В 2024-й – с долларом по 39 гривен. Прогнозы для валютного рынка на начало нового года
И почему девальвация становится неизбежной
Угроза девальвации гривны усиливается: к концу 2023 года валютный курс плавно пошел на снижение. На 1 декабря наличный курс находился около отметки 37 грн/$, к 31 декабря он достиг почти 39 грн/$. Официальный курс, несмотря на свою формальную независимость от Нацбанка (с 3 октября официальный курс формируется исходя из спроса-предложения на межбанке), вплоть до начала декабря держался вблизи 36 грн/$. К концу года он добрался до 38 грн/$. То есть только за месяц девальвация составила порядка 4–5%.
Развитие событий на валютном рынке в 2024 году будет зависеть от ситуации на фронте, от обстрелов инфраструктуры (энергетической, логистической), от общего макроэкономического тренда, а также от внешнего финансирования Украины и от способности Нацбанка гасить всплески спроса на валюту за счет золотовалютных резервов.
По крайней мере, в первые пару месяцев 2024-го с курсом ничего катастрофичного не случится. Прогнозы говорят о том, что колебания останутся в нынешних пределах – 38–39 грн/$.
«Есть основания считать, что в январе тактика «мягкого» вмешательства НБУ в межбанк сохранится во избежание каких-либо негативных явлений на рынке. Главное – это соблюдение баланса между спросом и предложением», – считает Тарас Лесовой, начальник департамента казначейства банка «Глобус».
А вот дальше не исключена более серьезная девальвация. И насколько она может быть глубокой – вопрос.
Что происходило с курсом в 2023 году и почему. Итоги 2023 года продемонстрировали способность валютного рынка сохранять устойчивость в условиях затяжной войны. В течение года курс даже укрепился более чем на 6% с 40,5 грн/$.
Изменение курса гривны к доллару в 2023 году
Безусловно, большую роль в этом сыграли валютные ограничения и обильные интервенции со стороны НБУ (за январь – декабрь Нацбанк продал на валютном рынке почти $29 млрд). Но еще летом регулятор начал постепенно ослаблять ручное влияние на курс. И, как мы видим, обвала гривны не случилось.
«Длительное время относительную стабильность национальной валюты поддерживали жесткое административное регулирование, существенные вливания в виде грантов и займов. Это было допустимо с учетом значительной международной финансовой поддержки, внутренней и внешней толерантности к действиям украинских властей – даже непопулярные валютные и финансовые решения находили объяснения в начале войны», – комментирует Виктор Шулик, директор департамента управления проектами рейтингового агентства IBI-Rating.
На валютном рынке до сих пор сохраняется определенный запас прочности, который по инерции может удерживать курс в текущих рамках. А именно:
- Макроэкономическая ситуация остается вполне благоприятной: рост ВВП в ІІІ квартале (год к году) составил 9,3%, за весь год ВВП вырастет на 4–5%; инфляция в ноябре (год к году) составила 5,1%, за весь год ее уровень будет менее 6%; бизнес-активность восстанавливается, о чем свидетельствуют результаты ежемесячных опросов НБУ.
- Объем международного финансирования в 2023 году покрыл большую часть бюджетного дефицита: сумма средств, перечисленных партнерами (как грантов, так и кредитов), превысила $40 млрд, только в декабре поступило $5 млрд.
- Золотовалютные резервы по-прежнему держатся на максимальном уровне ($39 млрд на 1 декабря) и позволяют покрыть в случае чего пять месяцев критического импорта.
- Кабмин и НБУ в 2023 году не прибегали к эмиссионному финансированию госбюджета, при этом произошла активизация внутреннего рынка заимствований, но без участия Нацбанка: сумма ОВГЗ в обращении с 1 января по 31 декабря выросла на 200 млн грн, до 1,59 млрд грн.
- Валютный рынок показал эмоциональную устойчивость к разного рода вызовам и новостям. Например, серьезных колебаний не было ни тогда, когда НБУ отказался от фиксированного официального курса, ни после того, как Нацбанк дал возможность банкам и обменникам продавать наличную валюту населению без ограничений.
Что угрожает курсовой стабильности? К концу 2023 года девальвационные настроения начали нарастать. Одним из факторов ослабления гривны стал постепенный переход НБУ к гибкому курсообразованию. Но это был ожидаемый сценарий. А вот нехватка международного финансирования, о которой начал предупреждать Нацбанк осенью, из угрозы эфемерной спустя пару месяцев превратилась в угрозу реальную.

У Кабинета Министров нет четкого плана, где Украина возьмет в 2024 году около $37 млрд на покрытие бюджетного дефицита и финансирование критических потребностей. Министр экономики Юлия Свириденко призналась, что без денег партнеров в январе могут начаться задержки с выплатами зарплат бюджетникам.
Если же вернуться к валютному рынку, то нехватка внешнего финансирования приведет к тому, что НБУ не сможет пополнять ЗВР. А значит, Нацбанк будет экономить резервы и сократит интервенции, что, в свою очередь, приведет к ослаблению гривны.
Правда, пока сокращения интервенций не наблюдается – в декабре НБУ еженедельно продает на межбанке до $1 млрд. Так как под конец года спрос на валюту возрастает, Нацбанк, скорее всего, решил этот спрос погасить. А вот с января может начаться режим жесткой экономии резервов.
Объемы интервенций НБУ (продажа валюты) в ноябре – декабре, $ млн
06.11-10.11.23 | 389.10 |
13.11-17.11.23 | 721.15 |
20.11-24.11.23 | 522.10 |
27.11-01.12.23 | 739.50 |
04.12-08.12.23 | 546.00 |
11.12-15.12.23 | 863.71 |
18.12-22.12.23 | 978.40 |
25.12-29.12.23 | 892.67 |
Данные НБУ
Отрицательно влияет на курс стагнация экспорта. По данным Гостаможни, за девять месяцев 2023 года поступления от продажи украинских товаров за рубеж год к году сократились на 18%, до $27 млрд. Хотя импорт продолжает расти. Соответственно, падает приток валютной выручки в Украину, которая является «топливом» для межбанковского рынка. И если сейчас НБУ нехватку предложения валюты компенсирует за счет интервенций, то в 2024 году, как уже было сказано выше, эти интервенции могут существенно сократиться.

Не стоит недооценивать влияние панических настроений на устойчивость гривны. Условно говоря, если станет понятно, что партнеры денег не дают, на фронте продвижения нет, логистика украинского экспорта буксует, это тоже может сделать вклад в раскачку курса.
Причем снятие блокады на границе между Украиной и соседними странами – это история с двумя разными финалами. Один из них – увеличение экспорта, а второй – рост импорта, который вымывает валюту из страны. «То есть снятие блокады может возобновить рост импорта и еще сильнее пошатнуть торговый баланс», – объясняет Юрий Гриненко, начальник управления казначейских операций банка «Кредит Днепр».
Каким будет курс гривны в первые месяцы 2024 года. События на валютном рынке в начале 2024 года могут развиваться по двум сценариям.
Первый предусматривает, прежде всего, возобновление международного финансирования и восстановление логистики. При этом НБУ продолжает постепенно двигаться в сторону более мягкой монетарной политики и поэтапно снимает валютные ограничения.
Такой ход событий позволит как минимум до марта держать официальный курс в диапазоне 37–38 грн/$, а наличный – в пределах 38–39 грн/$.
Второй сценарий учитывает риски срыва или задержки международного финансирования, перебои с экспортом, нарастание напряженности на фронте (из-за проблем с боеприпасами, вооружением, с мобилизацией), падение бизнес-активности.
«В числе девальвационных факторов при условии сокращения валютного финансирования из-за рубежа – потребность собирать больше налогов в бюджет для покрытия расходов, необходимость беречь ЗВР под возможные выплаты кредиторам, попытка выровнять платежный баланс», – уточняет Виктор Шулик.
В этом случае курс уже І квартале 2024 года может пробить отметку в 41 грн/$. Дальнейший разгон девальвации будет зависеть только от действий Кабмина и НБУ.
По сути, Нацбанку придется снова ужесточать монетарную политику и увеличивать поддержку гривны в ручном режиме за счет резервов. Как справедливо замечает Юрий Гриненко, темпы роста курса будут напрямую зависеть не только от объемов международной финансовой помощи, но и от готовности НБУ расставаться с резервами.
+++++

В итоге, нельзя исключать самый радикальный сценарий, при котором Нацбанк все-таки решится возобновить эмиссию гривны, внедрить принудительную продажу части валютной выручки и снова ограничить продажу валюты населению. Но есть надежда, что до этого все-таки не дойдет.
«По большому счету укрепление гривны не очень выгодно ни НБУ, ни бюджету, ни кредиторам. Но и сильно ослаблять гривну тоже не вариант – кроме негативных социальных последствий это может привести к кризису неплатежей и банкротствам», – резюмирует Виктор Шулик.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].