Mind Innovation Index 2019: искусственный интеллект, но пиратский софт

Mind Innovation Index 2019: искусственный интеллект, но пиратский софт

Mind проверил, какие инновации внедряют крупнейшие украинские компании и готовы ли они к вызовам будущего

Этот материал также доступен на украинском
Mind Innovation Index 2019: искусственный интеллект, но пиратский софт

Mind совместно с платформой открытых инноваций Re: actor, компанией KPMG в Украине и при поддержке компании Asbis представили первый в Украине Индекс инновационности украинских компаний. Он отвечает на вопросы, какие инновации сегодня внедряют крупнейшие игроки в ключевых отраслях украинской экономики, как эти инновации влияют на бизнес, и смогут ли сегодняшние лидеры выжить завтра.

Исследование охватывает 50 компаний в 10 отраслях украинской экономики. Банки, металлургия, энергетика, АПК, транспорт, телекоммуникации, фармацевтика, ритейл, потребительские рынки, недвижимость – по мнению экспертов KPMG в Украине, именно эти отрасли в ближайшие годы будут больше подвержены изменениям. Уже сегодня там появляются новые игроки, новые бизнес-модели, новые правила, которые влияют на распределение сил на рынке.


В каждой из этих отраслей редакция отобрала от 4 до 6 компаний, которые являются лидерами рынка по доходам или размеру активов. Совместно с партнерами мы провели десятки интервью, анкетирований, привлекли к оценке независимых экспертов. В ходе исследования редакция определила несколько тенденций и закономерностей.


Самое слабое место украинских компаний – бизнес-модель


Украинские компании в основном используют традиционные для своего рынка бизнес-модели, иногда добавляя к ним новые элементы. Например, в банковской отрасли основой бизнес-модели долгое время был классический банкинг. Однако сейчас такие банки, как Альфа банк Украина или ПриватБанк, стремятся на равных развивать и онлайн. Для последнего онлайн-банкинг вообще стал ядром бизнес-модели: системой «Приват 24» сегодня пользуется 9,8 млн человек.


На довольно консервативном агрорынке интересный пример трансформации бизнес-модели демонстрирует Группа компаний «Агропросперис». Его руководители уверены, что будущее крупных агрохолдингов – в организации сложных процессов хранения, логистики, поставки для малых и средних фермеров. А в работе непосредственно на земле они являются более эффективными: могут локально реагировать на ситуации и не столь зависят от бюрократических процедур. Поэтому в течение всех пяти лет работы компания строит сотрудничество с фермерами на партнерских условиях через цепочку поставок,  которая обеспечивает фермера всем необходимым – семенами, СЗР, удобрениями, кредитами (в структуре «Агропроспериса» есть банк), предоставляет услуги элеваторов, железнодорожные вагоны, включает фермеров в экспортные контракты. Такие огромные агрохолдинги, как в Украине, есть только в нескольких странах мира. Поэтому агрохолдингам приходится первыми проходить эту трансформацию.


Впрочем, доля крупных компаний, решающихся ломать свои собственные устоявшиеся принципы зарабатывания денег, остается низкой. Принципиальных изменений в бизнес-моделях не происходит.


Не можешь создать инновацию – автоматизируй бизнес-процессы


Инновации на этом уровне обычно заключаются во внедрении новых технологий производства, автоматизации задач, обучении персонала, изменении подхода к маркетингу и коммуникациям. И благодаря этому удается существенно улучшить финансовые показатели.


Так, по данным компании «Метинвест», потенциал ее операционных улучшений составляет около $550 млн – на такую сумму могут корригироваться ее финансовые показатели благодаря инновациям на уровне бизнес-процессов. Более 80% этого потенциала компания планирует реализовать в 2019–2021 годах. На конференции Dynamics Day'19, посвященной цифровой трансформации, директор департамента трансформации бизнес-процессов «Метинвест» Кирилл Макаров рассказал о некоторых инструментах достижения таких показателей. Один из них – это применение математических моделей для планирования сквозной технологической цепочки «уголь – кокс – чугун». Это позволяет, например, уменьшить содержание кремния в чугуне на 0,1% и таким образом сократить расход кокса на 1,2–1,6% и повысить производительность на 1,2%. Цифры кажутся небольшими, но, по оценкам «Метинвеста», учитывая масштабы компании, оптимизация нескольких таких показателей в целом может дать экономический эффект в $10 млн в год на одну доменную печь.


Потребители не всегда реагируют на инновации


Иногда компании не видят смысла внедрять инновации на уровне продукта, так как уверены, что это неинтересно потребителям. Так, например, происходит в области недвижимости. «Выбирая квартиру, покупатели в Украине обращают внимание на три вещи: стоимость жилья, репутацию застройщика и местоположение. Причем первые два фактора являются определяющими», – рассказывают в строительной корпорации «Укрбуд». В 2017 году застройщик подписал договор с украинским стартапом CLAP, внедряющим систему «умный дом», и первым в Украине начал оснащать такой системой новостройки комфорт-класса. Но поскольку потребителей не интересуют инновации ради инноваций, маркетологи «Укрбуда» решили строить коммуникацию вокруг других характеристик – таких как удобство, комфорт, экономия на коммунальных услугах.
За четыре года продажи жилья «Укрбуда» выросли на 51%, в том числе благодаря CLAP – так считают в компании. Инновация помогла й избавиться от имиджа консерватора, который сегодня закрепился за большинством застройщиков.


Государственные компании гораздо медленнее внедряют инновации, чем частные


Этот тезис мало кого удивит. По результатам экспертной оценки, в каждой области самый низкий индекс инновационности получили государственные или бывшие государственные компании. Среди них – «Укрзализныця», «Укрэнерго», «Укргаздобыча», Укргазбанк, Укрэксимбанк. Исключением стал Приватбанк, который лидирует в номинации «Банки». Но большинство его инноваций, в том числе платформа «Приват 24», были разработаны, когда банк был частной компанией, только в 2016 году он стал государственным.
А вот действительно удивить может тот факт, что некоторые госкомпании только недавно осуществили легализацию программного обеспечения. В частности, «Укртранснафта» в 2018 году начала автоматизацию ключевых бизнес-процессов, и тогда же ввела централизованный сервис печати и лицензионную программную продукцию Microsoft. Впрочем, это один из положительных кейсов. Ведь компания также существенно модернизировала всю ІТ-инфраструктуру, объединила все серверные мощности в едином центре учета данных, настроила рабочую среду в «облаке». По состоянию на начало 2018 года треть госпредприятий использовали пиратский софт, данные по состоянию на 2019-й не озвучиваются.


Для госкомпаний в таких относительно консервативных отраслях, как энергетика и нефтегаз, толчком к диджитализации стала перспектива выхода на рынки Европейского союза. Так, «Укрэнерго» автоматизирует процессы, чтобы стать членом организации ENTSO-E (Европейской сети системных операторов передачи электроэнергии) и выйти на европейские аукционы. Наличие автоматизированных систем управления предприятием (ERP-систем) является одной из бизнес-необходимостей для системных операторов – членов ENTSO-E как залог прозрачности для партнеров.


Цифровая трансформация невозможна без одновременного изменения корпоративной культуры


Самые успешные кейсы украинских компаний – об изменении роли работников; предоставлении им права инициативы в компании и даже партнерских условий. Чтобы поддерживать культуру инноваций, необходимо изменить внутренние коммуникации и наладить обмен идеями.


Например, в компании «Vodafone Украина» есть должность директора по трансформации бизнеса. Отдельно есть направление продуктовых инноваций в структуре маркетинга. Но при этом каждый работник может стать инициатором изменений. Внутри компании функционируют скрам-команды, которые тестируют бизнес-идеи. Всем работникам доступен каталог тренингов, и если кому-то не хватает навыков, например, по предпринимательству или он хочет развить свою креативность, то может записаться на соответствующий тренинг. Большой потенциал разработки новых продуктов менеджеры «Vodafone Украина» видят именно внутри компании, для этого в 2019 году даже создали дочернюю структуру IT SmartFlex.


Будущее взаимодействия с потребителем – в использовании дата-аналитики для создания нового эмоционального опыта


В таких отраслях как ритейл, банкинг или транспорт, где компании имеют дело с конечными потребителями – физическими лицами, на первый план выходит взаимодействие с ними. Поэтому «эмоциональный банкинг» или «эмоциональный ритейл» становятся основой стратегии соответствующего бизнеса.


Так, ставку на создание нового клиентского опыта делает торговая сеть «Сильпо». «Люди не покупают «ассортимент» и «товары» – они приходят в супермаркет за новым опытом, хотят получать радость и другие эмоции от процесса покупки. Покупать продукты скучно, люди готовы платить за впечатления», – рассказывают в компании.


Именно поэтому в последние годы «Сильпо – разрабатывает концептуальный дизайн для своих супермаркетов: есть супермаркет в стиле Ван Гога, «музыкальный», азиатский, в стиле старинной типографии, яхт-клуба или морского порта, Дикого Запада или магазин с надписями на клингонском –искусственном языке из сериала «Звездный путь» .


Чтобы формировать персонализированные клиентские предложения, ритейлер использует аналитику больших данных. В результате к бонусной программы «Личный счет» на сегодня подключилось более 13 млн покупателей.


В общем Индекс инновационности украинских компаний показал, что в каждой отрасли даже в пределах топ-5 крупнейших компаний есть как драйверы рынка, которые сами меняют правила игры, так и аутсайдеры – неповоротливые компании с множеством бюрократических процедур, продолжающие пользоваться достижениями прошлых лет и не создающие почти ничего нового. Лишь в пяти областях из десяти компании преодолели проходной барьер в 75 баллов, что позволило им получить статус инновационных. Это говорит о низкой конкуренции и широких возможностях для игроков, которые смогут создать новую ценность и донести до рынка.


Результаты исследования Mind Innovation Index 2019

Агро

Агропросперис78

Чистый доход, 2018 г.: 16 млрд грн

Основная инновация: инновационные методы обучения фермеров с помощью игр, проведение бизнес-тренингов, инновационная модель сотрудничества с фермерами, выход за пределы области с собственным банком для кредитования фермеров, продажа IT-продуктов для фермеров.

Агропросперис – второй по величине растениеводческой агрохолдинг Украины с земельным банком около 400 000 га. Предоставляет товары и услуги (в том числе, финансовые) для выращивания зерновых и масличных культур, а также хранения и продажи за границу. Ежегодно экспортирует более 2,5 млн т зерна в страны Северной Африки, Ближнего Востока и Азии.

Руководство ДК видит будущее агрохолдингов в обеспечении сопутствующих услуг для малых и средних фермеров, которые более эффективны в работе на земле и решении локальных вопросов. Поэтому компания сотрудничает с фермерами в цепочке поставок на партнерских условиях: обеспечивает их зерном, удобрениями, доступом к финансам и помогает с экспортом. Кроме того, продает IT-продукты для фермеров: Smart Agri для планирования бизнес-процессов и AP Agronomist для управления ресурсами и полевыми работами.

МХП70

Чистый доход, 2018 г.: 34,4 млрд грн

Основная инновация: запуск MHP accelerator, создание внутри компании экосистемы для профессионального и личностного развития «Центр оценки и развития», в которую входит менеджерская программа, дистанционное обучение по новейшим материалами и программа Hard Skills для профессиональной сертификации.

Астарта66

Чистый доход, 2018 г.: 10 млрд грн

Основная инновация: н/д

Кернел62

Чистый доход, 2018 г.: 46,1млрд грн

Основная инновация: использование беспилотников украинского стартапа Kray Technologies для обработки полей.

Ukrlandfarming46

Чистый доход, 2018 г.: 16 млрд грн

Основная инновация: разработка собственной системы для сбора и анализа данных телеметрии TETRA, использование технологии спутникового мониторинга посевов NDVI и БПЛА, системы для управления бизнес-процессами холдинга.

Недвижимость

КАН Девелопмент56

Объем введенной в эксплуатацию жилой площади, 2018 г.: 100 000 кв. м

Основная инновация: системы умного дома, которыми можно управлять с помощью смартфона, интеллектуальные системы освещения, системы управления и мониторинга состояния инженерного оборудования, автоматизированные системы учета патрульные дроны.

Девелоперская компания KAN development – одна из первых украинских девелоперский компаний, основанная в 2001 году. Руководит ею один из основателей Игорь Никонов. Сегодня компания – одна из лидеров рынка, которая работает практически во всех сегментах недвижимости. В ее портфеле – ТРЦ Ocean Plaza, ТРК Arena City, БЦ IQ. Однако основной акцент сделан на ЖК комплексной застройки. Один из самых масштабных проектов – ЖК «Комфорт Таун», общей площадью более 600 000 кв. м., на 5500 квартир. Фото ярких фасадов именно этого комплекса показали во время презентации нового iPad американской компании Apple на экране устройства.

Компания уделяет большое внимание дизайну и архитектуре зданий. Многие из проектов получали международные награды за архитектурные решения.

Укрбуд56

Объем введенной в эксплуатацию жилой площади, 2018 г.: 70 000 кв. м

Основная инновация: система умного дома Clap – единственная карта для доступа на территорию, в дом, лифт, удаленное управление доступом через смартфон, IP-камеры, датчики безопасности в квартире – движения, затопления, дыма и тому подобное.

Совместно со своими партнерами компания развивает одновременно более 15 проектов, находящихся на разных стадиях реализации. В прошлом году KAN Development ввела в эксплуатацию около 100 000 кв. м различных форматов – от жилых комплексов до технологической «Гимназии А+».

Интергалбуд48

Объем введенной в эксплуатацию жилой площади, 2018 г.: 100 000 кв. м

Основная инновация: футуристический дизайн и многофункциональность

Буддевелопмент46

Объем введенной в эксплуатацию жилой площади, 2018 г.: 30 000 кв. м

Основная инновация: н/д

Киевгорстрой42

Объем введенной в эксплуатацию жилой площади, 2018 г.: 50 000 кв. м

Основная инновация: инновационные технологии подпорной стены, которая одновременно держит склон и оптимизирует пространство гаража, механизированная система управления паркингом.

Телеком

Киевстар75

Чистый доход, 2018 г.: 18,7 млрд грн

Основная инновация: Big Data-аналитика, финансовые сервисы, решения для бизнеса «Киевстар» – крупнейший мобильный оператор в Украине (26 млн абонентов), также входит в топ-3 по количеству абонентов фиксированного интернета (около 1 млн). Помимо этого, предоставляет услуги цифрового телевидения (до 147 каналов) и финансовые услуги посредством дочерней компании «Смарт-деньги».

В 2018 году компания заработала 18,7 млрд грн, из которых более 17 млрд приходится на мобильную связь. 7 млрд грн операционного дохода «Киевстар» приносит мобильный интернет. Растет как абонбаза пользователей, так и объем потребления трафика. Последний – на 152,4% только за последний квартал 2018 года.

Для частных пользователей оператор развивает направление финансовых, а также контент-услуг. Для бизнеса – такие услуги, как электронный документооборот, CRM-система, MobileID, M2M и IoT-подключения, виртуальная АТС и другие. С 2015 года компания развивает направление Big Data, сотрудничает как с государством, так и с бизнесом и международными донорами, занимается подготовкой специалистов в Big Data School. Big Data- решения «Киевстар» применяются в анализе транспортных потоков городов и аэропортов, а также междугородного сообщения, скоринга микрофинансовых огранизаций, развития ритейл-сетей и банков и т. д. Также «Киевстар» проводит акселерационную программу для стартапов Radar Tech.

Vodafone Украина75

Чистый доход, 2018 г.: 12,9млрд грн

Основная инновация: IoT-платформа и сети, Big Data-аналитика, решения для бизнеса, проект IT Smartflex для разработки ІТ-решений.

Датагруп67

Чистый доход, 2018 г.: 1,2 млрд грн

Основная инновация: решение для безопасной спутниковой связи в зоне АТО, спутниковая связь для мобильных банковских отделений, а также решение «Безопасный город» и «Электронная медицина».

lifecell60

Чистый доход, 2018 г.: 5,3 млрд грн

Основная инновация: развитие IoT-сетей в стандартах NB-IoT и LoRaWan, финансовые услуги, услуги для бизнеса

Укртелеком48

Чистый доход, 2018 г.: 6,5 млрд грн

Основная инновация: система Field Force Management для удаленного распределения, учета и оформления заявлений на смартфонах и других устройствах (более 8000 пользователей), проект GPON для устранения цифрового неравенства, проект «Альтернативная телефония» (Fixed-Mobile Convergence) для восстановления услуг фиксированной связи с помощью конвергенции мобильных и фиксированных сетей.

