Заболело в мире
64,561,850
Умерло в мире
1,493,925
Вылечилось в мире
41,515,472
Заболело в Украине
772,760
Умерло в Украине
12,960
Вылечилось в Украине
384,426
Коммерческий директор StarLight Digital: «Пользователи, которые ведутся на рекламу нелегальных сервисов, покупают иллюзию»

Коммерческий директор StarLight Digital: «Пользователи, которые ведутся на рекламу нелегальных сервисов, покупают иллюзию»

Николай Фаенгольд – о том, как медиагруппа отлавливает пиратов не Азовского моря

Этот материал также доступен на украинском
Коммерческий директор StarLight Digital: «Пользователи, которые ведутся на рекламу нелегальных сервисов, покупают иллюзию»
Николай Фаенгольд
Фото: пресс-служба StarLight Digital

По данным Similarweb, за прошедший год украинцы посетили сайты пиратских онлайн-кинотеатров почти миллиард раз. Правообладатели говорят, что это лишь вершина «айсберга». Помимо нелегальных кинотеатров в Украине процветают и другие бизнесы, зарабатывающие на воровстве интеллектуальной собственности. Чем они занимаются? Почему легальные сервисы никак не могут потеснить пиратов? Привлекают ли рекламодателей к уголовной ответственности за финансирование пиратства? На эти и другие вопросы в интервью Mind ответил коммерческий директор StarLight Digital Николай Фаенгольд.

– Какие пираты обитают в наших широтах?

– Как-то моя восьмилетняя дочь спросила, чем папа занимается на работе. Попытался объяснить, что занимаюсь развитием платного рынка потребления контента и, в том числе, борюсь с пиратами. Она очень расстроилась и даже возмутилась: пираты – ее любимые герои фильмов. С тех пор вместо термина «пират» стараюсь использовать слово «вор». Ведь суть этого бизнеса – воровство и/или перепродажа ворованного. 

Наш центр мониторинга выделяет несколько типов воров. Первая группа – «предприниматели», которые работают с VoD (Video on Demand, видео по запросу – Mind). Эту «тусовку» можно условно разделить на две подгруппы. Пираты, которые пишут, нарезают, хранят у себя чужой контент и потом проигрывают его в своем плеере. Текущие сервисы рекламировать не буду, поэтому в качестве примера приведу FS.TO. Вторая подгруппа – агрегаторы контента, которые распространяют ворованную интеллектуальную собственность, но у них может не быть своего плеера. Пользователь может их отличить тем, что они предоставляют несколько плееров на выбор.

Вторая крупная группа – воры, зарабатывающие на трансляции чужого контента. Здесь также «обитают» несколько подгрупп. Во-первых, OTT-провайдеры, нелегально распространяющие контент. В основном они работают на аудиторию за пределами Украины. Во-вторых, классические провайдеры программной услуги, которые не платят роялти правообладателям. Имена части этих предпринимателей мы публикуем на Blacklists.org.ua. Каждый желающий может подписаться на обновления этого сервиса.

К третьей группе относим «бизнесменов», которые разрабатывает программное обеспечение для доступа к нелегальному контенту, и «коробочников». Последние используют ПО с нелегальным контентом для продажи своего продукта – сет-топ-боксов с сотнями каналов. В сети можно найти массу объявлений: «Купи коробочку – получи 1000 ТВ-каналов бесплатно».

– Можете обрисовать масштаб бедствия? Сколько ориентировочно у нас пиратов? Какой объем ущерба они наносят правообладателям?

– Число воров подсчитать сложно. Порог входа в пиратский бизнес очень низок: по сути, для старта нужен один компьютер или специальная коробочка. О масштабе проблемы «говорит» то, что Украина до сих пор находится в «Специальном отчете 301» США – списке стран с неудовлетворительным уровнем охраны прав интеллектуальной собственности.

Также не просто подсчитать объем ущерба. За 11 месяцев 2018 года только наша медиагруппа подала 31 заявление против тех, кто нелегально ретранслирует наш контент, на общую сумму около 13 млн грн. Но это лишь вершина «айсберга». Есть много воров, с которыми мы боремся другими способами. В Украине продаются тысячи коробочек, ущерб от которых оценить очень сложно. Так как они предоставляют доступ к контенту сотен или даже тысяч правообладателей.

Коммерческий директор StarLight Digital: «Пользователи, которые ведутся на рекламу нелегальных сервисов, покупают иллюзию»

– Почему легальные сервисы до сих пор не способны перетянуть к себе аудиторию пиратов?

– Пользователи жалуются, что у легальных игроков мало качественного и свежего зарубежного контента. А у пиратов он есть. Но чтобы зарубежные правообладатели захотели обосноваться на украинском рынке, они должны понимать, что потребители готовы платить за их контент. Я очень рад, что на наш рынок вышел YouTube Premium. Думаю, многие украинцы начнут его тестировать благодаря бесплатной услуге в первые 3 месяца. А потом привыкнут платить.

– Бесплатный контент медиагрупп есть в Т2, YouTube-каналах и пока еще на спутнике. Вряд ли в Украине большая аудитория, у которой нет доступа к этим «источникам». Почему зрители все же предпочитают пиратов?

– Некоторые пользователи ведутся на рекламу с предложением 600, 700, 800, 1000 каналов бесплатно. Для них важно ощущение обладания чем-то большим. Но фактически они покупают иллюзию. Вряд ли кто-то смотрит все 600 каналов. Обычно выбирают до 10-ти. К тому же потребители могут попасть в ловушку собственной жадности. Воры не всегда продают качественные гаджеты. Они могут банально не работать

Также пользователю важно удобство. Да, очень легко и просто настроить наши каналы и смотреть их легально. Но зритель хочет иметь одну «кнопку» для доступа к контенту, а не переключаться с сервиса на сервис. Вероятно, он считает: если пользуешься двумя пультами – кайф поломан.

– Как ваша медиагруппа отлавливает пиратов?

– Это очень увлекательный процесс, так как воры постоянно совершенствуются, изобретают новые «лазейки». Мы мониторим всю цепочку их «операционной деятельности»: дистрибуцию – маркетинг – монетизацию (получение выручки).

Коммерческий директор StarLight Digital: «Пользователи, которые ведутся на рекламу нелегальных сервисов, покупают иллюзию»

На первом этапе (дистрибуции) задача пирата – подключить максимальное количество каналов сбыта, т. е. удобных точек контакта с полhttp://mediasat.info/2018/09/14/android-box-seller-to-pay-25-million/ьзователем. Они используют Smart TV, Google Play и App Store, APK (Android Package Kit), m3u-плейлисты. Мы отслеживаем присутствие воров в этих каналах и отправляем им предупреждение: просим заключить с нами договор или удалить наш контент. Если «предприниматели» не реагируют – подаем жалобы в Samsung, LG, Android ТV, Google Play, App Store и т. д. После «включения санкций» платформой вернуться на нее пирату очень сложно. К примеру, в 2017-м мы выявили 60 мобильных приложений с нашим нелегальным контентом, а Google Play и App Store их заблокировали. В 2018-м в этих магазинах мы нашли лишь 10 новых приложений. Доступ к ним тоже уже закрыт.

А когда мы выявляем коробочники с ПО, которые дают возможность просмотра украденного у нас контента, – сразу подаем заявление в полицию. Первое уголовное дело вскоре должно рассматриваться в суде. Наша задача – создать успешный прецедент, чтобы и у правоохранителей, и у правообладателей появился алгоритм действий. Кстати, в США такой торговец недавно выплатил правообладателям $25 млн. 

Отдельно мы работаем с производителями приставок. Недавно начали сотрудничать с крупным производителем сет-топ-боксов – одесской компанией «Инфомир». Некоторые пираты пользуются их программным обеспечением для создания своих сервисов. Теперь по нашим жалобам «Инфомир» блокирует ПО.

Следующий блок – маркетинг. Мы работаем с площадками, на которых воры размещают свою рекламу. К примеру, антипиратский DMCA-алгоритм Google блокирует пиратские ресурсы в поиске. Недавно создал свой алгоритм удаления объявлений о доступе к ворованному контенту и OLX. За последние несколько месяцев эта площадка заблокировала 744 объявления о продажах коробочек с нелегальным контентом по нашим жалобам. По такой же схеме удаляется подобная реклама на Facebook, Instagram, YouTube.

А на этапе монетизации, точнее блокировки поступления доходов ворам, сотрудничаем с Masterсard, Visa, Interkassa, iPay и т. д. Мы подали жалобы на 28 пиратских ресурсов. По 19 обращениям трансакции уже заблокированы.

Коммерческий директор StarLight Digital: «Пользователи, которые ведутся на рекламу нелегальных сервисов, покупают иллюзию»

– Многие пираты реагируют на ваши предупреждения: «осознают» и «исправляются»?

– Да. Некоторые потом становятся нашими партнерами. К примеру, как-то вычислили «предпринимателя», который создал серию сайтов с нашим контентом. Чтобы достучаться до него, пришлось связаться со школой, где он учился, и работой его мамы. В итоге парень стал одним из наших лучших партнеров в сегменте VоD.

Хотя некоторые имитируют «осознание» и «исправление». Например, просто ограничивают наши IP-адреса. То есть мы видим, что у них ничего не работает, а на самом деле парни продолжают «трудиться».

– Веселая у вас работа.

– Да, курьезов немало. Когда мы занимались только VоD-контентом, был у нас «товарищ», за которым очень долго бегали. Звонили ему на все номера, писали в соцсети, но он не реагировал. Выяснили, что мужчина работает стоматологом в Харькове. Записались к нему на прием, уже заказали билеты на поезд, чтобы к нему ехать. Но тут он вышел на связь. Пообещал «исправиться». Прошло два дня. Видим, опять началась нарезка и выкладка нашего видео. Отправили ему сообщение: «Извини, но ты был предупрежден!». Тут же приходит ответ: «Стойте! Это был мой папа. Я забыл его предупредить». Стоматологу было 46 лет. Интересно, сколько же было папе, который помогал сыну поднимать «бизнес»?

Еще одного «товарища» пришлось приглашать на липовое собеседование, якобы от потенциального работодателя. Иначе он никак не выходил на контакт.

Но такие истории связаны с физическими лицами. Когда пиратством занимается юридические лица – подход совершенно другой.

– В прошлом году в рамках инициативы «Чистое небо» медиагруппы запустили сервис blacklists со списком пиратских сайтов, который рассылается рекламодателям. Последние вас «услышали»?

– Да. Эффективность потрясающая. Многие рекламодатели перестали размещаться на пиратских ресурсах. Сейчас там доминирует реклама нелегальных бизнесов (казино, порно и т. п.). Хотя некоторые крупные FMSG-бренды все же продолжают покупать рекламный инвентарь у пиратов.

– Можете назвать несколько имен?

– Их мониторит Украинская антипиратская ассоциация (УАПА). Список рекламодателей постоянно обновляется на сервисе Blacklists.

Коммерческий директор StarLight Digital: «Пользователи, которые ведутся на рекламу нелегальных сервисов, покупают иллюзию»

А мы в поисках новых решений и хотим создать whitelist: готовы публиковать и обновлять список белых платформ, с которыми у правообладателей заключены договора. Надеюсь, эта инициатива будет полезна не только участникам рынка, а зрителям, которые хотят смотреть контент только на легальных сервисах. Отличить пиратские сервисы от непиратских очень сложно. Пока только правообладатель знает, с кем у него заключены договора.

– После вступления в силу закона «О господдержке кинематографии» рекламодателей могут привлечь к уголовной ответственности за размещение рекламы на пиратских сайтах. Уже были прецеденты?

– Пока нет. Для начала сервис нужно признать пиратом. А для этого правообладатель должен подать претензию, а суд – вынести приговор. Увы, правообладатели не спешат бороться с пиратами, так как не видят рынка в Украине.

– А вы почему не подаете претензии?

– Мы практически зачистили свой VoD-контент на пиратских площадках. Проще говоря, в нелегальных онлайн-кинотеатрах уже практически нет наших шоу, фильмов и т. п. Более 90% просмотров контента сейчас происходит в нашем легальном плеере.

– При каких условиях пираты могут покинуть Украину?

Фото: пресс-служба StarLight Digital

– Во-первых, нужна системная и жесткая позиция государственной машины. Тем более, что немало собственников пиратских сервисов «сидит» в РФ, там же хостятся и их ресурсы. В условиях гибридной войны эти ресурсы могут быть использованы для российской пропаганды. И такие примеры уже есть. В 2015 году были взломаны все наши YouTube-каналы, на которые подписаны миллионы украинцев. Наш контент заменили российской трактовкой произошедшего в Дебальцево.

В России борьба с пиратством носит государственный характер, доступ к сайтам блокируется достаточно быстро. Считаю, что сайты-пираты, которые существуют в России, вполне могут сотрудничать с их силовыми ведомствами, соответственно, быть использованными в любой момент. Кроме этого есть немало ресурсов, которые предлагают онлайн-трансляции российских каналов. Поэтому, во-вторых, нужен действенный механизм блокировки сайтов с нелегальным контентом. Да, блокировку называют временным решением, так как сайты оперативно разрабатывают механизмы ее обхода. Но каждый раз им приходится тратить деньги и время, чтобы попасть в выдачу Google. А за этот период пользователь может стать клиентом легального сервиса.

В-третьих, нужен простой, понятный и, главное, оперативной алгоритм борьбы с пиратами. Не должно одно уголовное дело длиться годами. Собственно работа нашей антипиратской команды как раз направлена на создание таких алгоритмов. Как только мы находим эффективный путь борьбы – делаем его публичным. Например, публикуем на сайте инициативы «Чистое небо». Сейчас задача команды – создать алгоритмы, инструкции для борьбы с каждым типом пиратов в уголовном производстве.

Уверен, когда-нибудь защита прав интеллектуальной собственности станет простой. Ведь это один из показателей зрелости бизнес-среды страны.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате