В погоне за гривной: плюсы и минусы валютных решений НБУ
Кто пострадал, а кто выиграл от «свободного» обменного курса
Национальный банк Украины 20 мая отменил ограничения, касающиеся курса, по которому уполномоченные лица могут продавать валюту. Это значит, что курс валют в коммерческих банках будет отличаться от официального курса НБУ, и разница эта будет определяться на усмотрение банков.
Ранее финучреждения были вынуждены продавать валюту по курсу НБУ + 10% комиссии, которую разрешал регулятор. Тогда как «черный рынок» позволял себе обменные операции по намного более высокому курсу. К примеру, при официальном соотношении 29,25 грн/$, обменники работали по курсу, при котором доллар стоил более 30 грн.
С чем пришлось бороться?
«Де-факто на май 2022 года сложилась система множественного (дуального) валютного курса, характерная для страны, имеющей проблемы с платежным балансом и пытающейся обеспечить дешевыми деньгами критический импорт», – отмечал накануне финансовый аналитик Анатолий Дробязко в колонке для Mind.
При этом процветало несколько схем по выводу валюты из страны. Как ранее писал Mind, Нацбанк отреагировал на это, ограничив транзакции по покупке электронных денег.
Финансовый аналитик Василий Невмержицкий рассказывает, что также в Украине была популярна следующая схема. Предприятия брали валютный кредит, который шел на импорт, т.е. валюта выходила из страны. Потом это же предприятие просило у банка кредит по льготной программе поддержки бизнеса, покупало на средства кредита валюту по льготному курсу, и гасило таким способом валютный кредит или реструктуризировало долг.
Поэтому государству пришлось вмешаться. «Стоит задача, чтобы валютный кредит гасили не за счет покупки валюты за гривну на межбанке, а за счет экспортной выручки», – говорит Невмержицкий.
Курс на кассах банков был установлен на уровне курса НБУ + 10%. Это касалось также обменных пунктов и финансовых компаний. Но финкомпании обходили такую норму, ставя повышенный курс в уличных обменниках. В результате гражданам было выгоднее менять валюту на улице.
Теперь Нацбанк уравнял в правах банки с обменными пунктами, разрешив первым определять курс исходя из рынка, как это делают финансовые компании.
«При этом банки имеют право продать столько валюты, сколько они купили наличными. Им запрещено спекулировать, покупать валюту на межбанке с целью продажи на кассе», – напоминает Василий Невмержицкий.
По его словам, прерогативой для финансового рынка является закрытие государственных долгов за счет резервов и обеспечение критического импорта для юрлиц.
Еще одна схема, которую перекрыл Нацбанк – валютные «челноки». С началом ощутимого подорожания инвалюты некоторые люди начали активно ездить в ЕС и снимать там деньги с карт по выгодному курсу. Это вымывало валюту из страны. В регуляторе подсчитали, что при таком подходе из резервов с начала войны ушло до $100 млн.
«Поэтому НБУ отпустил курс по картам. Но банки пока что не готовы отпускать курс, поскольку боятся потерять клиентов», – говорит Василий Невмержицкий.
По кому ударили эти меры?
Решение НБУ вызвало критику целого ряда ЛОМов. Прежде всего, эксперты заступились за украинских беженцев, женщин с пожилыми родителями и малолетними детьми, которые спасаются от войны в других странах, но получают финансовую поддержку от мужей в гривне.
«Нацбанк Украины: как одним решением усложнить жизнь для шести миллионов человек? Сейчас за границей примерно 6 миллионов беженцев из Украины. В основном, это женщины и дети. Многие из них продолжают работать удаленно в разных украинских бизнесах (знаю очень много таких примеров!). Многие из них получают стипендии, пенсии, пособия – все в гривне. У большинства из них мужчины в Украине – и они им на карты переводят заработанные гривны. Просто чтобы те могли жить достойно в намного более дорогих странах, – возмущался украинский бизнесмен, экс-президент «Киевстар» Петр Чернышов. – И вот все их сбережения и доходы берут и уменьшают сразу процентов на 15% – а потом, может, и на 30% – ведь курс же свободный теперь для таких операций!».
Основатель Monobank Олег Гороховский процитировал на своей фейсбук-странице аналитика Михаила Кухара: «Увеличение разрыва между фиксированным и наличным курсом свыше 10% способно резко снизить количество валюты, ввозимой в страну по другим статьям (например, ИТ-компаниями для выплаты зарплат). Экспортеры уже месяц страдают от того, что себестоимость их продукции растет вместе с долларом (поскольку гривна привязана к растущему против евро доллару). Таким образом наносится существенный 9-процентный удар по рентабельности всего нашего уцелевшего экспорта в Европу».
Банковский эксперт Елена Домуз считает, что, хотя решения НБУ сокращают отток валюты на покрытие расчетов за рубежом, возникает риск, когда ФЛП и трудоустроившиеся люди перестанут заводить валюту из-за невыгодных курсовых условий. «Приведу пример: я перечисляла евро, продавала их, зачисляла гривну на кредитную карту и производила расчеты украинской кредитной картой за границей. Пока просто погашу кредитный лимит и не буду больше заводить валюту», – говорит Домуз.
Помогут ли такие решения финансовому рынку?
Банкиры оценивают эффективность мер НБУ как временную. «Попытка разделить межбанковский рынок, работающий в режиме фиксированного курса, с наличным рынком – это хороший тактический шаг. По моим наблюдениям, запрет оплаты всего «некритического» импорта привел к тому, что большая часть сделок ушла в тень. Соответственно, расчеты наличной валютой в бизнесе выросли в объемах, что увеличило спрос на нее. В итоге мы увидели, как курсы наличного черного рынка и безналичный доллар расходятся», – говорит член Совета НБУ Виталий Шапран.
По его словам, решение снова выпустить банки на рынок наличной валюты – один из методов борьбы с черным рынком и валютным дефицитом. «Думаю, как тактический шаг оно может быть действенным. Однако в долгосрочной перспективе нам все равно нужно возвращаться к довоенной модели работы межбанковского рынка. Скорее всего, в течение июня это может произойти», – прогнозирует банкир.
Вместе с тем это не решает проблемы гигантского теневого валютного рынка, который процветает на неподконтрольных Украине территориях, но связан с финансовым рынком Украины. К примеру, по имеющейся у Mind информации, курс гривны в населенных пунктах, временно оккупированных рф, составляет под 40 грн за доллар.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].