Львов – музыкальная столица: как проходил III фестиваль LvivMozArt
И как организаторам удалось в очередной раз «породнить» музыку с литературой

Первая декада августа в западной столице страны прошла под знаком Третьего фестиваля LvivMozArt. В этот период город уже традиционно пестрел афишами, на улицах и внутри локаций торговали фестивальными сувенирами, нарядная публика целыми днями сновала между Оперным театром, филармонией, старым трамвайным депо (оригинальное место проведения нескольких ярких проектов) и дворцом Потоцких, где проходила выставка, посвященная связи Львова с музыкальной династией Моцартов – всего программа насчитывала 25 событий за девять дней.
Бэкграунд
Львов – город, напрямую связанный с потомком Моцартов-музыкантов – сыном великого композитора и внуком Леопольда – отца гения венской классики, известного скрипача, композитора и педагога ХVIII века, автора весьма уважаемого по сей день пособия по обучению игре на скрипке. Жизнь Леопольда, придворного зальцбургского композитора, не связана напрямую с Украиной. Как и его знаменитого сына. Но Франц Ксавер, младший потомок великого Вольфганга Амадея, прожил 30 лет в Лемберге, как и сегодня называют Львов немецкоязычные гости.
Украина является единственной страной в Восточной Европе, имеющей отношение к прославленной семье. Благодаря инициативе дирижера Оксаны Лынив недавно Львов официально включен в культурный маршрут «Европейские тропы Моцарта», который объединяет 11 стран. «Династия Моцартов: Музыка и Литература» – так называется выставка по случаю 300-летия со дня рождения основателя музыкальной династии – Леопольда.
Связь двух видов искусства и стала «красной нитью» Третьего моцартовского фестиваля во Львове: тут одновременно широко отмечалось и 125-летие со дня рождения уроженца города Броды Львовской области, известного писателя и журналиста Йозефа Рота (1894-1939). Судьба его самого и его семьи сложилась трагически. Сам писатель в мае 1939 года, узнав о самоубийстве друга, рухнул на землю и вскоре скончался. Ранее, в начале 1930-х его супруге был поставлен диагноз «шизофрения», а в 1940 году, уже после смерти мужа, ее как душевнобольную убили нацисты.
Фестивальные изюминки
Первым впечатлением от фестиваля стал моноспектакль «Зеркало» по роману Йозефа Рота, показанный в помещении старого трамвайного депо. На сцене дуэт в составе французского композитора и пианиста-импровизатора Стефано Олива и цирковой акробатки-балерины Мелиссы фон Вепи в идеальном взаимодействии разыграл впечатляющую «воздушную» пластическую драму. Спектакль – короткий и очень динамичный – удивил синкретичным единством музыки и пластики.

Моноспектакль «Зеркало»
Вечером того же дня в опере состоялся концерт Баварского молодежного симфонического оркестра/BLJO из Мюнхена. 110 оркестрантов в возрасте от 13 до 20 лет живут и учатся в разных уголках Баварии, трижды в год собираясь на каникулах, чтобы оттачивать мастерство оркестровой практики.
Играли серьезную программу. Под руководством швейцарского дирижера Николаса Раусса подростки продемонстрировали «Трагическую увертюру» Й.Брамса, затем проаккомпанировали «Песни странствующего подмастерья» Густава Малера. С ними выразительно, тонко, вдохновенно, технически безукоризненно пела Наталья Боева – живущая в Германии выпускница Санкт-Петербургской консерватории, прекрасно обученная меццо-сопрано.

Наталья Боева в сопровождении Баварского молодежного симфонического оркестра / BLJO
Супер-финалом, большой музыкальной победой молодых баварцев стала поздне-романтическая симфоническая поэма Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра» по мотивам философского трактата Фридриха Ницше (еще один тандем музыки и литературы). Штраус передает сложное содержание в девяти частях, следующих за литературным первоисточником, наполняет технически сложную масштабную партитуру многочисленными непростыми соло и ансамблями отдельных инструментов. Долгие овации и крики «Браво» не могли передать всего восторга зрителей.
Для Украины опыт молодежных оркестров не нов. Вспомнилось, как в конце 1994 года симфонический оркестр учеников 8-11 классов КССМШ им. Лысенко предпринял трехнедельный гастрольный тур по городам Нидерландов и Бельгии. Тоже везли серьезную программу: фортепианный концерт Нино Рота, «Кармен-сюиту» Бизе-Щедрина. Собрали аншлаг в Концергебау, записали компакт на Verdi Records, ровесники баварцев играли креативно, звучали не хуже.
Следующий фестивальный день был очень насыщенным. Сначала в опере показали чудесную программу для самых маленьких «Путешествие с Моцартом в Прагу», где артистичная, веселая ведущая Наталья Рыбка-Пархоменко, наряженная барышней ХVIII века, живо увлекла 2-8-летних детей в мир музыки, с улыбкой рассказала о музыкальных инструментах, премьере «Пражской симфонии» взрослого экс-вундеркинда в Чехии.

Наталья Рыбка-Пархоменко и львовский Фестивальный оркестр
А львовский Фестивальный оркестр под управлением дирижера Натальи Стець (Киев) сыграл для знакомства с инструментами дуэт для скрипки и альта Соль-мажор, обработки из «Похищения из Сераля» и «Свадьбы Фигаро», затем – увертюру к этой веселой приветливой опере и, наконец, первую и третью части «Пражской симфонии». Музыканты, дружно раскачиваясь, изображали езду в карете, а дети отхлопывали ритмы, пританцовывали, повторяли движения менуэта и учились кричать «Браво!».

Наталья Стець
Наталья Стець рассказала нашему изданию:
– Я перешла на 4-й курс Национальной академии Украины в классе оперно-симфонического дирижирования профессора Игоря Палкина. Но сначала училась дирижированию в классе Святослава Литвиненко на кафедре народных инструментов, играю на домре. С Оксаной Лынив познакомилась, как и другие молодые музыканты, стремящиеся к контакту с известными личностями. Была заочно знакома с ней в соцсетях. А встретились, когда она дирижировала в столице «Киевскими солистами». Попросила прислать мои видеозаписи. Они ей понравились, и Оксана пригласила меня в Грац ассистировать. Через полгода я поехала в Грац и работала в постановке «Евгения Онегина» Чайковского. В этом году получила в Киеве работу второго дирижера Эстрадно-симфонического оркестра (главный – итальянец Луиджи Гаджеро. – Mind).
– Есть ли у вас планы на аспирантуру?
– Я заканчиваю бакалаврат. Думала о поступлении в магистратуру либо в европейский вуз. Но понимаю, что, имея в Киеве работу, я обучаюсь гораздо интенсивнее, чем это было бы в любом западном университете.
– Во Львове дирижируете не впервые?
– Да, в прошлом году с Оксаной ставила оперу «Алкид» Дмитрия Бортнянского в Свиржском замке. Очень интересная постановка open air, современная режиссерская концепция немецкого гостя Андреаса Вайриха, студенческий оркестр «Львовская барочная капела».
– А сегодня?
– Это львовский Ucrainian Festival Orchestra, который «вырос» из камерного оркестра Collegium Musicum, основанного в 2014 году дирижером Иваном Остаповичем.
Грани талантов
Ближе к вечеру в филармонии последовал дружеский «баттл» баварского и украинского молодежных оркестров. Он выглядел своеобразным «путешествием по странам», осуществленным малыми ансамблями и прошел при шумной поддержке присутствовавших в зале участников обоих коллективов.

Концерт-соревнование молодежи Баварского и украинского симфонического оркестров (Баварский квартет).

Концерт-соревнование молодежи Баварского и украинского симфонического оркестров (украинский квартет).
А в опере можно было послушать украинский проект Galician Style. Играл симфонический оркестр INSO-Львів п/у Оксаны Лынив. Первым прозвучал Концерт для фортепиано с оркестром f-moll Васыля Барвинского. Уверенно солировала украинско-немецкая пианистка Екатерина Титова. Лирическое произведение композитор писал 20 лет (в 1917 – 1937 годах). Музыка в духе позднего романтизма, не имеющая ярких фольклорно-национальных черт. Совершенно не понятно, за что преследовался автор, сидевший в сталинских лагерях, и почему во дворе львовской консерватории показательно подвергли аутодафе эту и другие партитуры ее ректора…
Далее звучала замечательная «Украинская карпатская рапсодия» Левка Колодуба 1960 года. Дирижер Оксана Лынив мощными жестами творила яркое, глубоко национальное, захватывающее звуковое полотно.

Дирижер Оксана Лынив
После антракта известный «Гуцульский триптих» Мирослава Скорика по мотивам его музыки к шедевру Параджанова-Ильенко «Тени забытых предков» стал «точкой золотого сечения». Музыка, как и фильм, потрясающая. Поэтичные картины дорогого, каждым кадром запомнившегося фильма о любви Ивана и Марички встают перед глазами, и будто звучит голос героя: «А чи будемо ми в парі?»…
Последним аккордом дня стал почти ночной концерт в трамвайном депо. 83-летний израильский кларнетист Гиора Фейдман носит титул «короля кларнета». Обладая необычайным и разносторонним музыкальным талантом, музыканту удается создать особый звук, который делает его легко отличимым от других кларнетистов. Гиора – уроженец Аргентины, много лет жил и живет в Израиле и Германии. Играет, используя хрустальные мундштуки компании Clerici Pomarico, построенной в итальянском городе Чернуско-Ломбардоне (Лекко). Они генерируют особенно теплый и открытый звук по сравнению с традиционным эбонитом. Это также позволяет ему играть с определенными типами эффектов.

Кларнетист Гиора Фейдман
Фейдман дает около 200 концертов в год по всему миру, в основном в Германии. В 1993 году Стивен Спилберг пригласил его сыграть в саундтреке фильма «Список Шиндлера». «Да здравствует Гиора, его кларнет и его музыка! Он наводит мосты между поколениями, культурами и классами, и делает это с совершенным артистизмом!», – сказал Леонард Бернстайн.
С Гиорой приехал великолепный струнный «Гершвин квартет», названный по имени первого скрипача (Миши Гершковича). Все его участники – уроженцы СССР. Миша и вторая скрипачка Наталья Райтель – выходцы из Украины, альтист Владимир Куница – белорус, а виолончелист Дмитрий Горновский – родом из Казахстана.

Кларнетист Гиора Фейдман и струнный «Гершвин квартет»
Их игра и импровизация поражали. Фрейлаксы, клезмер-мелодии чередовались с безукоризненно исполненными классическими произведениями, джазовыми стандартами, народными латиноамериканскими напевами, танго Астора Пьяццоллы (Гиора – уроженец Аргентины).
Еврейская музыкальная культура действительно синтезирует все мелодическое богатство мира. И в одном номере рядом прозвучали крошечные намеки на «Ти ж мене підманула», «Тему судьбы» Бетховена, куплеты тореадора, гопак, «Сулико», танец с саблями, «Жаворонок» Динику. Дурачились, отпускали музыкальные шутки...
Публика равнодушной не осталась: зрители вдохновенно исполняли простенькую милую песню Los Amigos уругвайского композитора Raul Jaurena, выученную тут же с голоса Гиоры, соревнуясь, кто лучше споет – дамы или джентльмены.
В последний вечер в заключительном концерте фестиваля выступили Молодежный оркестр Украины/YsOU, Львовская государственная академическая мужская хоровая капела «Дударик» и солисты: сопрано Сусанна Чахоян, меццо-сопрано Ирина Житинская, тенор Назар Тацышин и бас Сергей Магера. Под управлением Оксаны Лынив открыла вечер кантата «Первый весенний день» Франца Ксавера – сына В.А. Моцарта.
Справка: YsOU (англ. Yóuth sýmphony Órchestra of Ukráine) – молодежный симфонический оркестр Украины, организованный в 2016 году Оксаной Лынив. Помощь в его работе оказывают Бетховенский фестиваль в Бонне, Федеративный молодежный оркестр Германии, медиа-ресурс Deutsche Welle и украинский фестиваль LvivMozArt.
Кульминацией концерта-закрытия Третьего LvivMozArt’а стала 9-я симфония Бетховена, которая по своему замыслу и значимости давно вышла за рамки только музыкального произведения. В исполнении большого состава оркестра, усиленного хором и солистами, прозвучали первая часть и финал «Ода к радости» – гимна Евросоюза.
Оксана Лынив дала Mind эксклюзивное интервью:
– Вы – молодая, энергичная, красивая женщина, опытный дирижер. Судя по тому, что привлекаете в проект женщин-солисток и дирижеров, вы исповедуете определенную активность в гендерном вопросе. Расскажите об этом, пожалуйста.
– Женщины в классическом искусстве очень долго оставались в тени. И не только в професии дирижера. В 2017 году министерство культуры и образования Германии в Вundesamt’е (Федеральном бюро. – Mind) провело специальную конференцию о положении женщин в искусстве, куда я была приглашена.
Изучив вопрос, организаторы пришли к выводу, что женщины реже мужчин получают престижные приглашения, им реже выделяют большие бюджеты на проекты. Например, женщина получает возможность снять короткометражный, а мужчина – полнометражный фильм. А исполнение одинаковых с мужчинами заказов женщинам оплачиваются на 15-20% ниже. И среди дирижеров женщин – всего 3% в мире. Считаю, что ситуацию нужно улучшать, и я становлюсь примером для талантливых молодых женщин, мы друг друга поддерживаем.
– Как возникла идея львовского фестиваля?
– Толчком стал исторический факт, жизнь сына Моцарта во Львове. Не каждый город может похвастать причастностью к подобным великим именам. Этот вопрос еще требует глубокого изучения. И рассказать о нем, по-моему, следовало не только львовянам, но и всему миру, завязать кооперацию, обмен традициями украинской и западноевропейской музыки и исполнительства.
– С какими странами осуществляется связь фестиваля?
– Фестиваль интернациональный. Два дня назад состоялся концерт сопрано из Южной Африки и тенора из Таиланда. В депо играл аргентинский кларнетист, выступал китайский пианист из Канады, молодежный оркестр Баварии. Мы разрастаемся, и перспективы у проекта очень хорошие.
– Как осуществляется отбор в Украинский молодежный симфонический оркестр?
– В нем есть представители всех регионов нашей страны, они приехали более чем из 25 городов: Тернополь, Черновцы, Одесса, Северодонецк, Киев, Львов, есть и переселенцы из Крыма. Отбор происходил после прослушивания в первом туре по записи, потом во втором и третьем в присутствии интернационального жюри, с обязательной программой. Возрастной ценз – 12-22 года. Это полностью социально-образовательный проект, участие в оркестре – бесплатное. В финале фестиваля оркестр играет кантату Франца Ксавера Моцарта и фрагменты 9-й симфонии Бетховена.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].