Банкинг

Приватбанк83

Чистые активы, 01.01.2019 г.: 282 млрд грн

Основная инновация: обновленное приложение Privat24 с функцией FacePay24 и возможностью настроить интерфейс.

ПриватБанк – один из крупнейших банков страны. Его услугами по состоянию на ІІ квартал 2019 года пользовалось 55,3% населения Украины старше 16 лет. У сервиса Privat24 – почти 10 млн пользователей. По версии британского The Banker, ПриватБанк вошел в топ-10 успешных финучреждений мира. За девять месяцев 2019 года банк увеличил доход до 27,4 млрд грн, что стало абсолютным рекордом для банковской сферы.

В 2019-м Приватбанк показал банкомат с функцией распознавания лица, представил обновленное приложение Privat24 с функцией персонализации интерфейса, первым в мире запустил уникальный дизайн карт через приложение, один из первых в регионе – биометрическую оплату FacePay24.

До конца года банк планирует внедрить пассивную биометрию. Вместе с MasterCard запустил пилотный проект «безналичного села» в с. Волосская, работает над решениями для бизнеса. В ПриватБанке самый большой IT-отдел среди банков страны, а функция внутренних инноваций выведена в отдельное подразделение, также есть IT-подразделения в каждом департаменте банка.

Альфа-Банк Украина68

Чистые активы, 01.01.2019 г.: 60 млрд грн

Основная инновация: Ok.Альфа – омниканальний интернет-банкинг для физлиц-предпринимателей, интеллектуальный ассистент Алла, который понимает даже суржик.

Райффайзен Банк Аваль51

Чистые активы, 01.01.2019 г.: 79,1 млрд грн

Основная инновация: н/д

Ощадбанк49

Чистые активы, 01.01.2019 г.: 218,2 млрд грн

Основная инновация: ОщадQR для бизнеса – решение для торговцев по приему платежей через QR-код с помощью чат-бота.

Укргазбанк42

Чистые активы, 01.01.2019 г.: 82,3 млрд грн

Основная инновация: н/д

Укрэксимбанк38

Чистые активы, 01.01.2019 г.: 161,7 млрд грн

Основная инновация: н/д

Металлургия

Метинвест66

Чистый доход, 2018 г.: 310 млрд грн

Основная инновация: внедрение инноваций в работе с персоналом, запуск инкубатора в Мариуполе.

«Метинвест» – сегодня доминирующая компания на металлургическом рынке Украины. Контролирует подавляющее большинство предприятий производственной цепочки: добыча железорудного сырья – переработка кокса – производство чугуна и стали – железный прокат – стальная продукция. Эту позицию «Метинвест» занял в основном из-за проблем конкурентов на оккупированных территориях Донбасса.

В 2018 году «Метинвест» получил 157 млн грн прибыли. Экспорт компании превышает 80%, но это в основном продукция низкого передела – чушковый чугун, плоский прокат, железорудное сырье, коксовая продукция. За первое полугодие 2019 года международные продажи сократились на 7% – до $4,2 млрд, что объясняется сокращением спроса и уменьшением цены на продукцию.

Сегодня металлургические комбинаты «Метинвеста» активно модернизируют устаревшие агрегаты, печи, станы, чтобы сократить вредные выбросы. Вводят цифровой контроль за работой оборудования и качеством продукции, оптимизируют логистические цепочки. Но пока мировой ценовой тренд на металлопродукцию остается главным в определении ее стоимости и эффективности работы предприятий «Метинвеста».

Интерпайп65

Чистый доход, 2018 г.: 11,4 млрд грн

Основная инновация: запуск IoT на заводе (индустрия 4.0).

Арселор Миттал Кривожсталь58

Чистый доход, 2018 г.: 68 млрд грн

Основная инновация: модернизация производства.

Ferrexpo AG52

Чистый доход, 2018 г.: 35,3 млрд грн

Основная инновация: н/д

Энергетика

ДТЭК73

Чистый доход, 2018 г.: 51,2 млрд грн

Основная инновация: запустили первый инновационный хаб и программу подготовки сотрудников по работе с инновациями.

ДТЭК – крупнейший энергетический холдинг в Украине. В 2018 году его чистый доход составил 51,2 млрд грн. В структуру ДТЭК входят предприятия по добыче угля и газа, а также производству и продаже электроэнергии. ДТЭК – один из крупнейших импортеров угля (закупает с 2016 года по схеме «Роттердам+»). А также лидирует по количеству предприятий зеленой энергетики в Украине.

В 2018 году ДТЭК инвестировал около 20 млрд грн в модернизацию своих предприятий. Также компания инвестирует в зеленую энергетику и инновации, часть из которых инициирует самостоятельно, а часть получает от технологических команд по всему миру. В Украине поиском инноваций занимается с помощью платформы Reactor, а также акселератора энергетических стартапов на базе Radar Tech.

НАК Нафтогаз Украина53

Чистый доход, 2018 г.: 204,9 млрд грн

Основная инновация: инновации в оптимизации управления и контроля.

НАЭК Энергоатом51

Чистый доход, 2018 г.: 44,1 млрд грн

Основная инновация: инновации в оптимизации управления и контроля.

Укргазвыбодування48

Чистый доход, 2018 г.: 79 млрд грн

Основная инновация: реанимация старых скважин, ввели 3Д-геолокацию и 3Д-модели месторождений.

Укрэнерго47

Чистый доход, 2018 г.: 6 млрд грн

Основная инновация: инновации в оптимизации управления и контроля.

Ритейл

Сильпо Фуд80

Чистый доход, 2018 г.: 57 млрд грн

Основная инновация: использование аналитики больших данных для создания персонализированных предложений и эмоционального клиентского опыта.

Одна из крупнейших национальных розничных сетей основана в 2002 году. Входит в Fozzy Group Владимира Костельмана, Олега Сотникова и Романа Чигиря. Сеть насчитывает 240 супермаркетов в 61 городе Украины. Средняя торговая площадь супермаркета составляет 1440 кв. м. Сеть супермаркетов «Сильпо» лидирует в структуре продаж Fozzy Group. За 2018 год оборот продуктовых сетей розничного направления группы составил 78,8 млрд грн, что на 26% больше, чем в 2017-м. «Сильпо» – единственный в мире ритейлер, который создает индивидуальный дизайн каждого магазина.

Эпицентр К63

Чистый доход, 2018 г.: 41,4млрд грн

Основная инновация: интервенция в другие сегменты

АТБ-Маркет59

Чистый доход, 2018 г.: 85,7 млрд грн

Основная инновация: новый формат магазинов.

Ашан Украина50

Чистый доход, 2018 г.: 15,4 млрд грн

Основная инновация: н/д

Metro Cash&Carry Украина47

Чистый доход, 2018 г.: 17,4 млрд грн

Основная инновация: н/д

Фарма

Корпорация Артериум67

Чистый доход, 2018 г.: 3,6 млрд грн

Основная инновация: н/д

Корпорация «Артериум» – украинская фармацевтическая компания, созданная в 2005 году. Корпорация объединяет предприятия «Киевмедпрепарат» и «Галичфарм». В продуктовый портфель корпорации «Артериум» входят генерические и оригинальные лекарственные средства в 11 из 14 фармакотерапевтических групп – всего 150 препаратов. Контролируется украинским олигархом Константином Жеваго, которого Госбюро расследований (ГБР) объявило в межгосударственный розыск.

«Артериум» входит в топ-5 лидеров украинского рынка с долей 3,8%. Доля экспорта в доходе компании составляет 25%. Всего компания поставляет продукцию в 11 стран бывшего Советского Союза и во Вьетнам. Артериум активно инвестирует средства в инновационные исследования новых молекул.

Дарница62

Чистый доход, 2018 г.: 3 млрд грн

Основная инновация: первый в Украине полностью роботизированный склад.

Юрия Фарм62

Чистый доход, 2018 г.: 2,7 млрд грн

Основная инновация: оптимизация внутренних процессов.

Фармак61

Чистый доход, 2018 г.: 6 млрд грн

Основная инновация: трансформация заводских лабораторий в интеллектуальные кластеры, участие в грантах «Горизонт-2020», VAHVISTUS и ORBIS в направлении Research and Innovation Staff Exchange (RISE), использование биотехнологий.

Киевский витаминный завод48

Чистый доход, 2018 г.: 1,9 млрд грн

Основная инновация: н/д

Транспорт

Нова Пошта76

Чистый доход, 2018 г.: 10,8 млрд грн (оценка)

Основная инновация: запуск инновационных терминалов для обработки почты, запуск международной доставки NP Shopping, выход за рамки отрасли – финансовые услуги.

«Нова Пошта» – крупнейший частный логистический оператор в Украине по количеству отделений, сегодня их более 5000. В прошлом году «Нова Пошта» обработала 174 млн отправлений, что почти на 20% больше объемов компании в 2017 году. По состоянию на октябрь 2019-го у мобильного приложения «Нова Пошта» более 5 млн загрузок.

В сентябре 2019 года «Нова Пошта» начала доставлять посылки в города-миллионники самолетом. В планах компании охватить авиационной доставкой все регионы Украины. Авиационная логистика сократит сроки доставки посылок до одних суток. При обычной отправке на доставку в среднем нужно на один день больше.

Уменьшение сроков доставки позволит компании удерживать лидирующее место на рынке почтовых операторов.

Финансовые результаты в компании раскрывают выборочно. Например, озвучивают прибыль компании, но говорят об уплаченных налогах: в 2018 году общая сумма отчислений компании в бюджеты различных уровней составила 3,3 млрд грн, из которых 1 млрд грн – единый социальный взнос.

В прошлом году «Нова Пошта» открыла новый автоматизированный сортировочный терминал в Киеве. А весной этого года – аналогичный объект в Хмельницкой области. Такие же сортировочные центры компания намерена построить в Харькове, Львове и Днепре.

Кроме IT-решений и автоматизации производства, в компании реализуют ряд социальных и экологических проектов. Например, «Гуманитарная почта» с 2014 года доставляет грузы для волонтеров, внедряет сбор вторсырья в своих отделениях и на терминалах. С апреля 2019 года постепенно переходит на новый тип упаковки: вместо пенопласта начали использовать бумагу вторичной переработки.

Аэропорт Борисполь55

Чистый доход, 2018 г.: 4,3 млрд грн

Основная инновация: аппараты самостоятельной регистрации на рейс и регистрации багажа.

Укрпошта54

Чистый доход, 2018 г.: 6,8 млрд грн

Основная инновация: трансформация бизнеса.

МАУ54

Чистый доход, 2018 г.: 27,1 млрд грн

Основная инновация: н/д

Укрзализныця40

Чистый доход, 2018 г.: 83,4 млрд грн

Основная инновация: внедрение сайта и мобильного приложения для покупки пассажирских билетов, система электронного распределения вагонов для грузоперевозок.

Потребительский рынок

Roshen70

Чистый доход, 2018 г.: 14,8 млрд грн

Основная инновация: н/д

Roshen – один из крупнейших производителей кондитерских изделий, занимает 24-е место в рейтинге Global Top-100 Candy Companies. Выпускает 320 видов продукции, общий объем производства достигает 450 000 т в год. В компании внедрена система менеджмента качества. Продукция продается в 35 странах мира, в числе которых Украина, США, Канада, Грузия, страны Европы, Казахстан и т. д. В 2018 году Киевская кондитерская фабрика «Рошен» получила чистую прибыль в размере 11,13 млн грн.

С 2007 года владеет собственным логистическим центром вместимостью до 45 000 т готовой продукции и сырья. В 2013–2018 годах инвестировала 88,5 млн грн в производственное оборудование и 243 млн грн – в реконструкцию и благоустройство фабрик и прилегающих территорий. В прошлом году компания начала строительство новой фабрики в Борисполе – специально для производства бисквитов.

Nestle60

Чистый доход, 2018 г.: 9,7 млрд грн

Основная инновация: запуск инновационной платформы Henri@Nestle, платформы «Создание общих ценностей», в рамках которой бизнес становится более социально ответственным.

Pepsi&Co57

Чистый доход, 2018 г.: 9,6 млрд грн

Основная инновация: н/д

P&G56

Чистый доход, 2018 г.: 8,2 млрд грн

Основная инновация: н/д

Carlsberg55

Чистый доход, 2018 г.: 7,5 млрд грн

Основная инновация: Sneap Pack – новая технология упаковки, которая позволяет скреплять банки и сократит объемы потребления пластика на 1200 т в год.

Mind Innovation Index 2019

TOTAL Index

Инновационность 
продукта

Инновационность 
бизнес-процессов

Инновационность 
бизнес-модели

Инновационность 
в работе
с клиентами

Готовность к изменениям

Агро

90

Агропросперис

78

66

87

75

80

88

МХП

70

70

77

51

75

77

Астарта Киев

66

60

76

55

65

78

Кернел

62

51

78

55

61

69

Ukrlandfarming

46

45

59

38

50

37

Недвижимость

80

КАН Девелопмент

56

55

64

48

53

59

Укрбуд

56

52

62

48

59

64

Интергалбуд

48

45

52

46

46

57

Буддевелопмент

46

43

53

39

39

57

Киевгорстрой

42

39

44

39

39

53

Телеком

95

Киевстар

75

72

76

58

67

83

Vodafone Украина

75

69

79

63

65

80

Датагруп

67

55

72

60

62

73

lifecell

60

54

61

51

58

58

Укртелеком

48

48

57

40

46

47

Банки

95

ПриватБанк

83

83

83

75

86

91

Альфа Банк Украина

68

66

79

52

65

84

Райффайзен Банк Аваль

51

47

62

26

52

77

Ощадбанк

49

46

58

27

57

59

Укргазбанк

42

42

48

27

43

55

Укрэксимбанк

38

34

48

27

38

46

Металлургия

80

Metinvest

66

63

80

55

63

72

Interpipe

65

65

76

53

62

75

ArcelorMittal

58

52

67

51

55

68

Ferrexpo AG

52

54

66

36

49

57

Энергетика

80

ДТЭК

73

73

81

65

67

81

НАК Нафтогаз

53

50

59

43

57

56

Энергоатом

51

48

56

51

47

58

Укргаздобыча

48

47

59

40

45

52

Укрэнерго

47

43

54

45

45

52

Ритейл

90

Сильпо-Фуд

80

73

90

69

86

84

Эпицентр К

63

58

69

55

67

66

АТБ-Маркет

59

54

72

43

53

79

Ашан Украина

50

47

65

36

49

56

Метро Кеш энд Керри Украина

47

44

64

38

43

50

Фарма

90

Корпорация Артериум

67

70

76

63

63

63

Дарница

62

60

73

55

55

71

Юрія Фарм

62

62

72

48

53

78

Фармак

61

61

76

57

55

55

Киевский витаминный завод

48

47

52

47

51

39

Транспорт и логистика

80

Нова Пошта

76

70

78

71

81

83

Аэропорт Борисполь

55

50

64

48

53

65

Укрпошта

54

42

59

48

50

83

МАУ

54

39

64

45

57

72

Укрзализныця

40

33

47

27

40

64

Потребительские рынки

90

Roshen

70

66

80

57

77

74

Nestle

60

57

67

47

67

64

PepsiCo

57

54

77

40

61

55

P&G

56

55

72

38

57

61

Carlsberg

55

53

70

40

55

59


Методика расчета Mind Innovation Index

Индекс инноваций украинских компаний от Mind – это исследование уровня инновационности 50 крупнейших украинских компаний в 10 различных отраслях, их способности меняться и соответствовать вызовам времени.

Индекс инноваций не является рейтингом самых инновационных компаний или соревнованием компаний. Его задача проанализировать, насколько крупные компании готовы к изменениям, а также их достижения и недостатки, и спрогнозировать эффективность в будущем.

Mind вместе с партнером рейтинга «KPMG Украина» определили 10 отраслей, которые сильнее всего изменились или изменятся в ближайшее время за счет развития инноваций в самой отрасли или смежных отраслях.

Аграрная отрасль 90
Недвижимость 80
Телеком 95
Банки   95
Металлургия 80
Энергетика  80
Ритейл    90
Фарма   90
Транспорт 80
Потребительские рынки   90

В каждой отрасли для оценки были выбраны 5 крупнейших компаний по показателю «Доход в 2018 году». В сфере «Банки» оценивались крупнейшие банки по размеру активов, в сфере «Недвижимость» – по объему введенных в эксплуатацию квадратных метров жилой площади в 2018 году.

Для оценки уровня инновационности компании Mind использовал экспертный метод анализа. Экспертами выступили организации, обладающие широкой экспертизой в области инноваций и анализа рынков. Компании оценивались по 5 характеристикам: инновационность продукта, инновационность бизнес-модели, бизнес-процессов, какие инновации во взаимодействии с клиентами компания внедряет, как влияет на окружающую среду, готова ли меняться в ответ на вызовы будущего.

Характеристика Параметры Соответствие экспертной оценки
Инновационность продукта Масштаб инновации

0 б. – продукт устаревший

1 б. – продукт актуальный, но не инновационный

2 б. – продукт не инновационный, но обладает определенными преимуществами по сравнению с аналогами

3 б. – продукт уникален для локального рынка, но имеет аналоги на мировом рынке

4 б. – продукт уникален, не имеет аналогов на мировом рынке

5 б. – продукт уникален, создан лично компанией, не имеет аналогов в мире и его пытаются копировать конкуренты

Уникальность инновации

0 б. – продукт устаревший

1 б. – продукт актуальный, но не инновационный

2 б. – продукт не инновационный, но обладает определенными преимуществами по сравнению с аналогами

3 б. – продукт уникален для локального рынка, но имеет аналоги на мировом рынке

4 б. – продукт уникален, не имеет аналогов на мировом рынке

5 б. – продукт уникален, создан лично компанией, не имеет аналогов в мире и его пытаются копировать конкуренты

Эффективность инновации в сравнении с существующими аналогами

0 б. – продукт не содержит инноваций, устарел и неэффективен

1 б. – продукт содержит инновационный компонент, но он никак не влияет на эффективность

2 б. – продукт содержит инновационный компонент, который улучшает клиентский опыт

3 б. – продукт содержит инновационный компонент, который улучшает клиентский опыт и пользуется повышенным спросом

4 б. – продуктовая инновация позволила компании значительно улучшить финансовые показатели

5 б. – продуктовая инновация улучшила финансовые показатели компании, создала спрос на рынке

Насколько продукт eco friendly / насколько способствует устойчивому развитию/экономии невозобновляемых ресурсов

0 б. – продукт плохо влияет на окружающую среду, экосистему, мешает устойчивому развитию

1 б. – продукт никогда и никак не влиял на окружающую среду, экосистему, устойчивое развитие

2 б. – исторически продукт оказывал негативное влияние на среду, экосистему, но компании удалось частично минимизировать это влияние

3 б. – благодаря инновациям компании удалось полностью нивелировать негативное влияние на окружение

4 б. – компания создала хотя бы одну инновацию, которая превращает «вредный» для окружающей среды продукт в «полезный»

5 б. – компания полностью переосмыслила свои продукты/технологии/процессы в пользу их экологичности, регулярно поддерживает экоинициативы, вкладывает средства в спасение окружающей среды

Непосредственный вклад компании в развитие флагманских инноваций/технологий/продуктов

0 б. – компания ничего не делает, чтобы ее продукты стали инновационными

1 б. – компания пользуется уже доступными на локальном рынке инновационными решениями

2 б. – компания адаптирует доступные на рынке инновации под свои нужды

3 б. – компания в числе первых привела глобальную инновацию на локальный рынок

4 б. – компания инвестирует в создание собственных инновций/технологий/продуктов

5 б. – компания инвестирует в собственные R&D и является генератором инноваций для всего рынка

Инновационность бизнес-процессов и работы с персоналом Уникальность инновации

0 б. – инновации в управлении персоналом и бизнес-процессах отсутствуют

1 б. – инновации внедряются точечно и после того, как их испытал рынок

2 б. – инновации внедряются точечно, но при этом компания является первопроходцем на локальном рынке

3 б. – инновации внедряются точечно, компания применяет их в числе первых на глобальном рынке

4 б. – компания самостоятельно разрабатывает инновации, которые пытается применять на всех уровнях

5 б. – разработанная компанией инновация вызывает интерес у конкурентов, ее пытаются скопировать

Технологичность бизнес-процессов

0 б. – инновации в управлении персоналом и бизнес-процессах отсутствуют, компания не считает нужным что-либо менять

1 б. – компания только начинает внедрять инновации на уровне бизнес-процессов, они незначительны и малозаметны, а решения о внедрении принимаются медленно

2 б. – компания успешно применяет инновации для части бизнес-процессов, но планов идти дальше нет

3 б. – компания готова автоматизировать все необходимые процессы, инвестирует в обучение персонала, закупку софта

4 б. – большинство необходимых процессов в компании автоматизированы, применяются новые методики и подходы к управлению персоналом, решения о внедрении инноваций принимаются быстро

5 б. – все необходимые процессы в компании автоматизированы, структура оптимизирована, в управлении персоналом применяются инновационные методики и подходы, компания является образцом для подражания

Эффективность по сравнению с существующими аналогами

0 б. – в бизнес-процессах компании инновации не применяются

1 б. – бизнес-процессы содержат инновационный компонент, но он никак не влияет на эффективность

2 б. – инновации, которые компания внедряет на уровне бизнес-процессов, слабо эффективны

3 б. – инновации, которые компания внедряет на уровне бизнес-процессов, упрощают взаимодействие в команде

4 б. – инновации, которые компания внедряет на уровне бизнес-процессов, положительно влияют на эффективность каждого отдельного сотрудника и всех отделов

5 б. – инновации способствуют реализации продукции (маркетинговые, управленческие инновации) и в целом улучшают показатели эффективности компании

Инновационность бизнес-модели Уникальность инновации

0 б. – стандартная бизнес-модель, давно существующая на рынке

1 б. – бизнес-модель давно существует на рынке, но компания адаптировала ее под себя, привнесла что-то новое

2 б. – компания существенно доработала существующую на рынке бизнес-модель

3 б. – бизнес-модель уникальна для локального рынка, но у нее есть аналоги на мировом рынке

4 б. – бизнес-модель уникальна, не имеет аналогов на мировом рынке

5 б. – уникальная бизнес-модель, созданная лично компанией, не имеет аналогов в мире, и ее пытаются копировать конкуренты

Эффективность инновации

0 б. – бизнес-модель не обладает уникальными характеристиками

1 б. – бизнес-модель содержит попытки использовать инновационный подход, однако он не имеет влияния на продажи и рынок

2 б. – бизнес-модель включает инновационный подход, который компания планирует использовать как свое преимущество над конкурентами

3 б. – бизнес-модель содержит инновационный подход, который значительно влияет на качество продукта, а также влияет/является заметным на рынке

4 б. – бизнес-модель копируют конкуренты

5 б. – инновации в бизнес-модели регулярно копируют конкуренты не только в Украине, но и в мире

Инновационность в работе с клиентами Уникальность инновации

0 б. – компания не использует инновации в работе с клиентами

1 б. – компания начинает использовать в работе с клиентами инновации, которые уже протестированы рынком

2 б. – компания среди первых на локальном рынке внедряет инновации в работе с клиентами, но точечно

3 б. – инновации уникальны на локальном рынке, на глобальном могут быть аналоги

4 б. – компания самостоятельно разрабатывает инновации, уникальные для глобального рынка

5 б. – разработанная компанией инновация вызывает интерес со стороны конкурентов, ее пытаются скопировать

Роль инноваций в бизнесе компании

0 б. – инновации не играют никакой роли в бизнесе компании, их нет

1 б. – компания точечно внедряет инновации, но заметного влияния на бизнес они не оказывают

2 б. – инновации влияют на небольшую часть процессов в компании, повышают их эффективность

3 б. – часть продуктов/услуг/процессов в компании можно назвать инновационными, но их удельный вес в общем портфеле ниже 50%

4 б. – часть продуктов/услуг/процессов в компании можно назвать инновационными, их удельные вес в общем портфеле выше 50%

5 б. – инновации внедряются в компании на всех уровнях, сложно найти продукт/услугу/процесс в компании, которых бы не коснулись инновации

Готовность к изменениям Выходит ли компания за рамки своей индустрии

0 б. – нет

5 б. – да

1–4 б. – относительная оценка

Готова ли компания существенно трансформировать свою бизнес-модель в ответ на вызовы будущего

0 б.– нет

5б. – да

1–4 б. – относительная оценка


Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе «сбор информации» компании – участники рейтинга получили анкету с вопросами, которые покрывали описание параметров, оцениваемых в ходе расчета индекса. А также компаниям было предложено провести личное интервью с командой рейтинга для более детального сбора информации и анализа показателей. В итоге было проведено интервью с 20 компаниями – участниками индекса.

На третьем этапе каждый параметр оценил независимый экспертный совет: отраслевые эксперты и участники исследования. Эксперты оценивали уровень инновационности параметра по единой шкале. В экспертный совет вошли: Елена Малицкая (Re:actor), Евгений Саранцов (Re:actor), Евгений Шпитко (Mind.ua), Виктория Власенко (Mind.ua), Константин Карпушин («KPMG Украина»), Андрей Бурлуцкий (Smart Business), Наталья Ульянова (Level Up Ukraine), Юрий Батхин («Mastercard в Украине»), Александр Почкун (Союз украинских предпринимателей), Александр Торгун (Украинский институт будущего), Олег Щербатенко (генеральный директор IT-Enterprize), профильные журналисты и редакторы mind.ua.

На основе оценок параметров эксперты рассчитывали оценку характеристики – как среднее арифметическое всех параметров, оценивающих характеристику.

После этого балл характеристики переводился в показатель индекса по следующей шкале:

Балл Индекс Пояснение
0 0 Все проявления работы компании – от продукта до бизнес-модели – не эффективны и устарели. У компании нет перспектив для развития и изменений. Компания не является инновационной.
1 30 Компания не спешит следовать за трендами рынка, любые изменения внедряются с опозданием, после их апробации конкурентами. Компания не является инновационной.
2 55 Компания пытается использовать инновации и/или инновационный подход в работе. Но они не дают ощутимого эффекта или конкурентного преимущества. Компания не является инновационной.
3 75 Компания частично внедряет инновации либо активно применяет на локальном рынке достижения глобальных игроков. У компании есть перспективы для роста и адаптации к новым рыночным условиям. Компания является базово инновационной.
4 90 Компания разрабатывает и использует уникальные инновации для мирового рынка. Доля инновационных продуктов в портфеле компании превышает 50%, компания активно тестирует новые подходы и анализирует их эффективность. Компания является устойчиво инновационной.
5 100 Компания является лидером своего рынка, ее продукты, бизнес-процессы и модель копируют конкуренты. Она уже адаптировалась к новым реалиям рынка и вышла за пределы своей области. Компания является полностью инновационной.


Общий индекс инноваций учитывает все пять характеристик, вес оценки продукта составляет 25%, «способности компании к изменению» – 15%, все остальные характеристики – 20%.

Индекс имеет исключительно информационный характер. Он отражает мнение редакции и приглашенных экспертов об уровне инновационности компаний на основании интервью, анкетирования и открытой информации о внедрении инноваций отдельными компаниями.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате