Итоги-2017: украинская промышленность
Почему спасение утопающих – снова «дело рук самих утопающих»

Мировая промышленность находится в состоянии перехода на новую, высокотехнологичную, ступень развития. Сырьевые рынки вошли в один из крупнейших кризисов со времени промышленной революции XIX века, и ведущие аналитические центры мира склоняются к тому, что из этого кризиса уже не будет выхода.
Экономику Украины можно отнести к преимущественно сырьевой. Поэтому в декабре 2016 года Кабмин утвердил положение о Национальном комитете промышленного развития, задача которого – дать рекомендации по переходу на современную индустриальную модель экономики на основе инновационных технологий. К сожалению, из 35 членов нацкомитета только четверо-пятеро представляют работающие предприятия, которые приспособились к текущим тенденциям. Все остальные к современной промышленности практически не имеют никакого отношения.
В июне 2017 года Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) представило документ под названием Предложения к Первоочередному плану действий по промышленному развитию Украины. Его по заказу министерства разрабатывал Независимый аналитический центр «Украинский институт будущего».
Аналитики решили не изобретать велосипед, а выбрали шесть классических отраслей украинской экономики, назвав их «базовыми»: это добывающая, металлургическая, химическая и нефтехимическая, пищевая промышленность, электроэнергетика и машиностроение. Для этих отраслей разработали 21 предложение, позволяющее привлечь $2,3 млрд инвестиций и $4,3 млрд дополнительного ВВП. Перечень предложений подали в правительство, министерства и парламент.
«Украинский институт будущего проанализировал предложения предприятий, отраслевых ассоциаций, эксперты лично встретились с руководителями предприятий. Некоторые предложения промышленников противоречат друг другу, что естественно. Поэтому задача министерства – исправить все нестыковки. Для этого проведем масштабное обсуждение с заинтересованными сторонами и экспертами», – сообщил на презентации Степан Кубив, первый вице-премьер-министр – министр экономического развития и торговли Украины.
К сожалению, эксперты Института будущего имеют очень мало общего с реальной промышленностью, поэтому документ передали на обработку в Национальный комитет по промышленному развитию, и он до сих пор лежит там без движения. Поэтому в 2017 году украинская промышленность и правительство работали фактически отдельно, только иногда помогая друг другу.
Государство и отрасль. Локомотивом украинской экономики в 2017 году остались железорудная и металлургическая отрасли, несмотря на экономическую блокаду Донбасса, которую организовали определенные политические силы. Из-за этого металлурги Украины потеряли мощности Алчевского, Енакиевского, Макеевского и Донецкого металлургических заводов. Накануне блокады, в 2016-м, первые три предприятия показали не только рост производства, но и сотни миллионов гривен доходов, поступивших в бюджет Украины.
И уже в 2017 году, по сравнению с 2016-м, общее производство стали в Украине уменьшилось на 12% – до 21,3 млн тонн; выплавка чугуна на 5% – до 20 млн тонн; производство общего металлопроката сократилось до 18,4 млн тонн (14%). В мировом рейтинге производителей стали Украина опустилась аж на 12-е место, хотя последние 20 лет уверенно занимала место в первой десятке.
Однако владельцам металлургических предприятий удалось найти дополнительные рынки сбыта, валютная выручка от экспорта черных металлов в прошлом года по сравнению с 2016-м выросла на 20% – до $8,67 млрд; металлоизделий – на 30%, до $897 млн. Вместе они составили 20,1% от общего экспорта страны.
Впрочем, у металлургов сохранилась многолетняя проблема – нехватка железнодорожных вагонов для перевозки руды и металлопроката. Претензии к «Укрзализныце» озвучивались публично, но решить проблему не удалось.
Реформа года. Правительство страны пока не в состоянии провести хоть какие-то реформы в промышленности, однако пытается запустить отдельные предприятия, которые до этого годами не работали. Одним из таких стало ООО «Карпатнефтехим» в городе Калуш Ивано-Франковской области, которое простаивало с 2012 года.
В конце 2016-го парламент отменил акциз на импорт сжиженного газа и дизтоплива для производства этилена. В июне «Карпатнефтехим» запустился. Мощность предприятия составляет 250 000 тонн этилена в год. Из этого сырья производятся полиэтилен и поливинхлорид, которые идут на экспорт.
На прибыльную работу вышел и Запорожский алюминиевый комбинат, ЗАлК – единственный производитель первичного алюминия в Украине. В 2015 году завод вернули в собственность государства, после того как им владела российская компания «РУСАЛ» Олега Дерипаски. За первое полугодие 2017 года ЗАлК получил 227 млн грн прибыли. К сожалению, комбинат до сих пор не загружен на полную мощность, ему не хватает сырья. Решить эту проблему правительство попытается с помощью продажи предприятия стратегическому инвестору в 2018 году.
Сделка года. Известный украинский бизнесмен, президент группы компаний DHL Александр Ярославский купил крупнейший в Украине ПАО «Харьковский тракторный завод» (ХТЗ). В феврале 2017-го предприятие запустили после года простоя. Для этого группа DHL предоставила ему 400 млн грн кредита.

ПАО «Харьковский тракторный завод»
Согласно плану, ежемесячно завод должен выпускать 150 тракторов. В июле 2017 года Ярославский заявил, что с заводских конвейеров вышло 500 единиц техники, поэтому ХТЗ решил вернуть себе не только украинские, но и ранее утраченные рынки стран СНГ и Европы.
Определенную поддержку украинским машиностроительным заводам предоставил и Кабмин: в июне 2017-го было принято решение, согласно которому все сельскохозяйственные предприятия, покупающие отечественную технику, будут получать 20% компенсации за такое приобретение.Под действие этой нормы подпадают 40 отечественных предприятий, среди которых Харьковский тракторный завод, ГП «Южмаш им. Макарова» (ПМЗ), Хорольский механический завод, ПАО «Завод Фрегат», Лозовский кузнечно-механический завод (ЛКМЗ), Карловский машиностроительный завод, Херсонский машиностроительный завод, «Бердянские жатки», ПАО «Эльворти».
Сейчас подводить итоги госпрограммы рано, но определенные результаты уже есть: все эти предприятия заработали и активно ищут рынки сбыта.Ньюсмейкер года. В ноябре Запорожский автомобильный завод заявил о прекращении выпуска модели ZAZ Lanos. В Украине эту модель выпускали с 1998 года, а на АвтоЗАЗе – с 2004-го. Сначала завод имел пятилетний льготный период по уплате налогов, затем его защищали драконовские пошлины на импорт авто из-за рубежа. Но все равно ZAZ Lanos не стал ни «народным», ни технически надежным авто: начиная с 2010 года продажи падали. К тому же за 20 лет модель морально устарела.
Впрочем, президент группы компаний «УкрАвто», в состав которой входит и АвтоЗАЗ, Тариэл Васадзе главной причиной прекращения выпуска считает открытие границ и разрешение завозить машины на «еврономерах» без уплаты каких-либо налогов. В то время как при производстве авто в Украине доля налогов составляет 34%. Фактически Васадзе признал, что без государственных льгот отрасль не выживет.Сегодня парламентарии пытаются определить, каким образом облагать налогом владельцев таких авто. Пока вариантов немного, и механизмы их воплощения непонятны. А тем временем в Украину поступила партия дешевых моделей индийских автомобилей Bajaj Qute. Стоимость авто составляет всего $4000.
Риски-2018. Украинские сельхозпроизводители на 90% зависят от удобрений, которые монопольно производят химические предприятия GROUP DF Дмитрия Фирташа: черкасский "Азот», «Ровноазот» и Северодонецкое объединение "Азот». В марте 2017 года, накануне посевной, заводы отказались выпускать удобрения, несмотря на полученные 2 млрд грн предоплаты. Антимонопольный комитет Украины начал расследование в связи с позицией этих предприятий, однако оно закончилось ничем. А значит, ситуация может повториться и в новом году.

«Ровноазот»
Проблемы с перевозкой грузов по железной дороге будут усиливаться. В 2017 году «Укрзализныця» планировала заказать 2500 грузовых вагонов и полувагонов, но почти все тендеры были отменены. Удалось заказать лишь 250 вагонов. Если в 2018-м ситуация не изменится, пострадают все – и вагоностроители, и экспортеры.
Возможности-2018. Визитной карточкой Украины на мировой арене может стать космическая отрасль. До сих пор она не получала должной поддержки от дипломатического сообщества, поэтому должна помогать себе сама.
Главный производитель космических ракет – завод «Южмаш» – уже в 2017-м возобновил производство ракет-носителей «Зенит» для международных проектов Sea Launch ( "Морской старт") и Land Launch ( "Наземный старт»). Пока речь идет о 12 ракетах, однако может быть принято решение об увеличении количества пусков.
Кроме того, в 2018 году ожидается расширение промышленной кооперации с компанией Orbital ATK Inc. (США) по программе строительства ракеты-носителя среднего класса Antares. Ракеты обеспечивают выполнение контракта NASA по поставкам материалов, оборудования и продуктов на международную космическую станцию (МКС). «Южмаш» рассчитывает, что американские контрагенты закажут дополнительные конструкции для первой ступени ракеты Antares. А это по крайней мере еще 12 конструкций.
Разумную инновацию предложил харьковский ПАО «Завод Фрунзе» – системы ограждения, оборудованные солнечными панелями. Они могут использоваться как самостоятельно, так и быть дополнительными опорами для солнечных электростанций на крышах домов.
«Наша идея в том, что ограждение может стать источником дополнительного дохода. Во многих случаях, когда потребитель испытывает дефицит свободных площадей, это будет оптимальным решением», – объясняет Александр Василенко, председатель правления ПАО.
Также решение позволяет сделать полностью автономные ограждения, которые сами себя обеспечат электроэнергией для подсветки и видеонаблюдения. Это, в частности, позволит повысить качество жизни жителей плохо электрифицированных населенных пунктов.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].