Юбилей «Океана Эльзы»: что говорят о Святославе Вакарчуке тексты его песен
Есть ли у лидера культовой рок-группы «глубоководные» психологические и политические тайны

Сегодня, 12 октября, исполняется 25 лет культовой украинской группе «Океан Эльзы» – единственной из отечественных рок-команд, собирающей столичный стадион. За прошедшие два с половиной десятилетия группа не только превратилась в мощный бизнес-проект, но и дала старт политической карьере своего лидера, дважды приводив его под купол парламента.
Автор этих строк познакомился со Святославом Вакарчуком в начале нулевых на интервью. Тогда «самый титулованный украинский рокер» предпочитал образы в стиле «унисекс» с едва уловимым креном в женскую сторону – яркие рубашки, рыхлые свитера и «удлиненные» прически. С годами – сменил облик на гораздо более «мужественный»: короткая стрижка, а в гардеробе – белые рубашки и жилетки, выгодно подчеркивающие «прокачанную» мускулатуру.
В том, давнишнем, разговоре музыкант отметил, что главная черта его творчества – искренность: «Самый большой грех в искусстве – лицемерие». А поскольку его группа до сих пор собирает стадионы, вряд ли есть повод заподозрить его в притворстве. Сейчас интервью (не политические комментарии) лидер партии «Голос» практически не дает, ограничиваясь словами: «Все сказано в песнях».
Mind предлагает обратиться к текстам этих песен – в них действительно скрыто много того, что не видно на поверхности «Океана».

Старт: «Хорошо там, где нас нет»
С выходом третьего альбома «Океана Эльзы» – «Модель» (2001) – атмосфера песен «потеплела»: группа стала не только известной, но и популярной. Особое внимание заслуживает строчка из песни «Модель»: «Я твоя модель, ты моя Коко Шанель», – спел артист. И объяснил, что имел в виду: «Коко Шанель здесь символ женщины, которая стала равноправной с мужчинами и лепила с них свою модель».
Это точная характеристика изобретательницы маленького черного платья. Получалось, лирическая героиня песни лепила себя с мужчины-автора. Отметим, что этот процесс был взаимным: у лирического героя Святослава обнаруживается в текстах множество женских черт (об этом чуть позже). На этом же альбоме впервые прозвучала легендарная песня «Вставай».
Революционно-коммерческий хит: на Запад или на Восток?
Запомним составляющие: политика + конъюнктура + лирика.
На песню обратила внимания компания Pepsi – и в 2001 году выбрала хит «Вставай» для рекламирования своей продукции, став спонсором первого концертного тура команды. Рекламный слоган звучал незатейливо: «Вимагай бiльше музики». Композиция, раскручивающая американский брендовый напиток, стала гимном двух революций: группе подпевали тысячеголосым хором оба Майдана.
И в 2004-м, и в 2013–2014 перед страной остро стоял вопрос выбора политического курса: с кем идти дальше – с Россией или Европой? Или по очереди? Но дан ли ответ в этой революционной песне? Слушаем: «Всім покажи, де ставити перший слід. Твоя земля чекає: на захід або на схід?» Итак, куда же? Ответ: «З заходу і на схід, з заходу і на схід».
Как это с Запада и на Восток? Хотим на Запад, а движемся в обратную сторону? Если бы Святослав спел «на Запад, а не на Восток» – выбор был сделан. Но у него в строчке проявилась эта пресловутая двойственность, в том числе позиции самой Украины – то что, Леонид Кучма во времена своего президентства определил как «многовекторность». Миллионы людей на Майданах пели, оказывается, именно о многовекторности, а не о четком западном направлении.
Расцвет: первый поход во власть
Во время Оранжевой революции 2004 года группа дала ряд бесплатных концертов. В день блокады Администрации президента Вакарчук, в оранжевой шапке и шарфе, призывал спецназ не применять силу и трогательно украшал щиты оранжевыми хризантемами. Революционное действо казалось ему драйвовым, рокер заметил: «Митинги перед полумиллионной аудиторией похожи на концерт – по обмену энергией». О жительницах палаточного городка на Крещатике Вакарчук высказался, как о Шанель: «По-мужски себя вели даже женщины».
Он стал советником президента Виктора Ющенко, и это впоследствии принесло политические дивиденды. На парламентских выборах 2007 года музыкант под №15 вошел в список блока «Наша Украина – Народная самооборона». Но через год сложил с себя депутатские полномочия, пропустив 56 пленарных заседаний из 71. В интервью жаловался, что разочарован в коалиции и в том, что коллеги клали его законопроекты под сукно.
Почему Вакарчуку-депутату не хватило бойцовских качеств, чтобы «пробить» парламент? Ответ – в текстах песен Вакарчука-музыканта.
Бой, война, стена
Фундаментальные метафорические символы поэзии Вакарчука разнообразны: бой, война, стена, вода, небо, полет. Первые три – те же самые, что и у другой легендарной рок-группы – команды «Кино» Виктора Цоя. «Пожелай мне удачи в бою» (1988). «Война – дело молодых, лекарство против морщин» (1989). Но у Цоя эти образы связаны с темой некоего воина, который уходит сражаться, оставляя свою женщину дожидаться дома: «Закрой за мной дверь, я ухожу». У Вакарчука слова «бой», «война», «стена» обозначают военные действия на личном фронте: в рамках отношений между М и Ж.
В отличие от Цоя, у Святослава – нет агрессивности в духе «моя ладонь превратилась в кулак». Лирический герой Вакарчука не представляет себе расставания с любимой, признаваясь: «Сьогоднi я на полi битви, а далi я не знаю сам… Хочеш – не люби мене, але я не можу сам».
У Цоя звучит как бунт: «Кто-то станет Стеной, а кто-то Плечом, под которым дрогнет Стена…». У Вакарчука же Стена – не внешняя, а внутренняя преграда, которая может возникнуть между женщиной и лирическим героем. «Чи вистачить нам сили зробити так, щоби впала між нами Стіна…» («Стіна», 2013).
Вечный бой: между инфантилом и матерью-вамп
Два вершинных альбома «Океана Эльзы» судьбоносно вышли аккурат в канун социальных потрясений: «Суперсиметрія» (2003) – перед Оранжевой революцией, а «Земля» (2013) – перед Евромайданом. Второй альбом можно назвать самым почвенническим: Вакарчук «застолбил» свою страну, свою территорию: «Там, де лани, гори й поля, там залишається моя земля». Причем в «Земле» символично относительно будущих событий звучали даже названия песен: «Незалежність», «Стріляй». Оторопь берет!
Но о чем их содержание? «Одна в моїй кімнаті, нема куди тікати. І їй напевно не поможуть навіть танки і гармати – моя маленька незалежність. Вона втрачає сили, у неї зводить крила, моя субтильна незалежність («Незалежність», 2013). Мужчина теряет свою независимость, которую он радостно отдает женщине.
Обычно кавалер поет серенады даме, а у лирического героя Святослава: «Я не відвів очей, ти псальми поглядом мені складала, а потім уві сні ти в ванні з молоком мене купала» («Рандеву», 2013). Даже не серенады, а псалмы! Она его купала, а не наоборот. «Обійми мене, обійми так лагідно і не пускай…»(«Обійми», 2013). Ей нужно его обнять? Не ему? Песня Bеsame mucho с таким же примерно требованием «Целуй меня…», но она написана женщиной – мексиканкой Консуэло Веласкес.
Инфантилизм лирического героя беспределен: «Дякую тобі, за те, що ти завжди зі мною, і може я – твоє дитя..» Или: «Я так хочу до тебе, як до матері немовля, я так хочу до тебе, як до неба ота земля». (Земля – пассивное женское начало Инь, Небо – активное мужское Ян, здесь же все наоборот).
Поговорка «За тобой, как за каменной стеной» – как будто слова женщины, обращающейся к мужчине, но не в случае Вакарчука, который поет, обращаясь к лирической героине: «Дякую тобі, за те, що ти завжди зі мною, і я живу не так як всі, як за Стіною…(«Дякую»2007). То есть за Ней – как за стеной.
Женщина у него в поэзии – действующее лицо: она – то вампирша: «Хто ти є ти випила мою кров І п’яною впала», то – ангел: «Така, як ти, буває раз на все життя, і то із неба». А что касается лирического героя, то вырисовывается образ нерешительного молодого человека, которого всегда куда-то ведут: «Твої очі, кличуть, хочуть мене, ведуть за собою» («Я не здамся без бою», 2005).
«Она» в текстах Вакарчука – активное и ведущее начало, Он – пассивное и ведомое: «І я б не боявся, та ти наступаєш, та ти наступаєш, ти на абордаж, мені би мовчати, але ти все знаєш, мені би тікати, але ж ти не даш» («Вище неба», 2005). Не даст, можете быть уверены!
Известно, что муза Святослава – стилист Ляля Фонарева. Познакомились в 2000 году. Она была замужем. Сейчас ее дочери от первого брака Диане – 26 лет. Вакарчук в интервью на вопрос о женщинах в его жизни уточнил: «Если б была тысяча женщин, то, наверное, было бы сложно сказать, какая из них любимая. А когда их можно пересчитать по пальцам одной руки, можно выделить среди них одну». Тем не менее, он не торопился жениться.
В 2015 в Сети Вакарчука поздравил с женитьбой клавишник «ОЭ» Милош Елич: «Поздравляю Святослава и Лялю с радостным событием в их жизни! Желаю молодоженам счастья», – написал он на своей страничке в Facebook. