Бюджетная яма или налоговый рай: как власти пытаются увеличить поступления в бюджет

Бюджетная яма или налоговый рай: как власти пытаются увеличить поступления в бюджет

И почему особо не стоит рассчитывать на уменьшение сборов

Цей матеріал також доступний українською
Бюджетная яма или налоговый рай: как власти пытаются увеличить поступления в бюджет
Фото: depositphotos.com

По итогам 2022 года дефицит государственного бюджета может достичь $50 млрд, это порядка 30–35% ВВП Украины. Такой прогноз озвучил Олег Устенко, экономический советник Офиса Президента. Чтобы покрывать этот дефицит, Украине нужно в месяц не менее $5 млрд. Хотя тот же Устенко ранее заявлял, что в июле дефицит госбюджета составил уже почти $9 млрд.

Средств на пополнение госказны катастрофически не хватает. Даже несмотря на то, что Нацбанк постоянно печатает деньги (с начала войны эмиссия превысила 250 млрд грн), а международные партнеры выделяют Украине помощь (с 24 февраля по 4 августа объем такой помощи составил $14 млрд).

По идее большую часть финансирования должны обеспечивать налоговые поступления. Но это в мирное время. Сейчас же, как признался в интервью The Wall Street Journal министр финансов Украины Сергей Марченко, налоги покрывают всего около 40% государственных расходов.

Поэтому и правительство, и депутаты озвучивают разные налоговые инициативы, которые (в теории) должны обеспечить пополнение бюджета. Mind решил разобраться, что это за инициативы и как они повлияют на налогоплательщиков.

Налоги на импорт

Напомним, что с июля Верховная Рада вернула налогообложение импорта, которое депутаты временно упразднили весной. Речь идет об уплате таможенной пошлины и НДС. Возврат импортных налогов, в свою очередь, привел к росту налоговых поступлений в июле.

«Исполнение бюджета таможней в июле выросло вдвое – до 23 млрд грн. Таким образом, нам удалось несколько возобновить поступления по таможне благодаря возобновлению импортных налогов», – сообщил в интервью «Интерфакс-Украина» глава налогового комитета Рады Даниил Гетманцев. Но при этом он сделал оговорку, что это все равно «…вдвое меньше, чем было запланировано».

Поэтому импорт хотят обложить налогами еще сильнее. В конце июля появилась информация, что Минфин готовит законопроект о дополнительном сборе на импортные товары в размере 10%. Ее подтвердил непосредственно Марченко, который заявил, что концепция такого сбора еще прорабатывается. Один из вариантов – это уплата импортерами 10% с каждой сделки по покупке валюты, которая необходима для расчета с зарубежными поставщиками за товары и услуги.

Эксперты считают, что появление такого налога приведет к очередному взлету цен прежде всего на топливо, многие лекарства и на продукты питания. Если, конечно, Минфин не предусмотрит в соответствующем законопроекте список критического импорта, на который упомянутый сбор распространяться не будет. К слову, инфляция в июле (год к году), по данным Госслужбы статистики, превысила 22%.

Налоги на топливо

Не отказывается власть и от идеи увеличить налогообложение моторного топлива. В течение первых недель после начала войны Рада приняла законопроект № 7137-д (сейчас это закон № 2120-IX) о введение «нулевой» ставки акциза на бензин, дизельное топливо и сжиженный газ, и о снижении с 20% до 7% ставки НДС на ввозимое в Украину горючее.

Но с тех пор и представители Кабинета Министров, и депутаты говорят о том, что топливные налоги нужно возвращать. В итоге, 14 августа лично премьер-министр Денис Шмыгаль внес в Раду законопроект №7668 о фиксированной ставке акциза в размере 100 евро за 1000 литров для всех видов топлива: начиная от бензина и заканчивая сжиженным газом.

Глава консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн заявил, что не очень понятно, почему правительство выступило с идеей единой, а не дифференцированной ставки акциза. С другой стороны, по словам эксперта, это «лайт-вариант» налогообложения. Потому что до войны размер акциза, в зависимости от вида топлива, находился в диапазоне от 52 до 213,5 евро за тонну.

Кроме того, как считает Куюн, даже несмотря на акциз роста цен на топливо пока можно не бояться. «Мировые цены за последнее время ощутимо просели, что создает потенциал для снижения цен в Украине на 3–4 грн/л», – объясняет Сергей Куюн.

Шансы, что парламент примет этот законопроект, довольно высокие. Дело в том, что правительство планирует дополнительно получать от акциза на топливо 2–3 млрд грн. Об этом сообщил министр инфраструктуры Александр Кубраков. Он уточнил, что эти средства пойдут на восстановление разрушенных в результате боевых действий дорог.

Кстати, Кабмин на этапе разработки топливного законопроекта планировал внести в него норму о возврате 20% НДС на топливо. Но депутат от партии «Голос» Ярослав Железняк сообщил, что правительство от этой идеи все-таки отказалось.  

Реформа «10-10-10»

В середине августа появилась концепция новой налоговой реформы под условным названием «10-10-10». Суть этой модели налогообложения заключается в том, что налог на прибыль, НДФЛ и НДС взимаются по единой ставке 10% (сейчас базовые ставки – 18%, 18% и 20%). Кроме того, остается военный сбор, но его ставка вырастает вдвое – с нынешних 1,5% до 3%. В то же время полностью упраздняется единый соцвзнос (ЕСВ).

Также наряду со снижением налоговых ставок произойдет почти полная отмена всех налоговых льгот, усиление ответственности за нарушение налогового законодательства, а фискальные органы получат доступ к информации о банковских счетах налогоплательщиков.

Инициатором этой налоговой реформы является замглавы Офиса Президента Ростислав Шурма. А в ее разработке участвовали эксперты таких структур, как Ukraine Economic Outlook, Институт будущего и Advanter Group. Как написал на своей странице Facebook ведущий экономист Ukraine Economic Outlook Михаил Кухар, концепция реформы основана на:

  • сокращении налогообложения труда, базового потребления и инвестиций;
  • увеличении налогообложения загрязнения окружающей среды, добычи полезных ископаемых, потребления сигарет, алкоголя и нефтепродуктов;
  • минимизации дискреции (права налоговых органов трактовать законодательство в свою пользу. – Mind), в том числе за счет замены налога на прибыль на налог на выведенный капитал;
  • имплементации инструментов для перехода на cashless-экономику.

По словам Кухара, внедрять такую налоговую модель нужно было еще с 1 января 2022 года. Но, поскольку этого не произошло, эксперт очень рассчитывает на то, что «10-10-10» будет запущена хотя бы с 1 января 2023 года.

«При сохранении текущей налоговой практики бизнес все больше будет переходить в тень или выезжать из страны. Как результат – в перспективе нескольких лет общая налоговая база страны будет сжиматься, уровень жизни населения падать, а экономика перейдет к затяжной стагнации», – озвучивает неутешительные перспективы эксперт.

Впрочем, Ростислав Шурма признался, что единства по поводу предложенной налоговой реформы в верхнем эшелоне власти нет. Это подтвердил в беседе с Mind один из разработчиков упомянутой концепции. По его словам, активно поддерживает и продвигает новую налоговую модель министр экономики Юлия Свириденко. Но у нее есть серьезные оппоненты в виде Сергея Марченко и Даниила Гетманцева, которые лоббируют идею увеличения налогового давления.

Учитывая плачевную ситуацию с наполнением госбюджета, высока вероятность, что именно аргументы в пользу повышения налоговых ставок получат больший перевес. Потому что ни Кабмин, ни большинство депутатов попросту не захотят экспериментировать с налоговой либерализацией в условиях войны.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно