mind
Ќа полную мощность: как отрегулировать Ђзеленыйї сектор в энергорынке ”краины » что ускорит строительство маневровых с

Ќа полную мощность: как отрегулировать Ђзеленыйї сектор в энергорынке ”краины » что ускорит строительство маневровых с

» что ускорит строительство маневренных станций

Ётот материал также доступен на украинском
Ќа полную мощность: как отрегулировать Ђзеленыйї сектор в энергорынке ”краины » что ускорит строительство маневровых с

”же в 2020 году введенные мощности возобновл€емых источников энергии возрастут вдвое по сравнению с сегодн€шними и достигнут 3000 ћ¬т. „тобы поддерживать стабильную работу ќбъединенной энергосистемы ”краины и быстро регулировать ее в случае падени€ мощностей, ЌЁ  «”крэнерго» должна держать до 1500 ћ¬т резервных мощностей. ј это значит, что цены на электроэнергию дл€ потребителей будут расти бешеными темпами.

ЌЁ  «”крэнерго» презентовала свои неутешительные расчеты и призвала «зеленых» инвесторов подключитьс€ и быстро начать строить новые высокоманевренные мощности, такие как литиевые батареи и газопоршневые станции. ≈сли «зеленые» не отреагируют, чиновникам, чтобы сдержать рост цен, придетс€ вносить изменени€ в закон «ќ развитии зеленой энергетики» и вводить ограничени€ дл€ производства дорогих солнечных и ветровых станций или сокращать выдачу разрешений на строительство новых станций.

√лава ЌЁ  «”крэнерго» ¬севолод  овальчук говорит, что не хочет инициировать такие кардинальные изменени€, и напоминает, что с середины 2019 года начнет действовать свободный рынок электроэнергии, и он бы хотел, чтобы услуги регулировани€ стали полноценной частью такого рынка. Ёто создаст новые возможности дл€ бизнеса и откроет новые коммерческие площадки. Ёти услуги могли бы стать такими же прибыльными, как и сама продажа «зеленой» энергии общему рынку электроэнергии.

—пециалисты «”крэнерго» вместе с представител€ми ћинтопэнерго и Ќ –Ё ” работают над определенными услови€ми конкурса на строительство, которые позволили бы стимулировать потенциальных инвесторов создавать новые высокоманевренные мощности. „иновникам надо ускоритьс€, потому что сам конкурс необходимо провести до конца текущего года. ¬едь только на строительство необходимо 1,5–2 года.

Mind обратилс€ к специалисту, партнеру юридической фирмы INTEGRITES ќлегу «агнитко с просьбой рассказать, какие внутренние экономические факторы можно применить дл€ активизации инвесторов и сколько могут стоить новые высокоманевренные мощности.

»нтервал маневрировани€ должен быть? ¬ ”краине складываетс€ ситуаци€, что така€ потенциально прогрессивна€ услуга энергорынка, как «спрос и предложение маневренных мощностей», либо не заработает в соответствующее врем€ (июль 2019-го), либо заработает не в том формате, который нужен инвестору. —ейчас рассматриваетс€ проведение торгов на услугу маневренного резерва в суточном режиме, а на услугу генерации энергии дл€ балансировки – не меньше чем в почасовом. ќднако техническое маневрирование происходит посто€нно, и такие долгие перерывы в торговле не позвол€т инвестору получать приличные поступлени€. ѕо крайней мере пока через несколько лет не будут введены торги с промежутком в 5–15 минут.

Ќа многих мировых энергорынках уже сегодн€ работает «п€тиминутный» формат: то есть необходимость включени€ маневровых мощностей определ€етс€ каждые п€ть минут, хот€ в ≈— это составл€ет 15 минут. ѕоэтому ”краине уже сейчас надо подстраиватьс€ под передовой опыт. ‘актически установление четкого формата маневрировани€ – это базовые услови€, как валюта государства, дл€ привлечени€ инвесторов на этот совершенно новый дл€ нашей страны рынок «услуг маневрировани€».

 роме того, генераци€ из «зеленых» источников, когда будет об€зана платить штрафы за отклонение от графика подачи электроэнергии (а это произойдет после достижени€ ¬»Ё 5% в годовом балансе произведенной электроэнергии), может быть заинтересована в развитии маневренных мощностей дл€ снижени€ собственных финансовых расходов. Ќо сейчас такой спрос не сформирован.

¬ имеющихс€ услови€х следующим предсказуемым шагом госчиновников к формированию четких и пон€тных ценовых сигналов спроса будет создание открытого ежегодного графика потребностей в развитии маневренных мощностей. ¬ перспективе 10 лет системный оператор будет  оценивать: на какой год ожидаетс€ введение новых «зеленых» установок и какой мощности; и такой же перечень потенциальных предложений по установке и времени введени€ маневреных мощностей, которые могут предложить инвесторы.

—колько стоит построить газопоршневую станцию или storage energy?  –асчет, как правило, ведетс€ за 1 к¬т установленной мощности, диапазон – от 500 до 1000 евро за 1 к¬т, потому что газопоршневые станции и турбины производ€т различные производители, следовательно, и цена у них варьируетс€.

„то касаетс€ литиевых батарей, или storage energy, кроме того, что их надо построить, они вынуждены будут покупать электроэнергию на «закачку». ќбъем этой энергии будет зависеть от того, как батареи будут использоватьс€: только дл€ первичного регулировани€ или же и дл€ замещени€ пикового потреблени€.

 ак правило, батареи зар€жаютс€ ночью, когда нет спроса, а атомные станции нельз€ остановить, а затем, в пиковые часы, разр€жаютс€; и днем, когда идет спад потреблени€, батареи могут повторно зар€дитьс€. ќни сто€т от 750 до 1200 евро за к¬т.

” этих систем разные сроки эксплуатации: у газопоршневых агрегатов моральное старение наступает через 20 лет, физическое – через 25 лет. Ѕатареи подлежат постепенной замене через 3–5 лет.

Ќа какие льготы могут рассчитывать инвесторы? ¬ законе «ќ функционировании рынка электроэнергии» есть стать€ 29. ≈е окончательна€ редакци€ была результатом т€желого компромисса политических сил с одной стороны, участников рынка, в том числе системного оператора «”крэнерго», – с другой, и Ёнергетического —ообщества – с третьей. —тать€ уполномочивает  абмин утвердить пор€док и услови€ проведени€ конкурса по привлечению инвесторов по внедрению необходимых маневренных мощностей. ќднако в статье остаетс€ много темных мест, которые могут зависеть от усмотрени€  ћ” и регул€тора.

¬ частности, это касаетс€ и возможных стимулов дл€ тех, кто согласитс€ строить маневренные мощности: льготы от органов местного самоуправлени€ (например, безвозмездное выделение или оформлени€ земельного участка, льготна€ арендна€ плата), плата за ее пользование за счет потребителей или государственных ресурсов. “акже государство может компенсировать часть или полную стоимость капитального строительства и, возможно, гарантировать закупку определенного объема услуг у победител€ конкурса; предоставить другую государственную помощь. ƒополнительные маневренные мощности в объеме 2,5 √¬т дл€ объединенной энергетической системы ”краины, озвученные господином  овальчуком, должны по€витьс€ до 2025 года. ќднако первые новые станции должны заработать уже к концу 2019-го, когда, по прогнозу председател€ «”крэнерго», текущие мощности не смогут принимать растущее количество электроэнергии от ¬»Ё; следовательно, придетс€ отключать или их, или јЁ—.

» дл€ строительства таких станций, пусть даже небольших, 20-40 ћ¬т или 50-100 ћ¬т, кроме моделировани€ и получени€ финансировани€, необходимо выбрать и купить площадку, построить подстанцию ​​дл€ подключени€ к общей энергосистеме, пройти лицензионные процедуры дл€ подключени€ – развитие проекта требует не менее двух лет. “рудно сказать, есть ли кто-то на рынке на этапе получени€ разрешени€ на строительство.

 то заплатит за услуги маневрировани€? —корее всего, все расходы л€гут на плечи потребителей в виде надбавки к тарифу – либо по процедуре, предусмотренной статьей 29, либо в пор€дке компенсации расходов на соблюдение общественного интереса по статье 62.

—огласно Ёнергостратегии – 2035 и статьи 62 закона, на государственную компанию «”крэнерго» возложена об€занность увеличивать долю энергии из альтернативных, в частности возобновл€емых, источников в ќЁ— ”краины до 2030 года.

—реди доходов системного оператора «”крэнерго» – только тариф на передачу электроэнергии и тариф на диспетчерское управление. ќба жестко регулируютс€ Ќ –Ё ”. Ќикаких вариантов дл€ «см€гчени€» перепада тарифов дл€ р€довых потребителей при доминировании «зеленых тарифов нет.

“акже стать€ 62 закона «ќ рынке электроэнергии» дает право  ћ” в случае, если ситуаци€ вызывает угрозу, возложить об€занность на любого участника энергорынка, в результате чего у такого участника «в общих общественных интересах» могут по€витьс€ чрезвычайные полномочи€. ¬ наших реали€х речь может идти о владельцах угольных “Ё— или о гидроэнергетике, которых могут об€зать держать в резерве свои мощности и балансировать энергосистему в обмен на компенсацию «обоснованных расходов» способом, предусмотренным  ћ”.

», при отсутствии конкуренции на рынке маневренных мощностей, верхний предел общего счета дл€ нас с вами, похоже, будет трудно предсказать.

—ледите за актуальными новост€ми бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате