Заболело в мире
33,652,960
Умерло в мире
1,007,922
Вылечилось в мире
23,402,148
Заболело в Украине
208,959
Умерло в Украине
4,129
Вылечилось в Украине
92,360
Борис Концевой: «Меняться надо, когда всё хорошо!»
Реклама

Борис Концевой: «Меняться надо, когда всё хорошо!»

CEO Intetics про юбилей – 11001, «чёрных лебедей» и разный майндсет славян

Этот материал также доступен на украинском
Борис Концевой: «Меняться надо, когда всё хорошо!»

Intetics основали в Минске еще в 1995 году, на заре «беларусского аутсорсинга». Сегодня этот мощный разработчик входит в топ-50 сильнейших мировых аутсорсинговых компаний. Продвигает принципы предиктивной разработки и минимизации технического долга. Выпускает сильные продукты: практически во всех немецких и японских автомобилях стоит навигационная карта Украины производства Intetics; разработка компании в прошлом году получила награду «Наилучший технологический проект в Африке»; разработала омни-платформу для спортивного тотализатора, которой пользуются десятки миллионов человек. Список можно продолжать долго!

В начале 2020 года Intetics исполняется 25 лет. То, что бизнес всё это время развивался, выходил из кризисных ям и рос, значит одно: в его главе стоит мудрый человек с нетривиальным мышлением. Борис Концевой, CEO Intetics, рассказывает о катастрофах в развитии компании, отношении к прогнозам и разнице между беларусами, украинцами и россиянами.

Борис Концевой: «Меняться надо, когда всё хорошо!»

– Борис, 25 лет назад термина «аутсорсинг» не было. И «офшорный аутстафинг» появился позже. А Intetics уже была основана, почти одновременно с появлением веба. Как вы идентифицировали себя в первые годы работы, и как пришли к модели Remote In-Sourcing?

– Это вопрос длиною в целую жизнь. Мы и 25 лет назад, и сейчас делаем одну вещь – разработку софта. А вот маркетинговая упаковка менялась постоянно. Было Custom Software Development, потом Web Design and Development, потом Offshore Dedicated Team (первая реакция на недоверие Запада к разработке софта в Восточной Европе).

Помнится, я как-то в году 98-м прохожу американскую границу. Пограничник традиционно спрашивает: «И чего ты сюда прешься?» (другими словами, конечно). Отвечаю: «Клиенты. Пишем софт». Он начинает хохотать в полный голос. Встает из своей стеклянной будки и на весь зал кричит другим погранцам: «Парни! Это *** говорит, что пишет софт для Америки!». Все смеются и резвятся. Но ничего, пропускает.

Потом мы приспособились делать уже три оффера: софт, веб и аутстафинг. А Remote In-Sourcing пришёл уже как вершина аутстафинга, где-то в 2011 году. Надо же было показать «кузькину мать» конкуренции :) Народ потом «цитировал», т.е. без стеснения копировал. А сейчас всё возвращается к истокам. Финально клиенты готовы слушать, верят в нашу экспертизу по разработке софтверных продуктов и систем.

– Иногда начинающие IT-компании ставят телегу впереди лошади. Дайте совет таким предпринимателям и стартапам: кому и когда нужна стратегия и миссия? Как вы определяете их у себя?

– Если честно, то миссия, в виде рекламной Mission Statement – она и есть реклама. Вы это понимаете. Ваши сотрудники это понимают. И клиенты тоже. Зачем париться? Напишите, конечно, для порядка. И забудьте :) А вот цель / стратегия, т.е. то, куда вы идёте – полезная вещь. Она – как лакмусовая бумажка – классный валидатор всего, что делаете. Ближе? Правильно! Не совсем? (только честно!) – корректируйте!

– Какой у вас подход к стратегическому планированию? Как к чему-то, что закладывается задолго и надолго, не терпит сильных изменений? Или как к гибкой дорожной карте, которая может (и должна) постоянно изменяться?

– «Стратегическое планирование» – это методология, а не конкретная программа. Например, «Чикагская экономическая школа», «Азиатские тигры», «Антикоррупционные практики ООН» и т.д. Берите и делайте. Есть еще теория успеха. Общего и частных случаев. То же самое: берите и применяйте, было бы желание. И не столько желание, сколько воля дойти до конца.

А вот интерпретация этого выражения по типу «я такой умный, что знаю, как» – это или недальновидность (т.е. глупость), или пропаганда. Никто не «такой умный», даже Коммунистическая Партия Китая, чтобы сделать программу даже на шесть месяцев, и потом не внести ни одного изменения. Так не бывает. Жизнь всегда богаче нашего представления о ней. Поэтому да, я отношусь к планированию как к «дорожной карте» и цели, достигаемой только при правильном учёте реальности и постоянных коррекциях.

Борис Концевой: «Меняться надо, когда всё хорошо!»

– Нассим Талеб скептически отзывается о прогнозировании. Но без него нельзя строить бизнес: если идёшь наугад, то и придёшь непонятно куда. В Intetics больше как? «Прогноз нам строить и жить помогает» или «Прогноз сбывается, и не сбывается, успех приходит к нам порой не так»? Научились ли вы извлекать выгоду из хаоса?

– Разобраться, что такое и как работает «Закон Подлости» – а г-н Талеб именно это и делает – было бы великолепно! Это, на самом деле, правда: вы можете всё классно спланировать, а потом Аннушка разольет масло и вам отрежет голову трамваем. Я и не пытался :)

Поставьте ориентир. Наш, например, в том, чтобы достичь 1000 человек в штате в 2020. Потом – войти в топ-10 программистских фирм Восточной Европы. Обозначьте такие точки на карте и идите к ним! Какие будут бампы на пути – кто знает? Напоремся – там и перейдём! В общем, решайте проблемы по мере их появления. А из хаоса ничего извлечь нельзя. Он же ХАОС. А вот как усядется, проявится структура, то там самые зрячие, увидевшие её первыми, и получат преимущества.

– Что отражает ваш бренд и лого? Какой код вы закладываете в них?

– Я верю в натуральные эмоции. К 2003-му году я был в ИТ бизнесе 8 лет. Конкуренция уже сильно проявилась. Все ИТ компании вокруг были или синими или, в крайнем случае, бирюзовыми. Мне просто надоел этот шаблон. Заодно после «броска» первого партнера хотелось подчеркнуть, что и бизнес должен и может быть этичным. Отсюда и наш теплый оранжевый цвет, и «Этика» в названии фирмы. (Intetics – это амальгама слов Internet. Technology. Ethics.)

– Между Восточной Европой и США большая разница в мышлении. Что вам приходилось менять в беларусском (и постсоветском) майнд-сете (вашем лично и сотрудников Intetics), чтобы успешно работать с клиентами со всего мира?

– Ничего. Я, может, и пытался, но «изменить майнд-сет народа» не в моих силах. Я сильно надеюсь, что мне, по меньшей мере, удалось хотя бы показать место каждого в системе профессионалов в мире. Ну хоть немного. Самое неприятное – это как раз демонстрация того, кто «родина слонов». Как тот американский пограничник, так и (очень часто) наши ребята. Спросите об их отношении к индийцам, пакистанцам, вьетнамцам… Неужели это правда, что Беларусь и Украина – «родина слонов»? Водораздел проходит не в традиционных «реднековских» (ака, «жлобских», простите за мой французский) раскинутых пальцах, а в оценке от клиента. Если клиент сказал, что ты звезда, то тогда это так и есть! Очень сильно не люблю концепцию «позитивной самооценки». Давайте ориентироваться на оценки внешние!

Борис Концевой: «Меняться надо, когда всё хорошо!»

– А чем наш майнд-сет наоборот помогает? Есть ли какие-то особенности менталитета, которые делают беларусов конкурентными на мировом рынке?

– Оптимистичная формулировка :) Как вверху: получил одобрение клиента – молодец! (Кстати, простой тест: профиль в LinkedIn есть у каждого? Сколько у вас endorsements от клиентов, не от коллег?) А среди «советских» славянских народов, мое наблюдение о ПРОГРАММИСТАХ такое (только не закидывайте меня камнями! :)):

Беларусы. Наиболее упёртые, с элементами индивидуального героизма. Мы (это и про меня – по ДНК-тесту я на 96% беларус) – люди наиболее организованные и слушающие.

Украинцы. Наиболее «дoфенистичные», не сдвигаемые в своем мнении. Они индивидуально свободны, вплоть до хаоса – попробуй поуправляй!

Русские. Наиболее образованные и грамотные, но с наименьшей культурой обслуживания клиентов; Они – люди коллективные, иерархические, но считающие себя индивидуально свободными

Ещё раз – не бейте меня камнями! Говорить о нациях – неблагодарное занятие. И это я ещё не сказал об отношении к благам и деньгам. Хотя все это и так знают: тут уже жертва у русских; скрупулёзность, до волоска, у украинцев; расчет у беларусов. И все три (для тех, кто поймёт) действуют по модели «100 долларов за деньги никто не считает, хотя 100 долларов ни у кого нет».

Для сравнения, американцы (которые, на минутку, написали минимум 80-90% мирового софта!) подходят к работе без эмоций любого вида. Дело есть дело. Садимся и делаем. Даже если нет ресурсов. Невзирая на расхожие легенды о «медленных», «тупых», «ничего не делающих» американцах, их результаты, и особенно митинги, – всё же эффективнее, чем наши (хотя я, наверное, уже «in between» :) ). В общем, американцы такие богатые не потому, что кого-то грабанули, а потому, что заработали.

– А вот офис Intetics на старте работы как раз ограбили. Если бы тогда партнёры не помогли купить новую технику, история компании могла бы выглядеть совсем иначе. А какие еще развилки и опасности были на пути? Какие выводы из них вы сделали?

Нам 25 лет. И это история успеха, правда? Уже то, что бизнес прожил столько, даже статистически – успех! Но эти 25 лет – это и история катастроф. Итак:

– 1995: первые 3 компьютера (дорогие, каждый – по цене квартиры в Минске) вынесены из офиса за 24 часа до заключения страхового полиса;

– 1999: разрыв с моно-клиентом фирмы. Сокращение бизнеса с 60-ти до 20-ти человек;

– 2003: один из клиентов конвертировал 20% фирмы в свой офис. На самом деле это не совсем катастрофа, а опыт! Да и финансово не пострадали;

– 2006: полная стагнация из-за внутренних разногласий;

– 2010: «отбор» четверти бизнеса из-за внутренних разногласий;

– 2012: повторение истории 2010! Но, что прикольно, наш рост все равно превышал потери;

– … Пока тихо. Правда, рынок стал намного сложнее и умнее.

Говорят, что из катастроф нужно делать глубокие выводы и начинать перестройки. Наверное да, но в основном они очевидны и без катастроф. Например, страховка должна появляться вместе с ценностью, а не днём позже :).

А катастрофы не повторяются. Даже похожие, как у нас в 2010-м и 2012-м, – были очень разными. Поэтому в таких случаях важно подняться, отряхнуться, и пойти дальше. Я люблю повторять за Ярославом Гашеком: «Никогда так не было, чтобы ничего не было». А вот перестройка точно нужна тогда, когда развитие начало замедляться. Это то, чего многие не понимают: меняться надо, когда всё хорошо, а не когда всё сгорело!

– Какую самую большую ошибку вы допустили в Intetics за 25 лет? Чему вы научились, благодаря ей?

– Я не верю в учебу на ошибках. Ошибку можно предотвратить только тогда, когда вы ...знаете, что собираетесь ошибиться. Но мы же никогда не собираемся сделать это осознанно?.. Упав, вы идёте дальше, организуя всё с меньшей вероятностью ошибок. Но всё равно ошибаетесь.

Я сейчас скажу, может быть, непонятную вещь: думаю, что я принял в жизни больше ошибочных, чем правильных решений. Как так?! А вот так. Важна не правильность первичного решения, а сам факт того, что вы приняли решение! А потом уже реакция и коррекция – они доделают ваше движение вперед. Правда, это требует, ох, большой доли самокритики и гибкости. Если вы слишком любите себя и это все вокруг виноваты, то ничего никогда не будет.

Борис Концевой: «Меняться надо, когда всё хорошо!»

Ну а по существу, моя самая большая ошибка – это доверие к людям. Но, не взирая на весь мордобой из-за этого, не буду ее исправлять!

–   «Данные – это новая нефть». Основой для предиктивной разработки становятся именно данные, глубокая аналитика?

– Данные реально становятся, или уже стали, самым важным «сырьем». Но мы еще далеко не всегда знаем, как это сырье можно переработать. Высокая химия обработки углеводородов тоже появилась не сразу. И мы учимся, будем учиться, и даже изобретать эту «высокую химию» в нашем BPO отделении. Наша же «предиктивная разработка» – она о софте. Почитайте тут. И кстати, приглашаю всех софтверных инженеров присоединяться и вносить свой вклад!

Найдется ли место типичному аутсорсу «заказал-сделал» в будущем, или вся клиентская разработка будет предиктивно-предсказательной? Давайте доживём. Сильно надеюсь, что софтверная инженерия таки станет предиктивной!

– Что вы думаете о перспективах AI и будущем IT-компаний в этом свете? Не превратятся ли они просто в немногочисленные сервисные бригады, обслуживающие нейросеть? AIntetics?

– Не превратятся. Обработка данных, та самая «высокая химия», позволят автоматизировать очень много процессов. Возможно, и какие-то элементы программирования. Но я пока не вижу, как это может заменить человеческий мозг! Надеюсь, никто всерьез не поверил, что «I» в AI – это реально «intelligent». В программировании останется место для человека.

– Борис, вы – пример и вдохновение для многих людей в Intetics. Есть ли такой человек (люди) у вас? У кого вы учитесь? Чьи идеи о бизнесе, технологиях, обществе вас драйвят?

– Учусь я не столько у профессоров и менторов сколько у «аналитики из индустрии»: репорты, конференции, воркшопы, и т.п. И они, конечно, у профессионалов своего дела. А вот людей, которые оказали сильное, направляющее, поворотное влияние на меня, было много. Вот «самые-самые» (я не привожу родителей и свою семью, они подразумеваются автоматически!):

  • Мой брат: Валентин Концевой – определил выбор образования.
  • Мой научный коллега, даже начальник на каком-то этапе: Сергей Добриневский – благодаря ему родилась фирма.
  • Муж сестры подруги жены (!) и клиент: Семён Гантман – повлиял на переезд в Америку. Поддержка и мудрость. Увы, уже не с нами. Светлая память!
  • Коллега, сотрудник фирмы с 1995 года: Анатолий Солтан – умнейший человек, определяющая поддержка в кризисе 1999 года и автоматизация начального маркетинга. Тоже, увы, уже не с нами. Светлая память!
  • Клиент, партнер, друг: Евгений Линецкий – умнейший человек, мыслящий где-то на уровне 2,5-3 производной (мой уровень 1.5-2). Столько раз запихнул меня мордой в грязь, что я, наверное, поумнел. Ну и наш первый дом в Америке я купил благодаря его стартапу!

– У японцев есть хорошее понятие «икигай» – то, ради чего я просыпаюсь по утрам. Что лично ваше икигай?

– Часто думаю, что же для меня и других «драйв». Это точно не какая-то вещь. Скорее всего, это желание «а давайте что-то построим». Т.е. каждый раз / период это некий новый проект / мысль / проблема. У меня никогда не было «икигай» для себя (типа «выучить французский», «освоить каратэ» или «прочитать всех классиков»), а были дети и работа. Может, ещё любознательность. Без новой информации, наверное, я засох бы. Но икигай нужно всем. Желаю каждому найти своё!

Борис Концевой: «Меняться надо, когда всё хорошо!»

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате