Discuss Discuss
Основатель ICOOLA.UA: «При производстве одного нового смартфона в природу выбрасывается около 100 кг отходов»

Основатель ICOOLA.UA: «При производстве одного нового смартфона в природу выбрасывается около 100 кг отходов»

Роман Крук – о том, почему у нас так популярны б/у iPhone и как на его бизнес повлияет выход Apple в Украину

Цей текст також доступний українською
Основатель ICOOLA.UA: «При производстве одного нового смартфона в природу выбрасывается около 100 кг отходов»

«Вы покупаете телефон – мы сажаем дерево», «Восстановление электроники и система круговой экономики – одни из самых эффективных способов избавить Землю от лишних отходов» – так заманивает клиентов сайт львовской компании ICOOLA.UA.

Почему ее основатель рискнул создать renew company? Чем ICOOLA.UA отличается от множества сервисов и продавцов б/у iPhone? Как инженеры компании учились восстанавливать оригинальные экраны и материнские платы? Сколько деревьев уже высадили? Почему решили сортировать мусор? Об этом и многом другом в интервью Mind рассказал основатель ICOOLA.UA, резидент платформы открытых инноваций Reactor Роман Крук.

– Как возникла идея зайти в такую нестандартную нишу?

– Как таковой идеи вначале не было. Она родилась в процессе работы.  В 2013 году увидели, что можно зарабатывать на ремонте поврежденных телефонов: приводить их в хорошее состояние и снова продавать. Начали с В2В: первыми нашими клиентами были магазины, которым сдавали восстановленную технику оптом.

– Где находили поставщиков поврежденных телефонов?

– В Украине это достаточно развитый бизнес. Есть огромное количество магазинов, которые по программе Trade-In собирают поврежденную технику. Также есть люди, которые скупают старые телефоны на OLX и других площадках и продают их мини-партиями по 10–20 штук.

– Почему изначально решили специализироваться только на iPhone?

– Во-первых, спрос на телефоны этого бренда в Украине очень высокий. Да, он не первый по количеству потребителей, но точно первый по числу людей, которые хотели бы купить iPhone. Просто не все могут себе это позволить.

Во-вторых, продукция Apple легко поддается ремонту. В iPhone можно смело открутить элементы и поставить другие. Они как автомобили с большим количеством запчастей. А телефоны других брендов часто собраны на одной плате, поэтому их сложнее ремонтировать. На старте, когда мы еще не занимались пайкой плат, не могли их восстанавливать.

В-третьих, система защиты в iPhone на порядок выше, чем у аналогичных моделей других брендов. Если на iPhone стоит iCloud, то он залочен под определенного потребителя. Его почти невозможно разблокировать. А модели других брендов достаточно легко взломать. В итоге на рынке появляется много краденых телефонов. Их воруют по всему миру, восстанавливают на территории Китая, прошивают, снимают блокировку и продают снова по очень низким ценам. Поэтому нам нет смысла заниматься другими брендами: вкладываешь немало денег в закупку и ремонт, а стоимость телефона будет выше, чем украденного и разблокированного.

– Комплектующие добывали по сервисной программе Apple?

– Нет. На самом деле программа AppleСare предлагает только два элемента: экран и батарею.  Другие комплектующие Apple не предоставляет для ремонта. То есть, если в телефоне сломался микрофон или аудиокодек, с такими проблемами бесполезно идти в сервисный центр Apple.

Основатель ICOOLA.UA: «При производстве одного нового смартфона в природу выбрасывается около 100 кг отходов»

В 2015 году мы закупили специальное оборудование, методом проб и ошибок изучили технологию восстановления оригинального экрана. Это делается под давлением с высокой температурой. По сути, научились создавать новый экран из старого, а не менять его.

Затем стали пробовать ремонтировать и материнскую плату. Самое сложное в восстановлении телефона – снять с материнской платы определенную микросхему и заменить ее новой. Это звучит просто, на самом деле там множество нюансов.  Начиная с того, что нужно понять, какая именно микросхема вышла из строя, как ее заменить, какой должна быть температура и т. п. Все делается под микроскопом. На одном квадратном сантиметре может быть 20 микросхем. Важно не повредить соседствующие и т. д. Всему этому было сложно научиться. В итоге мы-таки выстроили технологичный процесс и занялись ремонтом материнских плат.

Чуть позже освоили косметический ремонт корпуса на специальном оборудовании. Вот так шаг за шагом и учились ремонтировать.

– Как находили специалистов на такую ювелирную работу?

– Все было выстрадано на собственном опыте. Новый сотрудник проходит полный комплекс обучения около 3 месяцев по своей специализации. У нас несколько групп инженеров. Первая занимается восстановлением экранов, вторая – модульным ремонтом: грубо говоря, специалисты разбирают телефон на запчасти, заменяют поврежденные детали и складывают заново. Третья группа инженеров специализируется на пайке микросхем. Это самая сложная работа.

– Сколько инженеров сейчас работает в компании?

– Около 20. А в целом у нас 35 сотрудников.

Сейчас переходим к тому, что хотели бы набирать на работу людей, имеющих инженерные специальности, которые имеют опыт в этой сфере. В нашей стране – огромный недооцененный инженерный потенциал еще с советских времен. Есть много специалистов, которые работают на государственных предприятиях, имеют небольшую зарплату.

Основатель ICOOLA.UA: «При производстве одного нового смартфона в природу выбрасывается около 100 кг отходов»

Недавно мы запустили программу «ICOOLA академия», через которую будем стараться находить инженеров и на базе нашей компании строить школу. Туда станем приглашать студентов технических специальностей на стажировку.

– Давайте вернемся к истории компании. Когда решили выйти в В2С и открыть интернет-магазин?

– Мы могли бы запустить интернет-магазин еще на старте. Но вначале хотели отладить сервис, создать полный цикл ремонта, а не просто продавать мобильные телефоны. Около 2 лет назад почувствовали, что готовы предлагать полноценный продукт. Стали искать контрагентов, которые помогут нам сделать интернет-магазин. Но с этим возникли проблемы: поменяли около пяти подрядчиков. Все-таки нашли команду разработчиков, которые разделяют наши интересы и удовлетворяют по техническим характеристикам.

– Два года назад в нише интернет-магазинов, которые продают б/у iPhone, уже было десятки, если не сотни конкурентов. Почему решили рискнуть?

– Мы не рассматриваем их в качестве конкурентов. Эти компании закупают у нас восстановленные телефоны. А наш интернет-магазин предлагает комплекс услуг: не только продажу, но и ремонт, сервисное обслуживание.

Видим потенциал в том, чтобы развивать сервис по всей Украине. Хотим, чтобы клиенты могли передавать нам поврежденные телефоны службами доставки. Чтобы они знали, что отправляют свою технику в профессиональную компанию, а не шарашкину контору, которая находится в ближайшем торговом центре, где на колене ремонтируют технику и могут украсть разбитый оригинальный экран, заменив его китайской копией, а разбитый продать. К слову, не многие знают, что их разбитые оригинальные экраны стоят дороже, чем новые китайские.

– На вашем сайте сказано, что вы предлагаете одни из самых низких цен на телефоны. За счет чего?

– Мы можем себе это позволить, так как занимаемся В2В-бизнесом. У нас есть возможность продавать в розницу по закупочным ценам конкурентов. Но мы не делаем этого, так как не хотим демпинговать, ломать бизнес нашим партнерам.

Позиционируем себя как компания, которая продает восстановленные телефоны дешевле и с бесплатной годовой гарантией. Еще одно преимущество: за каждый проданный телефон сажаем дерево. Недавно высадили более 4000 деревьев.

– То есть за последнее время продали около 4000 iPhone?

– Подсчитывать точное количество проданных телефонов начали только после полноценного запуска сайта – с декабря 2020 года.  За это время продали около 2000 телефонов. Весной лесхоз предложил нам больше деревьев. Мы решили их высадить в счет будущих продаж. (Смеется.)

– Вы так легко рассказываете: «Запустили – продали». Наверное, самое сложное – раскрутить маховик продаж. Как все было?

– Нас спасает то, что со старта у нас были выстроены В2В-продажи. Они и сейчас остаются, продолжаем работать с ключевыми партнерами. А розничные продажи пока оставляют желать лучшего. Но верим, что они будут расти. Потребители в Украине пока не всегда доверяют восстановленной технике.

Наша же миссия – сократить количество электронных отходов. Не все знают, что при производстве одного нового телефона любого бренда – Apple, Samsung или Huawei – в природу выбрасывается около 100 кг мусора. Представьте хотя бы на секунду: 100 кг – это гора мусора размером с человека.

– Какого мусора?

– Разного. В телефоне стоит батарея из лития.  Чтобы его получить, нужно добыть 20–30 кг породы. Ее перерабатывают, достают литий, а то, что остается, выбрасывают. Далее –  стеклянный экран. Чтобы сделать стекло, опять-таки нужно добыть породу.

Также используется огромное количество цветных металлов. К примеру, золота. Ежегодно на производство мобильных телефонов идет 350–360 тонн – это основная масса золота, которая добывается на планете. Чтобы получить такой объем металла, представьте себе, сколько нужно достать породы.

Основатель ICOOLA.UA: «При производстве одного нового смартфона в природу выбрасывается около 100 кг отходов»

Еще на производстве используются химические катализаторы, которые разделяют породу и металл. Например, для создания одного мобильного телефона нужно 20 г цианида. Это яд. Ежегодно выпускается около 16 млрд телефонов. Если это количество умножить на 20 г, получаем десятки миллионов килограмм цианида, который выбрасывается в природу.

– А ваши сотрудники сортируют отходы?

– Уже да. Мы наняли в команду менеджера по устойчивому развитию, которая помогает нам воплощать в жизнь идею экоофиса и генерирует sustainable-решения для нашего бизнеса.

Также периодически проводим лекции, почему важно заниматься сортировкой и как правильно это делать. Еще у нас есть сотрудник, который следит за тем, чтобы в соответствующую урну выбрасывали то, что надо.

Кроме электронного мусора, сейчас мы сортируем бумагу, пластик, стекло и органику. Многие из сотрудников начали такую же сортировку и у себя дома. Мы больше не заказываем обеды в контейнерах, которые надо выбрасывать каждый раз после приема пищи. А договорились с подрядчиком, чтобы для нашей компании он поставлял контейнеры многоразового использования.

– Вскоре в Украине может заработать представительство Apple. Это событие повлияет на ваш бизнес?

– Думаю, полноценный выход Apple в Украину будет только стимулировать пользование телефонами этого бренда. Чем больше потребителей – тем большее количество телефонов будет ломаться. Соответственно, у нас будет больше работы.

– Вероятно, после выхода Apple сбросит цены на новые телефоны примерно на 15%.

– Честно говоря, таких низких цен на iPhone, как в Украине, нет нигде в мире. И на новые тоже. Рынок переполнен серыми телефонами, существуют целые сети компаний, которые завозят телефоны в Украину.

– Вы самостоятельно поставили на ноги свой бизнес. Почему недавно решили подключиться к платформе Reactor.ua?

– Считаю, что мы практически ничего не знаем о современном технологическом бизнесе. Многому нужно научиться. Нацелены запустить немало инноваций. Очень хочется делать это с профессионалами, которые не впервые проходят такой путь и могут подсказать, как не допустить ошибок, или посоветовать решения, о которых ты сам, возможно, никогда бы не узнал. Чем выше уровень людей, с которыми работаешь,– тем большего можешь достичь.