Пан или пропал: самые «громкие» украинские стартапы последних лет – где они сейчас
Кому удалось выжить и развиться, а кто тихо уходит в небытие

Инвестиция в стартап – как лотерея. Иногда за короткий срок проект со штатом из нескольких человек превращается в полноценный бизнес с офисами в разных странах и меняет правила игры на своем рынке. Например, сервис поиска жилья Airbnb изменил сферу аренды, а космический стартап Илона Маска SpaceX и вовсе открыл новую эру в освоении космоса – эпоху частного космоса.
Но бывает, что инвестиция превращается в русскую рулетку с фатальным исходом. Например, американский стартап Theranos обещал инвесторам изменить мировую медицину, внедрив диагностические тесты по одной лишь капле крови. В эту идею инвесторы вложили почти миллиард долларов. Команда активно имитировала деятельность и создавала видимость прогресса. Когда обман вскрылся, инвесторы и сам стартап остались ни с чем.
Mind решил вспомнить украинские стартапы, которые «взорвали» интернет, но потом пропали из поля зрения. Чем они живут сейчас? Над какими продуктами работают? Кого постигла участь Theranos, а кто уверенно идет к лаврам Airbnb?
Nimses

Суть проекта. Социальная сеть со своей виртуальной валютой, которую можно тратить на публикацию постов, отправлять другим пользователям, а можно монетизировать – покупать реальные товары. Валюта начисляется пользователю автоматически каждый день с момента регистрации. На главном экране отображаются все пользователи, которые находятся в радиусе 2 км, и их «нимбы» (объем заработанных виртуальных денег отражается в виде нимба вокруг аватарки).
Почему мы о нем говорим. Приложение появилось летом 2017 года и наделало много шума. Концепция новой соцсети выглядела настолько интригующе, что пользователи скачивали приложение, даже особо не разобравшись, зачем оно нужно. Всего за четыре дня Nimses стал лидером AppStore в Украине и России. Его рекомендовали известные в Украине музыканты, такие как Иван Дорн и Onuka. А к августу у Nimses было 3 млн пользователей.
Особый акцент команда делала на философии Nimses, которая гласила, что проживать каждую минуту нужно любя и со смыслом, а у каждого пользователя есть особая цель, достойная внимания окружающих. В описании проекта профили пользователей Nimses вообще называли «оцифрованной версией души».
По факту среди пользователей соцсети появлялось все меньше поклонников этой философии, и все больше коммерсантов, которые по геотаргетингу искали клиентов и пытались продать свои товары или услуги.
Что со стартапом сейчас. В феврале 2019 года Nimses выпустил масштабное обновление: изменил дизайн и частично функционал соцсети. Например, теперь количество нимов влияет и на охват постов, которые публикует пользователь. Также появились сообщества, номинации. Например, пользователи могут номинировать друг друга на получение статуса «ангела», за который также начисляются дополнительные нимы. Можно покупать новые единицы (сущности) – доминимы, стоимость одного равна году жизни в нимах.
Как пишут СМИ, в разделе Goods, как и раньше, можно покупать товары и услуги за нимы. Однако теперь продавцы предлагают не 100% оплату виртуальной валютой, а только скидку по ним. Остаток нужно заплатить фиатными деньгами.
Андрей Боборыкин, который отвечает в команде за общение с прессой, рассказал Mind, что недавно внутри приложения также появилась возможность создавать рекламу. Кроме того, Nimses подключил несколько сетей, запустив полноценную рекламную монетизацию проекта.
«Работа над развитием приложения в принципе не прекращается. В ближайшее время у нас будет доступен новый формат контента, который смогут создавать пользователи. Также будет много обновлений, касающихся UI и стабильности приложения», – рассказал он.
Количество пользователей Боборыкин не разглашает, но утверждает, что оно остается стабильным последний год.
Планы до конца 2019 года. Nimses планирует сделать полноценный ролл-аут проекта на новом рынке вне бывшего СНГ. Где именно – Андрей Боборыкин не говорит, но призывает следить за апдейтами.
Petcube

Суть проекта. Гаджеты для владельцев домашних животных, которые позволяют дистанционно взаимодействовать с питомцами (играть, кормить их).
Почему мы о нем говорим. Petcube – один из классических примеров, о которых вспоминают на конференциях, в СМИ и презентациях, когда речь заходит об украинских стартапах. В 2013 году Petcube привлек на краудфандинговой платформе Kickstarter больше средств, чем кто-либо собирал на товары для животных в то время: $250 000.
Первый продукт стартапа – кубик с видеокамерой и лазерной указкой – оказался в центре внимания мировых знаменитостей. Его рекомендовал актер Майлз Теллер, композитор мюзикла «Ла Ла Ленд» Джастин Харвитц. А актриса и модель Эмма Уотсон вообще сказала, что этот гаджет «изменил ее жизнь».
В 2014 году Petcube стал лучшим европейским стартапом по версии The Europas.
Общий объем инвестиций, которые проект привлек с момента своего основания, превышает $14 млн. Устройства Petcube предлагают 5000 торговых точек в 18 странах.
По словам управляющего партнера фонда AVentures Capital Андрея Колодюка, Petcube сумел создать рынок, которого раньше не было. «Благодаря украинскому стартапу теперь во всех магазинах электроники в США есть полка с товарами pet-tech», – рассказывает он.
Что со стартапом сейчас. В январе 2019 года Petcube открыл собственную дизайн-студию, которая занимается продуктовым дизайном, брендингом и коммуникациями, маркетингом, видеопродакшеном. Тогда же стартап принял участие в крупнейшей в мире выставке потребительской техники и электроники CES, которая ежегодно проходит в Лас-Вегасе (США). Там Petcube представил новый гаджет для кормежки домашних животных Bites 2, а также Play 2 – новую версию своей интерактивной видеокамеры, позволяющей дистанционно играть с животными.
Планы до конца 2019 года. CEO Petcube Ярослав Ажнюк рассказал Mind, что в ближайшие 3–6 месяцев ожидаются запуски новых продуктов и еще «множество интересных новостей». А пока ничего сверхъестественного не происходит – работа идет в обычном режиме.
Luciding

Суть проекта. Создание гаджета LucidCatcher – повязки на голову, с помощью которой можно программировать сны.
Почему мы о нем говорим. Идея, что сны можно программировать, произвела wow-эффект. О Luciding писали украинские и зарубежные СМИ, он стал резидентом украинского инкубатора WannaBiz. По данным Crunchbase, за все время проекту удалось привлечь свыше $110 000, притом что стабильно работающей версии гаджета еще не было.
В мае 2017 года стартап вышел на Kickstarter с целью собрать $75 000, а собрал более $87 000. Доставить продукт всем бэкерам (тем, кто вложил деньги) должны были в 2018 году.
Что со стартапом сейчас. Судя по последующим комментариям пользователей на Kickstarter, никто из них так и не получил гаджет. «Когда я заказал это, я шел в аспирантуру. И вот скоро я ее заканчиваю», – пишет возмущенный пользователь и тут же спрашивает, удалось ли кому-то получить деньги обратно. «Я требую компенсацию» – одно из самых частых сообщений в комментариях. Также бэкеры ругают площадку Kickstarter, которая не предпринимает никаких мер против «таких мошенников».
Mind удалось связаться с одним из основателей Luciding, Михаилом Скричевским. И тот рассказал, что стартап закрылся. Сам он вышел из проекта как СТО в начале 2017 года, но остался сооснователем, параллельно начав работу над новым проектом – платформой CoinPay для создания платежных чат-ботов в мессенджерах. Двое других сооснователей Luciding – Никита Антонов и Марина Вермишян – на вопросы редакции не ответили.
По словам Скричевского, партнеры по Luciding обманули не только клиентов и бэкеров с Kickstarter, но и инвесторов и остальную команду проекта. Главный урок, который он вынес из этой истории: полагаться нужно только на свои силы и возможности.
Remme

Суть проекта. Беспарольная аутентификация пользователей на блокчейне.
Почему мы о нем говорим. 13–14 февраля 2018 года, буквально за одни сутки, стартап поднял на ICO рекордную сумму – $18 млн. Но потом пропал из информационного поля.
Что со стартапом сейчас. «Мы никуда не пропадали. Просто упал общий интерес к криптоиндустрии, да и у нас не было громких новостей. Но работа над проектом продолжается», – рассказал Mind сооснователь проекта Александр Момот.
По его словам, недавно команда Remme запустила тестовую сеть перед запуском основной сети на реальных токенах – чтобы участник сети опробовали реальную экономику, используя тестовые токены. «У нас сложная схема экономического консенсуса – на нее влияет то, сколько проработала нода, сколько токенов на ноде. Поэтому мы все тестируем, оттачиваем, боремся с ошибками», – объясняет он.
В компании работает 30 человек. Штат укомплектовали еще полгода назад, с тех пор он не менялся. Что касается коммерческих успехов, то пока у Remme есть только один контракт с немецким автопроизводителем. Но, по словам Александра Момота, команда четко спланировала сроки выхода на окупаемость: покрытие текущих затрат должно произойти уже через несколько месяцев.
Команда Remme создала отдельный продукт для управления сертификатами безопасности крупных компаний – Keyhub. После публикации бета-версии на него подписалось более 40 пользователей, половина из них начала использовать бесплатную демоверсию (платная запустится в ближайшее время). И все это – крупные компании с географией от Австралии до Канады. По словам Момота, самая маленькая из них получает $100 млн дохода в год, самая крупная – до $35 млрд.
Планы до конца 2019 года. Момот рассчитывает, что уже в этом году новый продукт Remme Keyhub будет генерировать по $200 000 выручки в месяц. Кроме того, стартап хочет подняться на 200 позиций в рейтинге CoinMarketCap, который отображает рыночную капитализацию криптовалют и токенов. В целом Момот надеется, что до конца года капитализация Remme вырастет до нескольких десятков миллионов долларов.
UGears

Суть проекта. Механические деревянные конструкторы (3D-пазлы).
Почему мы о нем говорим. Несмотря на то что продукт UGears не связан с электроникой и IT, в 2018 году ему удалось стать одним из самых успешных украинских стартапов на Kickstarter. Проект провел две кампании, в результате которых собрал $460 000 на выпуск новых продуктов. По данным Crunchbase, за все время с 2014 года стартап привлек более $700 000 инвестиций, а на самоокупаемость вышел через полгода после старта. Пазлы украинского производства продаются по всему миру, и даже в магазинах Disney.
История UGears не обошлась без корпоративного конфликта. Летом 2016 года основатель и «лицо стартапа» Денис Охрименко отошел от управления проектом, объясняя это давлением со стороны инвестора Геннадия Шестака. Шестак эти обвинения опровергал. А в 2017 году стало известно, что он выкупил 25%-ную долю Охрименко за 9,4 млн грн.
Что со стартапом сейчас. Как рассказал Mind Геннадий Шестак, сейчас UGears запустил новую линейку продукта – Devices for Games. Это девайсы для настольных игр – коробочки и холдеры для игральных карточек, кубиков. Кроме того, по словам инвестора, компания работает над новыми моделями в новом материале. «Детали опущу, много последователей», – говорит он. Также UGears работает над упаковкой, чтобы минимизировать использование упаковочной пленки. По словам Шестака, сейчас конструкторы продаются в 80 странах.
Планы до конца 2019 года. В этом году UGears рассчитывает продать 1 млн конструкторов и получить прирост дохода в 1,7 раза. В том числе расширить линейку присутствия в магазинах Disney. Геннадий Шестак уточняет, что производство уже вышло на необходимую мощность. Сейчас достраивается новый цех, ввод его эксплуатацию планируется на июль этого года.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: editor@mind.ua.