Заболело в мире
115,618,088
Умерло в мире
2,569,422
Вылечилось в мире
65,383,259
Заболело в Украине
1,384,917
Умерло в Украине
26,763
Вылечилось в Украине
1,191,022
Газовый скандал года: выбираем самые «токсичные» тренды-2018

Газовый скандал года: выбираем самые «токсичные» тренды-2018

Почему слоганом отрасли в уходящем году стало шекспировское «Много шума из ничего»

Цей матеріал також доступний українською
Газовый скандал года: выбираем самые «токсичные» тренды-2018
Фото: pixabay

Уходящий год принес бизнесу «Нафтогаза Украины» больше шумных спецэффектов, чем результатов, сопоставимых по важности с его ролью в национальной экономике: компании госхолдинга являются лидерами среди крупнейших налогоплательщиков, учет которых ведет Государственная фискальная служба. 

В 2018 году сложно отыскать по-настоящему значимые события, иллюстрирующие прогресс в реформе НАК. Разве что – принятое правительством под давлением Международного валютного фонда решение о поэтапном повышении цен на газ для населения до рыночного уровня. Его можно зачислить в актив позитивных сдвигов, призванных сократить возможности для манипуляций и злоупотреблений в торговле голубым топливом, роль которой в деятельности «Нафтогаза» будет расти. 

Однако наиболее запоминающиеся эпизоды уходящего года в отечественной газовой отрасли – это не столько события, сколько скандалы, которые расшатывали рынок, а порой создавали иллюзию возможности быстрых изменений. Но радикальной трансформации все-таки не суждено было случиться. В популярных публичных дискуссиях подоплеку такой ситуации обычно ищут в геополитической нестабильности или связывают с отсутствием политической воли. Но куда чаще реальные причины скрыты в слабости государственных институтов, коррупционных схемах и борьбе за власть среди участников политического процесса, которые создали свою специфическую систему сдержек и противовесов, основанную на торговле ресурсами, полномочиями, угрозами и обещаниями.

Впрочем, бег на месте в процессе реформ, как показал 2018 год, приносит не только сложности, но и выводит на поверхность хитросплетения отраслевых процессов. Какие скандалы в 2018 году сыграли яркую роль в том, чтобы газовый бизнес в Украине стал более понятным и прозрачным? Пятерка наиболее резонансных – в обзоре Mind.

1-е место. «Нафтогаз» vs облгазы

Идея сконцентрировать газораспределение под крышей госхолдинга, потеснив в розничных поставках газа Дмитрия Фирташа, где он сохраняет доминирующие позиции, в этом году была реализована с особым размахом. В историю оказались вовлечены даже силовики.

А противоборствующие стороны конфликта обменивались громкими обвинениями в воровстве газа, к которым наиболее восприимчив газораспределительный бизнес, в манипуляциях разными данными и правовыми нормами. Но до судебных разбирательств, чтоб доказать или опровергнуть обоснованность нападок, дело никто доводить не стал.

Национальная комиссия, которая осуществляет регулирование энергетики и коммунальных услуг, также оставила ситуацию без изменений, хотя имела возможность ее улучшить. Отсутствие эффективного государственного контроля в газораспределении сохраняет возможности для манипуляций и ограничивает либерализацию рынка из-за высоких рисков для трейдеров, бизнес которых могут искусственно ограничивать облгазы, способные диктовать условия доступа к конечным потребителям и блокировать появление новых поставщиков. Но привлекательность такого рода злоупотреблений со временем будет снижаться из-за сокращения ценового перекоса для разных категорий потребителей на внутреннем рынке – на этом настаивают западные партнеры Украины. Радикальных изменений вряд ли стоит ждать и в бизнесе облгазов, обслуживающих поставки  – тут остаются высокие риски, политические и техногенные, которые могут негативно повлиять на газоснабжение, нарушив его в самое неподходящее время.

2-е место. Спекуляции вокруг цены на газ

Разница стоимости газа для населения и коммерческих потребителей – это открытая возможность для манипуляций в отрасли. Они могут быть завязаны на организации поставок, системе учета реализованных объемов топлива и процессе субсидирования малообеспеченных граждан.

Во время избирательной кампании, которая в Украине набирает обороты перед президентскими и парламентскими выборами 2019 года, цены на газ превращаются в одну из наиболее популярных тем для политических спекуляций. Кандидаты в президенты традиционно обещают их снизить: кто в два, а кто и в четыре раза.

Доказывая обоснованность своих планов, популярные политические дискуссии крутятся вокруг вопросов о себестоимости добычи газа, объемах его собственного производства в Украине и импортном паритете, который используется в расчете цены. Но этот спор можно разрешить и другим способом, вспомнив главное правило рынка: оптовый покупатель любого товара всегда платит меньше розничного. Операционные расходы при организации поставок частным домохозяйствам, закупающим сравнительно небольшие объемы газа, для его продавцов значительно выше, чем при реализации коммерческим потребителям. Поэтому в странах с развитой рыночной экономикой тарифы на газ для населения даже выше, чем для промышленности. А проблему защиты малообеспеченных граждан правительства там решают через монетизацию субсидий и стимулирование национальной экономики, открывая тем самым возможности для роста доходов населения и благосостояния всего государства.

3-е место. Суточное балансирование рынка газа

Конкурентный газовый рынок напоминает супермаркет со множеством разных предложений, доступных для покупателей. Идеальная ситуация предполагает, что потребитель может в любое время включить компьютер, сопоставить все доступные оферты по топливу, выбрать наиболее приемлемого продавца и заключить с ним сделку.

В Украине такой возможности до сих пор нет, потому что не организовано суточное балансирование газа, призванное предотвращать беспорядок в учете сделок купли-продажи и несанкционированный отбор топлива (иными словами – воровство, но это суждение должно быть подтверждено судебным решением).

Скандал вокруг суточного балансирования развивался параллельно с резонансной историей взаимных обвинений облгазов и «Нафтогаза» в воровстве газа. Проблема оказалась связана не только с внедрением программного обеспечения, но и в целом с готовностью рынка для такой новации. Mind тогда провел опрос более 20 газовых трейдеров и выяснил, что поддерживая в целом идею суточного балансирование, они обращают внимание на ряд обстоятельств, которые могут значительно усложнять их бизнес, увеличивать издержки из-за бюрократической волокиты, а в перспективе также вытеснять с рынка в интересах крупных западных игроков.

Госрегулятор – НКРЭКУ – основным виновником саботажа внедрения суточного балансирования газа посчитал компанию «Укртрансгаз» (оператор магистральных газопроводов и подземных газохранилищ). Из-за нарушения сроков выполнения подготовительных работ на компанию были наложены штрафные санкции. Месяц назад НКРЭКУ решила отложить запуск суточного балансирования на март 2019 года.

4-е место. Борьба за власть между «Нафтогазом» и Минэнерго

Конфликт между министерством, которое определяет политику развития отрасли, и «Нафтогазом» стал разгораться по мере продвижения реформы госхолдинга, ключевым результатом которой должно стать появление независимых операторов газотранспортной инфраструктуры – ГТС и ПХГ. В противостояние оказался втянут также Кабмин, который утверждает правила бизнеса для «Нафтогаза». Методы оппоненты использовали разные: от попыток продвигать конкурирующие реформаторские идеи на правительственном уровне, которые демонстрировали их политические амбиции, до вовлечения зарубежных партнеров в противостояние по принципу «разделяй и властвуй».

«Нафтогаз» оказался более удачлив в этой позиционной борьбе. Но победа принесла госхолдингу не только ситуационное усиление власти в отрасли, но и концентрацию ответственности, что сделало его более уязвимым для критики оппонентов.

Эта же история обнажила слабость институтов в отечественной системе государственной власти, которая сделала возможной, среди прочих факторов, также реализацию агрессивной политики Кремля в отношении Украины.

5-е место. Будущее украинского газового транзита

Казалось, спор с «Газпромом» в Стокгольмском арбитраже принес «Нафтогазу» позитивный результат, о котором компания сообщала в начале года. НАК анонсировал новые переговоры с российской монополией об изменении условий транзитного контракта «с учетом арбитражного решения и требований европейского и украинского законодательства».

Однако, признавая преимущество национального законодательства Украины в регулировании условий газового транзита и внедрении реформы, Стокгольмский арбитраж по сути оставил «Нафтогаз» один на один в противостоянии с «Газпромом», лишив НАК возможности использовать свое решение как важный аргумент в переговорах между компаниями.

В конце 2019 года истекает срок действующего контракта на транспортировку российского газа. А новые договоренности стороны еще не приступили обсуждать, хотя публично не раз заявляли об интересе к взаимовыгодному  сотрудничеству. Но такую выгоду они толкуют по-разному. Привлечение Еврокомиссии не приблизило их к взаимопониманию.

Время играет не на пользу «Нафтогазу». «Газпром», несмотря на противодействие со стороны Вашингтона и Киева, продолжает строить новые маршруты в обход Украины – «Северный поток-2» и «Турецкий поток», а также развивает торговые инструменты для взаимодействия с трейдерами в Европе.

Газовый рынок становится более глобальным благодаря развитию технологий в торговле сжиженным природным газом, расширению сетевой торговли и появлению новых поставщиков. Но российский газ остается наиболее конкурентоспособным ресурсом на европейском рынке. Это обстоятельство сохраняет возможности для того, чтобы мощности украинских магистральных газопроводов остались востребованными для его поставок в ЕС по окончании срока действующего транзитного контракта.

Хотя геополитическая ситуация и напряжение с Россией создает повод для беспокойства, для Украины это вопрос национальной безопасности.

Поэтому очевидно, что будущее  газотранспортной инфраструктуры будет решаться не только на корпоративном, но и на политическом уровне.

Только после того как в этом вопросе появится больше определенности, можно будет говорить о привлечении стратегических инвесторов в модернизацию и управление ГТС, а не спекулянтов, способных лишь усилить риски, но не расширить возможности для эффективного развития этого актива, история которого уходит в советское прошлое.

Telegram-канал автора: ROTHSCHILD QUEST: ENERGY TRENDS

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате