Заболело в мире
44,495,972
Умерло в мире
1,174,225
Вылечилось в мире
30,058,850
Заболело в Украине
370,417
Умерло в Украине
6,868
Вылечилось в Украине
151,632
«Пахать и пахать»: почему украинские аграрии выбирают импортную технику

«Пахать и пахать»: почему украинские аграрии выбирают импортную технику

А ее продавцы при этом жалуются на убыточность

Этот материал также доступен на украинском
«Пахать и пахать»: почему украинские аграрии выбирают импортную технику
Фото: pixabay

Активизация сельского хозяйства и увеличение урожайности основных экспортных культур в Украине увеличивает потребность отечественных агропроизводителей в сельхозтехнике. При этом большую часть парка приходится импортировать, что оборачивается дополнительными финансовыми потерями. Так, в 2014–2018 годах в приобретение 4200 тракторов украинского производства земледельцы вложили 2,3 млрд грн, а в 4300 импортных – 12,2 млрд грн. Всего за последние четыре года на покупку сельхозтехники было потрачено 55,77 млрд грн, из которых только 21,2% приходятся на машины отечественного производства. При этом реализация зарубежных тракторов и комбайнов в Украине – отнюдь не «золотое дно», жалуются дилеры. Почему так, разбирался Mind.

На чем базируется выбор? Современные украинские аграрии предпочитают новую технику, которая не нуждалась бы в частых и дорогостоящих ремонтах, имела  бы невысокие расходы топлива и позволяла  эффективно обрабатывать поля. Поэтому, по информации Украинского клуба аграрного бизнеса (УКАБ), в последние четыре года доля бывших в употреблении тракторов из всех завезенных составляла лишь 4%, а доля таких же комбайнов – 48%.

Самыми активными покупателями тракторов являются крупные агрохолдинги. При обновлении парка они опираются на изменения в структуре своих посевов, а также на экономическую эффективность использования того или иного вида техники. «Например, сейчас компании предпочитают покупать тракторы с мощностью двигателя в 300 лошадиных сил. Такие тракторы универсальны и для вспашки поля, и для подвоза воды на хозяйственные нужды», – комментирует Антонина Герета, старший менеджер по снабжению агрохолдинга AgroGeneration.

А вот малые и средние агропроизводители больше фокусируются на комбайнах. По словам продукт-менеджера компании CLAAS Виталия Бортуна, из- за роста урожайности увеличился дефицит зерноуборочных комбайнов, и поэтому фермеры активно покупают именно их. Из-за ограниченности в финансах они предпочитают покупать только то, что не смогут арендовать у других участников агрорынка. «Холдинги такую технику могут взять в аренду по ставке $45/га. А для фермеров такая опция недоступна, поэтому им приходится покупать зерноуборочную технику самостоятельно», – утверждает Бортун.

По словам Евгения Дворника, специалиста по исследованию рынка и планированию спроса компании New Holland, интересуют украинских аграриев и передовые разработки. Например, технологии беспилотного управления сельхозмашинами и альтернативные источники питания, такие как электрические двигатели или работающие на метане. Но до широкого их использования в полях пока не дошло. «О такой технике уже говорят на Западе, но она требует доработки и усовершенствования. Кроме того, в Украине еще не урегулирован вопрос ответственности за инциденты, произошедшие с участием беспилотной техники. Поэтому если в Украину и начнут завозить беспилотные тракторы, то это будет только через несколько лет», – комментирует Дворник.

Выгодно ли продавать иностранную агротехнику в Украине? Довольно часто дилерам агротехники в Украине приходится вести свою операционную деятельность на уровне нулевой доходности. Как уверяет Виталий Бортун, на это продавцы идут, чтобы удержать постоянную базу клиентов, рассчитывая на увеличение прибыли в будущем. И причин для такой ситуации несколько.

Первая – усложненная процедура сертификации, которая может длиться несколько месяцев. Недостатки есть и у самого принципа получения сертификата: Украина не использует экологический стандарт ЕС TR4, принятый для агротехники западного производства; национальная процедура сертификации не выписана четко, поэтому специалисты Госпродпотребслужбы могут выдвигать все новые требования.

При этом сертифицировать нужно как те образцы, которые впервые завозятся в Украину, так и на серийные поставки. Поэтому затраты на сертификацию одной партии техники могут достигать 1 млн грн, а новейшие образцы мировой техники доходят до украинских аграриев с опозданием в год-два.

«Мы говорили с Минагрополитики об этой процедуре, и нам отвечали, что таким образом хотят защитить отечественного производителя. Но от чего именно защитить – объяснить не смогли. Ведь никаких улучшений, изменений в качестве и конструкции техники после сертификации в Украине не происходит», – сетует бизнес-менеджер Case IH в Украине и Молдове Юрий Егоров.

Вторая сложность – способы оплаты приобретенной техники. Обычно украинские аграрии выбирают либо поставки в лизинг или кредит, либо же оплату в рассрочку. А это определенным образом «замораживает» оборотный капитал дилеров.

Третья проблема – импортируемые в Украину тракторы существенно «перерабатывают» по сравнению с зарубежьем, а значит, требуют интенсивного сервисного обслуживания. Например, за календарный год трактор в Украине работает в среднем 15 000 часов, что существенно превышает мировые показатели в 8000–10 000 часов. Соответственно, дилерам в Украине нужно иметь больший запас комплектующих, чтобы при необходимости поставить постоянным клиентам, вместо того чтобы продать другим покупателям, утверждает Бортун.

Почему украинская агротехника не пользуется спросом у аграриев? Темпы отечественного производства не успевают удовлетворять потребности рынка. По данным Госстата, в прошлом году в Украине выпущено лишь 2420 тракторов и 45 зерноуборочных комбайнов. Для сравнения: суммарно у украинских агропроизводителей 132 700 тракторов и 27 400 зерноуборочных комбайнов. Кроме того, поставщики украинских тракторов и комбайнов не предоставляют сервисного обслуживания для своих изделий, в отличие от иностранных конкурентов, комментирует директор по маркетингу в Восточной Европе AGCO Corporation Антон Костырко.

В конце 2017 года правительство взялось стимулировать спрос на украинские агромашины с помощью дотаций: если фермер покупал новую технику отечественного производства, то мог рассчитывать на компенсацию 25% расходов из госбюджета. Но в итоге в 2018 году вместо плановых 1,2 млрд грн по программе компенсаций на украинскую агротехнику потратили только 0,53 млрд грн, из которых 60% пошло на прицепное оборудование к тракторам. «Эта программа была выписана только под те образцы, которые уже находятся в производстве, поэтому у производителей не было стимула запускать в продукцию более совершенные разработки. С другой стороны, продавцы украинской агротехники начали резко поднимать цены на свой товар, как раз на уровне этих 25%», – объясняет Костырко.

Между тем один из крупнейших производителей агротехники – Харьковский тракторный завод – заявляет о подготовке к модернизации и расширению собственного производства. Как отмечал владелец ХТЗ Александр Ярославский, за 2018–2019 годы предприятие планировало потратить на обновление производства 230 млн грн. Кроме того, $2–3 млрд планируется инвестировать в реконструкцию завода.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате