Итоги-2017: украинская промышленность

Итоги-2017: украинская промышленность

Почему спасение утопающих – снова «дело рук самих утопающих»

Цей текст також доступний українською
Итоги-2017: украинская промышленность
Фото: УНИАН

Мировая промышленность находится в состоянии перехода на новую, высокотехнологичную, ступень развития. Сырьевые рынки вошли в один из крупнейших кризисов со времени промышленной революции XIX века, и ведущие аналитические центры мира склоняются к тому, что из этого кризиса уже не будет выхода.

Экономику Украины можно отнести к преимущественно сырьевой. Поэтому в декабре 2016 года Кабмин утвердил положение о Национальном комитете промышленного развития, задача которого – дать рекомендации по переходу на современную индустриальную модель экономики на основе инновационных технологий. К сожалению, из 35 членов нацкомитета только четверо-пятеро представляют работающие предприятия, которые приспособились к текущим тенденциям. Все остальные к современной промышленности практически не имеют никакого отношения.

В июне 2017 года Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) представило документ под названием Предложения к Первоочередному плану действий по промышленному развитию Украины. Его по заказу министерства разрабатывал Независимый аналитический центр «Украинский институт будущего».

Аналитики решили не изобретать велосипед, а выбрали шесть классических отраслей украинской экономики, назвав их «базовыми»: это добывающая, металлургическая, химическая и нефтехимическая, пищевая промышленность, электроэнергетика и машиностроение. Для этих отраслей разработали 21 предложение, позволяющее привлечь $2,3 млрд инвестиций и $4,3 млрд дополнительного ВВП. Перечень предложений подали в правительство, министерства и парламент.

«Украинский институт будущего проанализировал предложения предприятий, отраслевых ассоциаций, эксперты лично встретились с руководителями предприятий. Некоторые предложения промышленников противоречат друг другу, что естественно. Поэтому задача министерства – исправить все нестыковки. Для этого проведем масштабное обсуждение с заинтересованными сторонами и экспертами», – сообщил на презентации Степан Кубив, первый вице-премьер-министр – министр экономического развития и торговли Украины.

К сожалению, эксперты Института будущего имеют очень мало общего с реальной промышленностью, поэтому документ передали на обработку в Национальный комитет по промышленному развитию, и он до сих пор лежит там без движения. Поэтому в 2017 году украинская промышленность и правительство работали фактически отдельно, только иногда помогая друг другу.

Государство и отрасль. Локомотивом украинской экономики в 2017 году остались железорудная и металлургическая отрасли, несмотря на экономическую блокаду Донбасса, которую организовали определенные политические силы. Из-за этого металлурги Украины потеряли мощности Алчевского, Енакиевского, Макеевского и Донецкого металлургических заводов. Накануне блокады, в 2016-м, первые три предприятия показали не только рост производства, но и сотни миллионов гривен доходов, поступивших в бюджет Украины.

И уже в 2017 году, по сравнению с 2016-м, общее производство стали в Украине уменьшилось на 12% – до 21,3 млн тонн; выплавка чугуна на 5% – до 20 млн тонн; производство общего металлопроката сократилось до 18,4 млн тонн (14%). В мировом рейтинге производителей стали Украина опустилась аж на 12-е место, хотя последние 20 лет уверенно занимала место в первой десятке.

Однако владельцам металлургических предприятий удалось найти дополнительные рынки сбыта, валютная выручка от экспорта черных металлов в прошлом года по сравнению с 2016-м выросла на 20% – до $8,67 млрд; металлоизделий – на 30%, до $897 млн. Вместе они составили 20,1% от общего экспорта страны.

Впрочем, у металлургов сохранилась многолетняя проблема – нехватка железнодорожных вагонов для перевозки руды и металлопроката. Претензии к «Укрзализныце» озвучивались публично, но решить проблему не удалось.

Реформа года. Правительство страны пока не в состоянии провести хоть какие-то реформы в промышленности, однако пытается запустить отдельные предприятия, которые до этого годами не работали. Одним из таких стало ООО «Карпатнефтехим» в городе Калуш Ивано-Франковской области, которое простаивало с 2012 года.

В конце 2016-го парламент отменил акциз на импорт сжиженного газа и дизтоплива для производства этилена. В июне «Карпатнефтехим» запустился. Мощность предприятия составляет 250 000 тонн этилена в год. Из этого сырья производятся полиэтилен и поливинхлорид, которые идут на экспорт.

На прибыльную работу вышел и Запорожский алюминиевый комбинат, ЗАлК – единственный производитель первичного алюминия в Украине. В 2015 году завод вернули в собственность государства, после того как им владела российская компания «РУСАЛ» Олега Дерипаски. За первое полугодие 2017 года ЗАлК получил 227 млн грн прибыли. К сожалению, комбинат до сих пор не загружен на полную мощность, ему не хватает сырья. Решить эту проблему правительство попытается с помощью продажи предприятия стратегическому инвестору в 2018 году.

Сделка года. Известный украинский бизнесмен, президент группы компаний DHL Александр Ярославский купил крупнейший в Украине ПАО «Харьковский тракторный завод» (ХТЗ). В феврале 2017-го предприятие запустили после  года простоя. Для этого группа DHL предоставила ему 400 млн грн кредита.

Итоги-2017: украинская промышленность
ПАО «Харьковский тракторный завод»
Фото: УНИАН

Согласно плану, ежемесячно завод должен выпускать 150 тракторов. В июле 2017 года Ярославский заявил, что с заводских конвейеров вышло 500 единиц техники, поэтому ХТЗ решил вернуть себе не только украинские, но и ранее утраченные рынки стран СНГ и Европы.

Определенную поддержку украинским машиностроительным заводам предоставил и Кабмин: в июне 2017-го было принято решение, согласно которому все сельскохозяйственные предприятия, покупающие отечественную технику, будут получать 20% компенсации за такое приобретение.

Под действие этой нормы подпадают 40 отечественных предприятий, среди которых Харьковский тракторный завод, ГП «Южмаш им. Макарова» (ПМЗ), Хорольский механический завод, ПАО «Завод Фрегат», Лозовский кузнечно-механический завод (ЛКМЗ), Карловский машиностроительный завод, Херсонский машиностроительный завод, «Бердянские жатки», ПАО «Эльворти».

Сейчас подводить итоги госпрограммы рано, но определенные результаты уже есть: все эти предприятия заработали и активно ищут рынки сбыта.

Ньюсмейкер года. В ноябре Запорожский автомобильный завод заявил о прекращении выпуска модели ZAZ Lanos. В Украине эту модель выпускали с 1998 года, а на АвтоЗАЗе – с 2004-го. Сначала завод имел пятилетний льготный период по уплате налогов, затем его защищали драконовские пошлины на импорт авто из-за рубежа. Но все равно ZAZ Lanos не стал ни «народным», ни технически надежным авто: начиная с 2010 года продажи падали. К тому же за 20 лет модель морально устарела.

Впрочем, президент группы компаний «УкрАвто», в состав которой входит и АвтоЗАЗ, Тариэл Васадзе главной причиной прекращения выпуска считает открытие границ и разрешение завозить машины на «еврономерах» без уплаты каких-либо налогов. В то время как при производстве авто в Украине доля налогов составляет 34%. Фактически Васадзе признал, что без государственных льгот отрасль не выживет.

Сегодня парламентарии пытаются определить, каким образом облагать налогом владельцев таких авто. Пока вариантов немного, и механизмы их воплощения  непонятны. А тем временем в Украину поступила партия дешевых моделей индийских автомобилей Bajaj Qute. Стоимость авто составляет всего $4000.

Риски-2018. Украинские сельхозпроизводители на 90% зависят от удобрений, которые монопольно производят химические предприятия GROUP DF Дмитрия Фирташа: черкасский "Азот», «Ровноазот» и Северодонецкое объединение "Азот». В марте 2017 года, накануне посевной, заводы отказались выпускать удобрения, несмотря на полученные 2 млрд грн предоплаты. Антимонопольный комитет Украины начал расследование в связи с позицией этих предприятий, однако оно закончилось ничем. А значит, ситуация может повториться и в новом году.

Итоги-2017: украинская промышленность
«Ровноазот»
Фото: УНИАН

Проблемы с перевозкой грузов по железной дороге будут усиливаться. В 2017 году «Укрзализныця» планировала заказать 2500 грузовых вагонов и полувагонов, но почти все тендеры были отменены. Удалось заказать лишь 250 вагонов. Если в 2018-м ситуация не изменится, пострадают все – и вагоностроители, и экспортеры. 

Возможности-2018. Визитной карточкой Украины на мировой арене может стать космическая отрасль. До сих пор она не получала должной поддержки от дипломатического сообщества, поэтому должна помогать себе сама.

Главный производитель космических ракет – завод «Южмаш» – уже в 2017-м возобновил производство ракет-носителей «Зенит» для международных проектов Sea Launch ( "Морской старт") и Land Launch ( "Наземный старт»). Пока речь идет о 12 ракетах, однако может быть принято решение об увеличении количества пусков.

Кроме того, в 2018 году ожидается расширение промышленной кооперации с компанией Orbital ATK Inc. (США) по программе строительства ракеты-носителя среднего класса Antares. Ракеты обеспечивают выполнение контракта NASA по поставкам материалов, оборудования и продуктов на международную космическую станцию (МКС). «Южмаш» рассчитывает, что американские контрагенты закажут дополнительные конструкции для первой ступени ракеты Antares. А это по крайней мере еще 12 конструкций.

Разумную инновацию предложил харьковский ПАО «Завод Фрунзе» – системы ограждения, оборудованные солнечными панелями. Они могут использоваться как самостоятельно, так и быть дополнительными опорами для солнечных электростанций на крышах домов.

«Наша идея в том, что ограждение может стать источником дополнительного дохода. Во многих случаях, когда потребитель испытывает дефицит свободных площадей, это будет оптимальным решением», – объясняет Александр Василенко, председатель правления ПАО.

Также решение позволяет сделать полностью автономные ограждения, которые сами себя обеспечат электроэнергией для подсветки и видеонаблюдения. Это, в частности, позволит повысить качество жизни жителей плохо электрифицированных населенных пунктов.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно