Юбилей «Океана Эльзы»: что говорят о Святославе Вакарчуке тексты его песен

Юбилей «Океана Эльзы»: что говорят о Святославе Вакарчуке тексты его песен

Есть ли у лидера культовой рок-группы «глубоководные» психологические и политические тайны

Этот материал также доступен на украинском
Юбилей «Океана Эльзы»: что говорят о Святославе Вакарчуке тексты его песен

Сегодня, 12 октября, исполняется 25 лет культовой украинской группе «Океан Эльзы» – единственной из отечественных рок-команд, собирающей столичный стадион. За прошедшие два с половиной десятилетия группа не только превратилась в мощный бизнес-проект, но и дала старт политической карьере своего лидера, дважды приводив его под купол парламента.

Автор этих строк познакомился со Святославом Вакарчуком в начале нулевых на интервью. Тогда «самый титулованный украинский рокер» предпочитал образы в стиле «унисекс» с едва уловимым креном в женскую сторону – яркие рубашки, рыхлые свитера и «удлиненные» прически. С годами – сменил облик на гораздо более «мужественный»: короткая стрижка, а в гардеробе – белые рубашки и жилетки, выгодно подчеркивающие «прокачанную» мускулатуру.

В том, давнишнем, разговоре музыкант отметил, что главная черта его творчества – искренность: «Самый большой грех в искусстве – лицемерие». А поскольку его группа до сих пор собирает стадионы, вряд ли есть повод заподозрить его в притворстве. Сейчас интервью (не политические комментарии) лидер партии «Голос» практически не дает, ограничиваясь словами: «Все сказано в песнях».

Mind предлагает обратиться к текстам этих песен – в них действительно скрыто много того, что не видно на поверхности «Океана».

Юбилей «Океана Эльзы»: что говорят тексты песен о Святославе Вакарчуке

Старт: «Хорошо там, где нас нет»

Начинал Святослав Вакарчук покорять страну в 1998 году хитом «Там, де нас нема»: «Тільки там, де нас нема менше льоду, ніж тепла. Там, де нас нема, й не треба». У песни простой посыл, как в пословице: «Хорошо там, где нас нет». Удачная раскрутка композиции сделала группу узнаваемой на просторах всего СНГ. А Святослава, по сюжету клипа сидящего в холодильнике, запомнили все.

С выходом третьего альбома «Океана Эльзы» – «Модель» (2001) – атмосфера песен  «потеплела»: группа стала не только известной, но и популярной. Особое внимание заслуживает строчка из песни «Модель»: «Я твоя модель, ты моя Коко Шанель», – спел артист. И объяснил, что имел в виду: «Коко Шанель здесь символ женщины, которая стала равноправной с мужчинами и лепила с них свою модель».

Это точная характеристика изобретательницы маленького черного платья. Получалось, лирическая героиня песни лепила себя с мужчины-автора. Отметим, что этот процесс был взаимным: у лирического героя Святослава обнаруживается в текстах множество женских черт (об этом чуть позже). На этом же альбоме впервые прозвучала легендарная песня «Вставай». 

Революционно-коммерческий хит: на Запад или на Восток?

«Предвыборный» концерт партии «Голос» в этом году начинался и завершался этим хитом. Автор когда-то заметил о нем: «Немного политическая песня. Она посвящена и нашей стране, и России. Поется как обращение к девушке. Это просьба делать что-нибудь! Вещь прямая и конъюнктурная».

Запомним составляющие: политика + конъюнктура + лирика.

На песню обратила внимания компания Pepsi – и в 2001 году выбрала хит «Вставай» для рекламирования своей продукции, став спонсором первого концертного тура команды. Рекламный слоган звучал незатейливо: «Вимагай бiльше музики». Композиция, раскручивающая американский брендовый напиток, стала гимном двух революций:  группе подпевали тысячеголосым хором оба Майдана.

И в 2004-м, и в 2013–2014 перед страной остро стоял вопрос выбора политического курса: с кем идти дальше – с Россией или Европой? Или по очереди? Но дан ли ответ в этой революционной песне? Слушаем: «Всім покажи, де ставити перший слід. Твоя земля чекає: на захід або на схід?» Итак, куда же? Ответ: «З заходу і на схід, з заходу і на схід».

Как это с Запада и на Восток? Хотим на Запад, а движемся в обратную сторону? Если бы Святослав спел «на Запад, а не на Восток» – выбор был сделан. Но у него в строчке проявилась эта пресловутая двойственность, в том числе позиции самой Украины – то что, Леонид Кучма во времена своего президентства определил как «многовекторность». Миллионы людей на Майданах пели, оказывается, именно о многовекторности, а не о четком западном направлении.

Расцвет: первый поход во власть

Во время Оранжевой революции 2004 года группа дала ряд бесплатных концертов. В день блокады Администрации президента Вакарчук, в оранжевой шапке и шарфе, призывал спецназ не применять силу и трогательно украшал щиты оранжевыми хризантемами. Революционное действо казалось ему драйвовым, рокер заметил: «Митинги перед полумиллионной аудиторией похожи на концерт – по обмену энергией». О жительницах палаточного городка на Крещатике Вакарчук высказался, как о Шанель: «По-мужски себя вели даже женщины».

Он стал советником президента Виктора Ющенко, и это впоследствии принесло политические дивиденды. На парламентских выборах 2007 года музыкант под №15 вошел в список блока «Наша Украина – Народная самооборона». Но через год сложил с себя депутатские полномочия, пропустив 56 пленарных заседаний из 71. В интервью жаловался, что разочарован в коалиции и в том, что коллеги клали его законопроекты под сукно.

Почему Вакарчуку-депутату не хватило бойцовских качеств, чтобы «пробить» парламент? Ответ – в текстах песен Вакарчука-музыканта.

Бой, война, стена

Фундаментальные метафорические символы поэзии Вакарчука разнообразны: бой, война, стена, вода, небо, полет. Первые три – те же самые, что и у другой легендарной рок-группы – команды «Кино» Виктора Цоя. «Пожелай мне удачи в бою» (1988). «Война – дело молодых, лекарство против морщин» (1989). Но у Цоя эти образы связаны с темой некоего воина, который уходит сражаться, оставляя свою женщину дожидаться дома: «Закрой за мной дверь, я ухожу». У Вакарчука слова «бой», «война», «стена» обозначают военные действия на личном фронте: в рамках отношений между М и Ж.

В отличие от Цоя, у Святослава – нет агрессивности в духе «моя ладонь превратилась в кулак». Лирический герой Вакарчука не представляет себе расставания с любимой, признаваясь: «Сьогоднi я на полi битви, а далi я не знаю сам… Хочеш – не люби мене, але я не можу сам».

У Цоя звучит как бунт: «Кто-то станет Стеной, а кто-то Плечом, под которым дрогнет Стена…». У Вакарчука же Стена – не внешняя, а внутренняя преграда, которая может возникнуть между женщиной и лирическим героем. «Чи вистачить нам сили зробити так, щоби впала між нами Стіна…» («Стіна», 2013).

Вечный бой: между инфантилом и матерью-вамп

Два вершинных альбома «Океана Эльзы» судьбоносно вышли аккурат в канун социальных потрясений: «Суперсиметрія» (2003) – перед Оранжевой революцией, а «Земля» (2013) – перед Евромайданом. Второй альбом можно назвать самым почвенническим: Вакарчук «застолбил» свою страну, свою территорию: «Там, де лани, гори й поля, там залишається моя земля». Причем в «Земле» символично относительно будущих событий звучали даже названия песен: «Незалежність», «Стріляй». Оторопь берет!

Но о чем их содержание? «Одна в моїй кімнаті, нема куди тікати. І їй напевно не поможуть навіть танки і гармати – моя маленька незалежність. Вона втрачає сили, у неї зводить крила, моя субтильна незалежність («Незалежність», 2013). Мужчина теряет свою независимость, которую он радостно отдает женщине.

Обычно кавалер поет серенады даме, а у лирического героя Святослава: «Я не відвів очей, ти псальми поглядом мені складала, а потім уві сні ти в ванні з молоком мене купала» («Рандеву», 2013). Даже не серенады, а псалмы! Она его купала, а не наоборот. «Обійми мене,  обійми так лагідно і не пускай…»(«Обійми», 2013). Ей нужно его обнять? Не ему? Песня Bеsame mucho с таким же примерно требованием «Целуй меня…», но она написана женщиной – мексиканкой Консуэло Веласкес.

Инфантилизм лирического героя беспределен: «Дякую тобі, за те, що ти завжди зі мною, і може я – твоє дитя..» Или: «Я так хочу до тебе, як до матері немовля, я так хочу до тебе, як до неба ота земля». (Земля – пассивное женское начало Инь, Небо – активное мужское Ян, здесь же все наоборот).

Поговорка «За тобой, как за каменной стеной» –  как будто слова женщины, обращающейся к мужчине, но не в случае Вакарчука, который поет, обращаясь к лирической героине: «Дякую тобі, за те, що ти завжди зі мною, і я живу не так як всі, як за Стіною…(«Дякую»2007). То есть за Ней – как за стеной.

Женщина у него в поэзии – действующее лицо: она – то вампирша: «Хто ти є ти випила мою кров І п’яною впала», то – ангел: «Така, як ти, буває раз на все життя, і то із неба». А что касается лирического героя, то вырисовывается образ нерешительного молодого человека, которого всегда куда-то ведут: «Твої очі, кличуть, хочуть мене, ведуть за собою» («Я не здамся без бою», 2005).

«Она» в текстах Вакарчука – активное и ведущее начало, Он – пассивное и ведомое: «І я б не боявся, та ти наступаєш, та ти наступаєш, ти на абордаж, мені би мовчати, але ти все знаєш, мені би тікати, але ж ти не даш» («Вище неба», 2005). Не даст, можете быть уверены!

Известно, что муза Святослава – стилист Ляля Фонарева. Познакомились в 2000 году. Она была замужем. Сейчас ее дочери от первого брака Диане – 26 лет. Вакарчук в интервью на вопрос о женщинах в его жизни уточнил: «Если б была тысяча женщин, то, наверное, было бы сложно сказать, какая из них любимая. А когда их можно пересчитать по пальцам одной руки, можно выделить среди них одну». Тем не менее, он не торопился жениться.

В 2015 в Сети Вакарчука поздравил с женитьбой клавишник «ОЭ» Милош Елич: «Поздравляю Святослава и Лялю с радостным событием в их жизни! Желаю молодоженам счастья», – написал он на своей страничке в Facebook. Вакарчук якобы рассердился по поводу придания огласке личного факта, и за него по этому поводу что-то объяснял друг – режиссер Виктор Придувалов. Святослав эту тему комментировать отказался.

Итак, характер лирического героя Святослава – ведомый. А в политику, как известно, стремятся те, кто готов (или считает, что готов) вести за собой людей. В этом контексте у Вакарчука очевиден внутренний конфликт. Хотя вести за собой толпу ему удавалось – правда, именно как певцу – в день перед выборами фронтмен «Океана» после бесплатного концерта предложил публике пойти за ним к парламенту, где уже ждала подготовленная агитационная площадка партии «Голос». Но и возле Верховной Рады он стал петь а капелла. И «допелся» в результате до 5,82% по итогам голосования, хотя всегда утверждал, что не использует группу для достижения политических целей.

Муза народных восстаний

Возвращение в политику у Святослава тоже обусловлено революционной стихией – в декабре 2013 года Вакарчук собрал старый (а не обновленный в 2005) состав группы, чтобы выступить на Евромайдане. Если в 2004 году лидера «Океана Эльзы» можно было неоднократно заметить на баррикадах, то в евромайдановских столкновениях музыканта не было заметно – его шокировала жесткость противостояния и пролитая кровь. В марте 2014-го он еще сожалел о запрещенном в России туре «ОЭ» и говорил о возможном совместном «концерте мира» с группой «Любэ».

О политических амбициях Святослава Вакарчука активно заговорили только в 2018 году – в преддверии президентских выборов. Сам музыкант никак не высказывался на эту тему, а поехал учиться в Стэнфордский университет (США). Украинские медиа расценили это однозначно: «Отправился учиться на президента». В сентябре того же года в газете The New York Times вышла статья «For His Next Act, a Ukrainian Rock Star Looks to Politics», где Вакарчука окрестили «музой украинских народных восстаний» (muse for Ukraine’s popular uprisings). После длительного молчания Святослав высказался  уже совсем по-дамски: «Если меня попросят – я пойду». Однако умолять не стали.

Что касается войны на Донбассе, то в рамках тура «Голоса» Святослав проводил одну и ту же мысль: войну надо прекращать, а для этого нужно «на территориях, которые мы контролируем, создать сказку, витрину свободной жизни, где человек чувствует себя защищенным и благополучным». Пока так не получилось ни на линии соприкосновения, ни на территории всей страны.

«Не твоя війна»

Настоящее отношение Святослава Вакарчука к войне, опять же, следует искать не в политических рассуждениях, а в творчестве. Кстати, «воевать» между собой внутри семьи – это нормально, считает лирический герой Вакарчука. Это и есть то творческое горючее, которое двигает локомотив «ОЭ» два десятка лет – вспомнить хотя бы лирическую песню под названием «На лінії вогню». А что касается реальной войны на востоке, то в 2015 году рокер выпустил мощную и неожиданную песню «Не твоя війна».

Многих тогда огорошили слова: «Скільки іще забере вона твоїх дітей, не твоя війна?» Под клипом на эту песню Вакарчук дал комментарий: «Много кто спрашивает, «почему не твоя война»? Но разве мы ее начали? Разве это мы пришли на чужую землю с оружием? Нет! Это не наша война, потому что не мы ее начали, но мы приняли вызов и мы ее победоносно закончим!».

Далее в комментариях певец разъяснил, что главные битвы – внутри нас: «Ведь «твоя война» – это борьба с собственными комплексами, страхами что-то изменить, повлиять на что то, брать ситуацию в свои руки. Без этого нет успешного будущего ни у человека, ни у общества, ни у страны». Итак, внутренние, психологические войны Святослав считает более важными, чем «внешние».

Право-левая позиция, или мешает ли политика творчеству

Одним из факторов, формирующих личность лидера «Океана Эльзы», можно назвать то, что Святослав является амбидекстром – это редкая врожденная способность одинаково хорошо владеть левой и правой руками. И так же «женские» и «мужские» черты присутствуют в нем на равных.

За 25 лет Вакарчук стал песенной душой Украины, выдав множество всенародных хитов: «На небі», «Така як ти», «Не здамся без бою», «Обійми», «Рандеву», «Я їду додому», «Для тебе». Они вошли в золотой фонд украинской песни, наряду с такими шедеврами как «Червона рута» и «Два кольори». А доминирование женских черт в его творчестве созвучно характеру нашего государства.

При этом раньше Святослав Вакарчук специально не сочинял откровенно политических песен. Но год назад выдал композицию «Скільки нас», которая в музыкальном плане напоминает трек Nazareth «We Are Animals» (1989), а в текстовом – является агиткой. В YouTube она набрала всего 900 000 просмотров, в отличие от 12 млн у лирической баллады «Без тебе», написанной тогда же. 

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате