Львов – музыкальная столица: как проходил III фестиваль LvivMozArt

Львов – музыкальная столица: как проходил III фестиваль LvivMozArt

И как организаторам удалось в очередной раз «породнить» музыку с литературой

Цей текст також доступний українською
Львов – музыкальная столица: как проходил III фестиваль LvivMozArt
Фото: LvivMozArt

Первая декада августа в западной столице страны прошла под знаком Третьего фестиваля LvivMozArt. В этот период город уже традиционно пестрел афишами, на улицах и внутри локаций торговали фестивальными сувенирами, нарядная публика целыми днями сновала между Оперным театром, филармонией, старым трамвайным депо (оригинальное место проведения нескольких ярких проектов) и дворцом Потоцких, где проходила выставка, посвященная связи Львова с музыкальной династией Моцартов – всего программа насчитывала 25 событий за девять дней.

Бэкграунд

Львов – город, напрямую связанный с потомком Моцартов-музыкантов – сыном великого композитора и внуком Леопольда – отца гения венской классики, известного скрипача, композитора и педагога ХVIII века, автора весьма уважаемого по сей день пособия по обучению игре на скрипке. Жизнь Леопольда, придворного зальцбургского композитора, не связана напрямую с Украиной. Как и его знаменитого сына. Но Франц Ксавер, младший потомок великого Вольфганга Амадея, прожил 30 лет в Лемберге, как и сегодня называют Львов немецкоязычные гости.

Украина является единственной страной в Восточной Европе, имеющей отношение к прославленной семье. Благодаря инициативе дирижера Оксаны Лынив недавно Львов официально включен в культурный маршрут «Европейские тропы Моцарта», который объединяет 11 стран. «Династия Моцартов: Музыка и Литература» – так называется выставка по случаю 300-летия со дня рождения основателя музыкальной династии – Леопольда. 

Связь двух видов искусства и стала «красной нитью» Третьего моцартовского фестиваля во Львове: тут одновременно широко отмечалось и 125-летие со дня рождения уроженца города Броды Львовской области, известного писателя и журналиста Йозефа Рота (1894-1939).  Судьба его самого и его семьи сложилась трагически. Сам писатель в мае 1939 года, узнав о самоубийстве друга, рухнул на землю и вскоре скончался. Ранее, в начале 1930-х его супруге был поставлен диагноз «шизофрения», а в 1940 году, уже после смерти мужа, ее как душевнобольную убили нацисты.

Фестивальные изюминки

Первым впечатлением от фестиваля стал моноспектакль «Зеркало» по роману Йозефа Рота, показанный в помещении старого трамвайного депо. На сцене дуэт в составе французского  композитора и пианиста-импровизатора Стефано Олива и цирковой акробатки-балерины Мелиссы фон Вепи в идеальном взаимодействии разыграл впечатляющую «воздушную» пластическую драму. Спектакль – короткий и очень динамичный – удивил синкретичным единством музыки и пластики.

Львов – музыкальная столица: как проходил III фестиваль LvivMozArt
Моноспектакль «Зеркало»
Фото: LvivMozArt

Вечером того же дня в опере состоялся концерт Баварского молодежного симфонического оркестра/BLJO из Мюнхена. 110 оркестрантов в возрасте от 13 до 20 лет живут и учатся в разных уголках Баварии, трижды в год собираясь на каникулах, чтобы оттачивать мастерство оркестровой практики.

Играли серьезную программу. Под руководством швейцарского дирижера Николаса Раусса подростки продемонстрировали «Трагическую увертюру» Й.Брамса, затем проаккомпанировали «Песни странствующего подмастерья» Густава Малера.  С ними выразительно, тонко, вдохновенно, технически безукоризненно пела Наталья Боева – живущая в Германии выпускница Санкт-Петербургской консерватории, прекрасно обученная меццо-сопрано.

Львов – музыкальная столица: как проходил III фестиваль LvivMozArt
Наталья Боева в сопровождении Баварского молодежного симфонического оркестра / BLJO
Фото: Назарий Пархомик / LvivMozArt

Супер-финалом, большой музыкальной победой молодых баварцев стала поздне-романтическая симфоническая поэма Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра» по мотивам философского трактата Фридриха Ницше (еще один тандем музыки и литературы). Штраус передает сложное содержание в девяти частях, следующих за литературным первоисточником, наполняет технически сложную масштабную партитуру  многочисленными непростыми соло и ансамблями отдельных инструментов. Долгие овации и крики «Браво» не могли передать всего восторга зрителей.

Для Украины опыт молодежных оркестров не нов. Вспомнилось, как в конце 1994 года симфонический оркестр учеников 8-11 классов КССМШ им. Лысенко предпринял трехнедельный гастрольный тур по городам Нидерландов и Бельгии. Тоже везли серьезную программу: фортепианный концерт Нино Рота, «Кармен-сюиту» Бизе-Щедрина. Собрали аншлаг в Концергебау, записали компакт на Verdi Records, ровесники баварцев играли креативно, звучали не хуже.

Следующий фестивальный день был очень насыщенным. Сначала в опере показали чудесную программу для самых маленьких «Путешествие с Моцартом в Прагу», где артистичная, веселая ведущая Наталья Рыбка-Пархоменко, наряженная барышней ХVIII века, живо увлекла 2-8-летних детей в мир музыки, с улыбкой рассказала о музыкальных инструментах, премьере «Пражской симфонии» взрослого экс-вундеркинда в Чехии.

Львов – музыкальная столица: как проходил III фестиваль LvivMozArt
Наталья Рыбка-Пархоменко и львовский Фестивальный оркестр
Фото: Сергей Севяков / LvivMozArt

А львовский Фестивальный оркестр под управлением дирижера Натальи Стець (Киев) сыграл для знакомства с инструментами дуэт для скрипки и альта Соль-мажор, обработки из «Похищения из Сераля» и «Свадьбы Фигаро», затем – увертюру к этой веселой приветливой опере и, наконец, первую и третью части «Пражской симфонии». Музыканты, дружно раскачиваясь, изображали езду в карете, а дети отхлопывали ритмы, пританцовывали, повторяли движения менуэта и учились кричать «Браво!». 


Львов – музыкальная столица: как проходил III фестиваль LvivMozArt
Наталья Стець
Фото: LvivMozArt

Наталья Стець рассказала нашему изданию:

– Я перешла на 4-й курс Национальной академии Украины в классе оперно-симфонического дирижирования профессора Игоря Палкина. Но сначала училась дирижированию в классе Святослава Литвиненко на кафедре народных инструментов, играю на домре. С Оксаной Лынив познакомилась, как и другие молодые музыканты, стремящиеся к контакту с известными личностями. Была заочно знакома с ней в соцсетях. А встретились, когда она дирижировала в столице «Киевскими солистами». Попросила прислать мои видеозаписи. Они ей понравились, и Оксана пригласила меня в Грац ассистировать. Через полгода я поехала в Грац и работала в постановке «Евгения Онегина» Чайковского. В этом году получила в Киеве  работу второго дирижера Эстрадно-симфонического оркестра (главный – итальянец Луиджи Гаджеро. – Mind).

– Есть ли у вас планы на аспирантуру?

– Я заканчиваю бакалаврат. Думала о поступлении в магистратуру либо в европейский вуз. Но понимаю, что, имея в Киеве работу, я обучаюсь гораздо интенсивнее, чем это было бы в любом западном университете.

– Во Львове дирижируете не впервые?

– Да, в прошлом году с Оксаной ставила оперу «Алкид» Дмитрия Бортнянского в Свиржском замке. Очень интересная постановка open air, современная режиссерская концепция немецкого гостя Андреаса Вайриха, студенческий оркестр «Львовская барочная капела».

– А сегодня?

– Это львовский Ucrainian Festival Orchestra, который «вырос» из камерного оркестра Collegium Musicum, основанного в 2014 году дирижером Иваном Остаповичем.


Грани талантов

Ближе к вечеру в филармонии последовал дружеский «баттл» баварского и украинского молодежных оркестров. Он выглядел своеобразным «путешествием по странам», осуществленным малыми ансамблями и прошел при шумной поддержке присутствовавших в зале участников обоих коллективов.

Львов – музыкальная столица: как проходил III фестиваль LvivMozArt
Концерт-соревнование молодежи Баварского и украинского симфонического оркестров (Баварский квартет).
Фото: Назарий Пархомик / LvivMozArt
Львов – музыкальная столица: как проходил III фестиваль LvivMozArt
Концерт-соревнование молодежи Баварского и украинского симфонического оркестров (украинский квартет).
Фото: Назарий Пархомик / LvivMozArt

А в опере можно было послушать украинский проект Galician Style. Играл симфонический оркестр INSO-Львів п/у Оксаны Лынив. Первым прозвучал  Концерт для фортепиано с оркестром f-moll Васыля Барвинского. Уверенно солировала украинско-немецкая пианистка Екатерина Титова. Лирическое произведение композитор писал 20 лет (в 1917 – 1937 годах). Музыка в духе позднего романтизма, не имеющая ярких фольклорно-национальных черт. Совершенно не понятно, за что преследовался автор, сидевший в сталинских лагерях, и почему во дворе львовской консерватории показательно подвергли аутодафе эту и другие партитуры ее ректора…

Далее звучала замечательная «Украинская карпатская рапсодия» Левка Колодуба 1960 года. Дирижер Оксана Лынив мощными жестами творила яркое, глубоко национальное, захватывающее звуковое полотно.

Львов – музыкальная столица: как проходил III фестиваль LvivMozArt
Дирижер Оксана Лынив
Фото: Александр Шамов / LvivMozArt

После антракта известный «Гуцульский триптих» Мирослава Скорика по мотивам его музыки к шедевру Параджанова-Ильенко «Тени забытых предков» стал «точкой золотого сечения». Музыка, как и фильм, потрясающая. Поэтичные картины дорогого, каждым кадром запомнившегося фильма о любви Ивана и Марички встают перед глазами, и будто звучит голос героя: «А чи будемо ми в парі?»…

Последним аккордом дня стал почти ночной концерт в трамвайном депо. 83-летний израильский кларнетист Гиора Фейдман носит титул «короля кларнета». Обладая необычайным и разносторонним музыкальным талантом, музыканту удается создать особый звук, который делает его легко отличимым от других кларнетистов. Гиора – уроженец Аргентины, много лет жил и живет в Израиле и Германии. Играет, используя хрустальные мундштуки компании Clerici Pomarico, построенной в итальянском городе Чернуско-Ломбардоне (Лекко). Они генерируют особенно теплый и открытый звук по сравнению с традиционным эбонитом. Это также позволяет ему играть с определенными типами эффектов.

Львов – музыкальная столица: как проходил III фестиваль LvivMozArt
Кларнетист Гиора Фейдман
Фото: Назарий Пархомик/LvivMozArt

Фейдман дает около 200 концертов в год по всему миру, в основном в Германии. В 1993 году Стивен Спилберг пригласил его сыграть в саундтреке фильма «Список Шиндлера». «Да здравствует Гиора, его кларнет и его музыка! Он наводит мосты между поколениями, культурами и классами, и делает это с совершенным артистизмом!», – сказал Леонард Бернстайн.

С Гиорой приехал великолепный струнный «Гершвин квартет», названный по имени первого скрипача (Миши Гершковича). Все его участники – уроженцы СССР. Миша и вторая скрипачка Наталья Райтель – выходцы из Украины, альтист Владимир Куница – белорус, а виолончелист Дмитрий Горновский – родом из Казахстана.

Львов – музыкальная столица: как проходил III фестиваль LvivMozArt
Кларнетист Гиора Фейдман и струнный «Гершвин квартет»
Фото: Назарий Пархомик / LvivMozArt

Их игра и импровизация поражали. Фрейлаксы, клезмер-мелодии чередовались с безукоризненно исполненными классическими произведениями, джазовыми стандартами, народными латиноамериканскими напевами, танго Астора Пьяццоллы (Гиора – уроженец Аргентины).

Еврейская музыкальная культура действительно синтезирует все мелодическое  богатство мира. И в одном номере рядом прозвучали крошечные намеки на «Ти ж мене підманула», «Тему судьбы» Бетховена, куплеты тореадора, гопак, «Сулико», танец с саблями, «Жаворонок» Динику. Дурачились, отпускали музыкальные шутки...

Публика равнодушной не осталась: зрители вдохновенно исполняли простенькую милую песню Los Amigos уругвайского композитора Raul Jaurena, выученную тут же с голоса Гиоры, соревнуясь, кто лучше споет – дамы или джентльмены.

В последний вечер в заключительном концерте фестиваля выступили Молодежный оркестр Украины/YsOU, Львовская государственная академическая мужская хоровая капела «Дударик» и солисты: сопрано Сусанна Чахоян, меццо-сопрано Ирина Житинская, тенор Назар Тацышин и бас Сергей Магера. Под управлением Оксаны Лынив открыла вечер кантата «Первый весенний день» Франца Ксавера – сына В.А. Моцарта.

Справка: YsOU (англ. Yóuth sýmphony Órchestra of Ukráine) – молодежный симфонический оркестр Украины, организованный в 2016 году Оксаной Лынив.  Помощь в его работе оказывают Бетховенский фестиваль в Бонне, Федеративный молодежный оркестр Германии, медиа-ресурс Deutsche Welle и украинский фестиваль LvivMozArt.

 Кульминацией концерта-закрытия Третьего LvivMozArt’а стала 9-я симфония Бетховена, которая по своему замыслу и значимости давно вышла за рамки только музыкального произведения. В исполнении большого состава оркестра, усиленного хором и солистами, прозвучали первая часть и  финал «Ода к радости» – гимна Евросоюза.


Оксана Лынив дала Mind эксклюзивное интервью:

– Вы – молодая, энергичная, красивая женщина, опытный дирижер. Судя по тому, что привлекаете в проект женщин-солисток и дирижеров, вы исповедуете определенную активность в гендерном вопросе. Расскажите об этом, пожалуйста. 

– Женщины в классическом искусстве очень долго оставались в тени. И не только в професии дирижера. В 2017 году министерство культуры и образования Германии в Вundesamt’е (Федеральном бюро. – Mind) провело специальную конференцию о положении женщин в искусстве, куда я была приглашена.

Изучив вопрос, организаторы пришли к выводу, что женщины реже мужчин получают престижные приглашения, им реже выделяют большие бюджеты на  проекты. Например, женщина получает возможность снять короткометражный, а мужчина – полнометражный фильм. А исполнение одинаковых с мужчинами заказов женщинам оплачиваются на 15-20% ниже. И среди дирижеров женщин – всего 3% в мире. Считаю, что ситуацию нужно улучшать, и я становлюсь примером для талантливых молодых женщин, мы друг друга поддерживаем.

– Как возникла идея львовского фестиваля?

– Толчком стал исторический факт, жизнь сына Моцарта во Львове. Не каждый город может похвастать причастностью к подобным великим именам. Этот вопрос еще требует глубокого изучения. И рассказать о нем, по-моему, следовало не только львовянам, но и всему миру, завязать кооперацию, обмен традициями украинской и западноевропейской музыки и исполнительства.

– С какими странами осуществляется связь фестиваля?

– Фестиваль интернациональный. Два дня назад состоялся концерт сопрано из Южной Африки и тенора из Таиланда. В депо играл аргентинский кларнетист, выступал китайский пианист из Канады,  молодежный оркестр Баварии. Мы разрастаемся, и перспективы у проекта очень хорошие.

– Как осуществляется отбор в Украинский молодежный симфонический оркестр?

– В нем есть представители всех регионов нашей страны, они приехали более чем из 25 городов:  Тернополь, Черновцы, Одесса, Северодонецк, Киев, Львов, есть и переселенцы из Крыма. Отбор происходил после прослушивания в первом туре по записи, потом во втором и третьем в присутствии интернационального жюри, с обязательной программой. Возрастной ценз – 12-22 года. Это полностью социально-образовательный проект, участие в оркестре – бесплатное. В финале фестиваля оркестр играет кантату Франца Ксавера Моцарта и фрагменты 9-й симфонии Бетховена.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно