктура позволяет сделать доступ в космос дешевым, компоненты стали меньше по размеру и уже не нужно использовать кучу «железа», а все это вместе создает хорошую базу для стартапов, которые хотят выйти на этот рынок.
– Все говорят только о Илоне Маске. Есть еще стартапы, достойные внимания, по вашему мнению?
– Planet Labs, Spire, Zero 2 Infinity (читайте справку в конце статьи. – Mind). Эти стартапы, кстати, были основаны выпускниками нашего университета. Стоимость Planet Labs уже прошла отметку в $1 млрд.
– Как вы думаете, влияет президентство Трампа на стратегию NASA?
– У каждого президента свое видение космоса. Поэтому каждые четыре года нам приходится адаптироваться к новой администрации и корректировать свои планы. Но таковы уж правила игры. Трамп больше настроен на коммерциализацию космоса и всего, что с ним связано. Еще он много внимания уделяет освоению Марса.
– Несколько часов назад Трамп объявил о своем выборе нового председателя NASA. Им стал Джеймс Брайденстайн, который является политиком, а не ученым. Что вы думаете по этому поводу?
– Для того, чтобы быть руководителем, директором или администратором, не обязательно быть ученым или инженером. В первую очередь необходим хороший менеджмент, тогда получится двигаться в правильном направлении.
– В последнее время NASA стала ближе к людям. Если раньше большинство проектов держались в секрете, то теперь можно посмотреть и прямую трансляцию из космоса, и фотографии, сделанные Curiosity, а также принять участие в розыгрыше билета на Марс в одну сторону. Почему это происходит и к чему приведет?

Омар Хатамле
– Заинтересовать людей в космосе и заручиться публичной поддержкой очень важно. Поэтому чем больше мы подчеркиваем преимущества освоения космоса, разработки новых технологий, которые помогают улучшать жизнь людей, создавать рабочие места и улучшать экономику, тем легче нам двигаться вперед. Потому что в конце концов все зависит от общественной поддержки.
– Какие инструменты вы используете для стимулирования креативного процесса в NASA?
– Дизайн-мышление очень важно, модели «открытых инноваций», различные методики мозгового штурма, креативные пространства, которые вдохновляют людей на новые идеи. Мы постоянно пытаемся оценивать положение вещей и искать возможности для перемен к лучшему, а для этого используем самые разнообразные инструменты.
– Мы все еще не знаем многого о космосе. Какие, по вашему мнению, наибольшие возможности и опасности он скрывает?
– Мы проводим много исследований по поиску планет, подобных Земле. Миссия Kepler дает нам возможность определить тысячи планет, которые могут быть пригодны к жизни. Планета должна быть определенного размера – не очень большая, но и не слишком маленькая; должна находиться на определенном расстоянии от звезды. Еще многое нужно исследовать, но это было одно из важнейших научных открытий за последнее время.
– Поможет ли это с проблемой перенаселения?
– Главную проблему перенаселения Земли я вижу в воде и пище. Но 75% поверхности Земли – вода из океанов, и это лишь вопрос времени, чтобы научиться ее опреснять. А также улучшать устойчивость к различным заболеваниям и производить больше продуктов питания. Проблема перенаселения существует, но в то же время мы постоянно учимся к ней адаптироваться и создавать новые ее решения.
Что касается опасностей, то, например, приближение астероидов – это тоже лишь вопрос времени. Чем больше мы будем инвестировать в технологии, тем лучше сможем себя защитить. Мы сможем выявлять такие вещи заранее и сможем направить астероид подальше от Земли. Чем лучше будет технологический прогресс, тем легче мы сможем решать подобные проблемы.
Справка:
Planet Labs – один из крупнейших мировых игроков в области дистанционного зондирования Земли. Компания специализируется на запуске в космос миниатюрных спутников, массой менее 10 кг, которые называются Dove (англ. – голубь). Planet Labs запустила уже более 100 космических аппаратов, позволяющих предоставлять заказчикам изображения с любого места на Земле с разрешением 3–5 м. В 2015 году компания попала в «клуб единорогов», то есть стартапов, которые в рекордные сроки начинают оцениваться в более чем $1 млрд. Этот статус Planet Labs получила через 747 дней с момента первого раунда инвестиций. Для сравнения: Facebook потребовалось 396 дней.
Spire Global – специализируется на данных, собранных с помощью сети малых спутников. Для запуска первого спутника Spire собрала на краудфандинговой платформе Кickstarter $106 330. Сейчас инвестиции в компанию достигают $80 млн. Spire имеет офисы в Сан-Франциско, Глазго, Сингапуре и Боулдере.
Zero 2 Infinity – испанская компания, специализирующаяся на разработке стратосферных воздушных шаров для космических запусков. Zero 2 Infinity планирует запустить первые 4-часовые туристические полеты на расстояние не больше 36 км от Земли на воздушных шарах в 2019 году.
Лекцию о будущем инноваций Омар Хатамле недавно читал в Google. Предлагаем вашему вниманию запись лекции, чтобы быть в курсе технологических трендов.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].