«Урожай-2023 в Украине буде ниже: 30% сокращения площадей и 5–7% – инвестиций»
Один из крупнейших поставщиков ресурсов для АПК – о синергии биологических и синтетических препаратов, военных изменениях в индустрии и прогнозах на урожай

Биопрепараты использовались человеком задолго до появления синтетических удобрений. Наука и технологии, основанные на понимании физиологических механизмов растений и их взаимодействия с почвенным микробиомом, сделали возможным их развитие на отраслевом уровне.
Новости о применении муравьев как природного врага вредителей или использование веществ по принципу антиферомонов, чтобы отвадить насекомых с посевов, прошли стадии «блажь» – «интересный эксперимент» – «многообещающие результаты» – «разработка» и к сегодняшнему дню сформировали миллиардную нишу биопрепаратов, став полноценной составляющей высокотехнологичного сельского хозяйства, которая стабильно растет.
Бурные события последних трех лет – пандемия COVID-19, разорванные логистические цепочки, приведшие к усугублению продовольственного кризиса, рекордные цены на энергоносители и полномасштабное вторжение россии в Украину казалось, должны были, снизить актуальность экологической повестки и курс на sustainable agriculture.
Можно констатировать, что этого не произошло.
Лучшим индикатором перспективности биопрепаратов являются инвестиции в это направление большого бизнеса и в первую очередь – транснациональных гигантов. Два года назад мировой лидер агрохимического рынка, Syngenta Group, закрыла сделку по приобретению компании Valagro, лидера в области биостимуляторов и специальных питательных веществ с более чем 40-летней историей и штаб-квартирой в Атессе, Италия. В Украине, где Syngenta – прямо или опосредованно – присутствует с первых лет независимости, компания также предлагает аграрному рынку биопрепараты, комбинируя их применение с традиционными синтетическими продуктами.
О том, как реалии 2022 года повлияли на бизнес компании, поведение фермеров и как во время войны найти место для инноваций, Mind рассказал директор по маркетингу СЗР компании «Сингента Украина» Константин Иванюк.
– 6 октября исполнилось два года, как было закрыто соглашение о приобретении Syngenta Group компании Valagro, ведущего производителя биопрепаратов. Можно уже подвести промежуточный итог – как воспринимаются в Украине биологические бренды?
– Прежде всего, нужно отметить региональную специфику, поскольку рынок биологических препаратов в Украине существенно отличается от европейского и мирового.
Все биопрепараты можно разделить на две группы – биостимуляторы и биоконтроль. Если упростить, то вторые – это биологический аналог пестицидов, а стимуляторы можно сравнить с удобрениями.
Рынка биоконтроля в Украине как такового нет. Применение биологических фунгицидов и инсектицидов пока не популярно.
По большей части в Украине представлен такой вид биопродуктов, как биостимуляторы. Этот сегмент в Украине присутствует, развивается, в нем есть мощные игроки, в том числе международные. Также есть достаточное количество препаратов локального производства.
Замечу, что в мире биостимуляторов тоже больше, чем препаратов биоконтроля, но мировой рост биопестицидной компоненты идет очень быстро, в то время, как в Украине – опять-таки пока – он практически незаметен.
«Сингента» имеет в портфеле как собственные биопрепараты, так и продукты, которые производит Valagro. Например, инновационный биостимулятор «Квантис», который был запущен в этом году и показал отличные результаты – это препарат для полевых культур. Ранее мы вывели на рынок «Изабион», это тоже мощный биостимулятор, но для специальных культур – садовых, винограда, овощей.
Использование продуктов Valagro показывает хорошие результаты в рамках устойчивого растениеводства, контроля СО2 и сохранения плодородия грунтов.
Сейчас мы активно экспериментируем с линейкой Valagro в Украине и формируем синергию технологий защиты различных препаратов. Предварительные результаты довольно многообещающие.
– Мировой рынок биологических препаратов растет на 8% в год. Китайский – на 18%. Какая динамика в Украине?
– Если брать категорию биостимуляторов, то в зависимости от продукта рост может быть от 5-15%. Здесь украинский рынок полностью совпадает с общемировым трендом и растет, просто на нем нет компоненты биоконтроля или она минимальна.
– Учитывая небольшие физические объемы этого рынка, пока это все равно выглядит как дань моде.
– Прежде всего, это глобальный тренд. Только вопрос времени, когда он полноценно придет в Украину, но это именно «когда», а не «если».
В мире взят курс на снижение нагрузки почв синтетическими препаратами. Европейская Green Deal подразумевает к четвертому кварталу 2024 года вывод из оборота в странах Евросоюза примерно половины действующих веществ синтетических пестицидов.
Это просто не может не затронуть Украину, а сроки, когда это произойдет зависят от оперативности гармонизации нашего законодательства с европейским. Но развиваться этот рынок будет даже без принуждения «сверху». Просто в случае с административной директивой это произойдет быстрее.
То, что за био – будущее, это очевидно. «Сингента» именно поэтому инвестирует в это направление и делает большую ставку на биопродукты, и поэтому происходят такие сделки, как покупка Valagro.
– Если за био – будущее, то как тогда избежать каннибализма с синтетической частью бизнеса?
– Мы не рассуждаем в контексте «или/или». Как минимум пока и как минимум в Украине.
Будущее – в синергии применения синтетических и биопрепаратов в рамках одной технологии защиты. И наши опыты показывают, что такая синергия есть и в итоге дает дополнительную прибыль клиенту.
– Если говорить о законодательной основе рынка биопрепаратов, то что здесь может и должно быть сделано?
– Законодатель – и мне кажется это справедливо для любой отрасли –должен отойти от категории «заставлять» в пользу стратегии «стимулировать».
Прежде всего, со стороны государства нужно способствовать ответственному применению синтетических препаратов. Пока этим занимаемся в основном мы. Образовываем, проводим семинары, инвестируем в исследования. Без лишней скромности – мы очень эффективны в этом, но на уровне отрасли определяющими всегда будут позиция и проактивность регулятора.
С точки зрения стимулирования использования биопрепаратов возможно стоит посмотреть на их регистрацию как на отдельный процесс. Он явно должен отличатся в сторону либерализации от процедуры регистрации синтетических продуктов.
Чем разумнее и проще в стране процесс регистрации, тем быстрее инновации приходят на такой рынок.
– А почему вы не упоминаете фактор цены, который может стимулировать использование биопрепаратов?
– Потому что фактор цены вообще сложноприменим, когда процессы в АПК не линейны.
Начнем с того, что сама по себе цена на единицу – литр или килограмм – мало о чем говорит. У разных продуктов разная концентрация, разные действующие вещества и даже в рамках одного класса продуктов может быть разная норма внесения – одного нужно пол-литра на гектар, а другого – 50 мл. Поэтому значение имеет итоговая цена на гектар и что мы покупаем за эту цену.
Мы покупаем определенную эффективность. Избавление растений от болезней, вредителей и т.д. В части биостимуляторов нашей целью может быть, например, удлинение вегетационного периода, какие-то коррекции по накоплению полезных веществ, повышение содержания сахара в плодах, борьба со стрессом растений и т.д. В спектр того, что мы получим, нужно добавлять не только прямой эффект избавления от вредителей и т.п., или рост урожая в бункерном весе – но и сопутствующие результаты.
Например, уровень пестицидной нагрузки на почву, соблюдение принципов Sustainable agriculture, премия к цене за лучшее качество, доступ на экспортные рынки – все эти преимущества нужно суммировать и учитывать, какие из них нужны клиенту в конкретной ситуации.
Есть технологические ниши, в которых биопрепараты будут иметь преимущество перед синтетическими и даже быть безальтернативными. Цена в таком случае становится вторичным параметром.
Именно выявлением и формированием таких ниш мы сейчас и занимаемся, так как в Украине еще очень мало знаний, как оптимально соединить технологии и получить максимальный эффект.
– Какой процент фермеров, по вашим оценкам, осознанно, а не в качестве разового эксперимента применяет в Украине биопрепараты?
– В Украине всего 40 000 + фермерских хозяйств, но я могу предположить, что нет ни одного, кто не знал бы, что такое биостимуляторы и ни разу их не пробовал бы в том или ином виде.
Развитие биоконтроля в Украине также неизбежно. Я уверен, оно начнется с тех ниш, где это будет приносить наиболее очевидные эффекты.
Есть продукты, которые очень чувствительны к этой составляющей, как правило, это продукты, которые потребляются без обработки, свежими, сразу с грядки и которые долго не хранятся. Например, голубика и вообще любые ягоды. Для этой ниши биоконтроль безусловно очень перспективен, расцвет начнется оттуда.
– Очевидно, что в перспективе на рынке должно установиться равновесие между синтетическими и биологическими препаратами. Какое соотношение между этими категориями вы считаете оптимальным?
– Смотря как мерять. Если в обрабатываемых площадях, то это может далеко расходиться с денежным эквивалентом.
Тем не менее, биостимуляторы – это отличный элемент технологий, чье применение экономически оправдано и возможности которого не исчерпаны.
По нашим прогнозам, в перспективе система защиты растений будет повсеместно дополняться стимуляторами. То есть этот элемент станет настолько общепринятым и настолько востребованным, что его распространенность будет близка к 100% обрабатываемых площадей.
В части биопестицидов ситуация сложнее и прогноз является производной от динамики макродвижений в мире и в Украине. Здесь огромное влияние окажет регуляторное поле – максимально этот сегмент будет стимулировать административный фактор.
– Полученный Украиной статус кандидата в члены Евросоюза будет стимулировать развитие биологической составляющей сельского хозяйства?
– Европа движется в этом направлении значительно быстрее, чем Украина. Синхронизация процессов зависит от того, как быстро произойдет гармонизация законодательства. Если этот процесс ускорится – соответственно, будем догонять.
– Учитывая связанные с войной повышенные риски в АПК, не считаете ли вы, что аграрии будут отдавать предпочтение более привычным решениям с гарантированным результатом?
Я хотел бы прояснить позиционирование этой категории товара.
Неправильно считать, что биостимуляторы – это какая-то факультативная штука, без которой можно было бы обойтись, но если есть лишние деньги, то почему бы не попробовать. Это в корне не так. Допускаю, что на рынке есть практика применения по принципу «сосед сделал, ну и я попробую», но это частные случаи, обусловленные непониманием. Применение биопрепаратов – это просчитанный элемент технологий либо реакция на определенную ситуацию.
Когда мы говорим о реакции на абиотические факторы, например, если был возвратный заморозок и надо выводить растения из стресса под угрозой существенных потерь, то применение биостимуляторов часто оказываются единственным вариантом действий.
Если посевы прибило градом – то тут война, не война, но нужно реагировать, корректируя технологию. В таком случае фермер понимает, что он доинвестируя процент к затратам на гектар, взамен получит понятный эффект. В этом смысле все трагические обстоятельства 2022 года радикально не повлияют на класс препаратов, которые призваны бороться со стрессом растений, так как цена отказа от них слишком высока.
И когда продукт становится объективной необходимостью, то вопрос не стоит «применять или не применять».
Вопрос в том, есть ли на это деньги или возможность их привлечь.
– То есть этот сегмент просел равномерно со всем рынком?
– Основное проседание на рынке обусловлено временно выпавшими из оборота площадями. Из-за оккупации то, что мы называем addressable area на данный момент уменьшилось на 30%. В эту оценку входят как недоступные площади, так и загрязненные взрывоопасными элементами территории, где пока невозможно безопасно работать. Физическое уменьшение площадей – это основной фактор, который повлиял на рынок продуктов для АПК.
Если посмотреть на те площади, которые остаются в обороте, то инвестиции на гектар имеют тенденцию снижаться. Это произошло в этом году и еще больше усилится в следующем. Наш прогноз проседания инвестиций на гектар в долларе составляет 5-7% в 2023 году к 2022 в первую очередь из-за нехватки ликвидности.
– Зерна много, а денег нет?
– Именно так.
Надо учитывать, что к текущему сезону запасы ресурсов, например, семян, были сформированы загодя; большинство фермеров понесли максимальные затраты до 24 февраля. В 2023году ситуация будет другая.
Сельхозпроизводитель будет смотреть на продукт и корректировать элементы технологий, стремясь добиться эффективности при сокращении затрат. Если денег нет – то их нет.
– Отсюда возникла схема оплаты за ресурсы зерном?
– Она возникла раньше, но да, в этом году она существенно расширилась. Мы взяли на себя трейдерские функции и стараемся сами превратить это зерно в деньги.
– Если фактор цены выходит на первый план, то можно ожидать расширения серой части рынка, где продукт априори дешевле?
– «Серость» бывает разного оттенка.
Есть контрафакт – то есть ввезенный нелегальным путем продукт, который является аналогом зарегистрированного в Украине. Тут все будет зависеть от качества контроля на границах.
А есть подделка – то есть товар, который выглядит как товар, но таковым не является. Не исключено, что будут те, кто воспользуются ситуацией и попробуют увеличить производство поддельных препаратов, предлагая их дешевле, но мы к такому развитию событий готовы.
– Можно предположить, что урожай 2023 года в Украине будет ниже, чем в 2022?
– Минус 30% площадей и минус 5-7% сокращения инвестиций в интенсивность формируют довольно напряженную картину.
Сыграет роль сокращение предложения удобрений. Это необходимый элемент и если его физически нет – то этому нечего противопоставить.
При уменьшении урожайности необходимо адаптировать систему защиты растений. Это то, что мы видим в перспективе следующего года и с чем идем к фермеру.
– Осенняя посевная подтверждает ваши ожидания?
– Пока сложно сказать, так как повсеместные дожди стопорили работы. Мы ожидаем расширения технических культур, в первую очередь рапса, на фоне уменьшения посевов кукурузы и возможно колосовых зерновых.
– В чем логика таких изменений?
– На технические культуры установилась относительном привлекательная цена, хотя спред между внутренним и внешним рынком огромный. Их легче переработать, продать экспортировать, это питает их популярность.
Есть вопрос перераспределения и географического расположения зон выращивания определенных культур.
Например, половина подсолнечника у нас сеялась на Юго-Востоке. Из-за высокой концентрации, потери в этом сегменте можно оценивать сразу в 50%, а не 30%, как в среднем по отрасли. Но за счет перераспределения площадей, это проседание будет частично компенсировано.
Компенсировано в первую очередь за счет кукурузы, которую сложнее вырастить, хранить и продать. В общем, слишком большая роскошь по нынешним временам. Поэтому у нас пессимистичные ожидания по этой культуре, и консервативные – по зерновым колосовым, то есть озимой пшенице и ячменю.
Но нужно оговориться, что от наших клиентов-фермеров поступают разные сигналы. Кто-то планирует сохранить площади, кто-то наоборот. Это очень коррелируется с месторасположением: чем западнее находится фермерское хозяйство, тем более масштабные у него планы.
Мы готовы к снижению площадей вплоть до того, что часть полей останется под паром. Но это не будет массовым явлением. Чтоб половина фермеров не вышла в поле – это невозможно.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы приглашаем вас стать частью Mind Club. Для этого необходимо оформить подписку за $7 в месяц.
Нам очень важна ваша поддержка!
Почему мы вводим платную подписку?
Настоящая качественная и независимая журналистика требует много времени, усилий и затрат, это действительно не дешево. Но мы верим в перспективы деловой журналистики в Украине, потому что верим в перспективу Украины.
Именно поэтому мы создаем возможность платной ежемесячной подписки – Mind Club.
Если вы читаете нас, если вам нравится и вы цените то, что мы делаем, – предлагаем вам вступить в сообщество Mind.
Мы планируем развивать Mind Club: объем материалов и доступных сервисов и проектов. Уже сегодня, все члены клуба:
- Помогают создавать и развивать качественную независимую деловую журналистику. Мы сможем и в дальнейшем развиваться и повышать качество наших материалов.
- Получают свободный от баннерной рекламы сайт.
- Получают доступ к «закрытым» материалам Mind (к ежемесячному выпуску, в котором мы исследуем и анализируем, как работают целые отрасли, к еженедельным аналитическим итогам).
- Свободный доступ к ивентам Mind для подписчиков и специальные условия на другие события Mind.
- Smart Power. Владельцы бизнеса, которые станут подписчиками Mind, получат доступ к агрегатору системных нарушений от аналитиков Mind и партнеров «Cкажи.uа». Если у вашего бизнеса возникли проблемы с непорядочными чиновниками или конкурентами – мы проанализируем, является ли их поведение системным, и вместе сможем решить эту проблему.
- Мы и в дальнейшем будем развивать Mind и добавлять полезные журналистские рубрики и сервисы для вашего бизнеса.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости. Поддержите нас всего за 196 грн в месяц.
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].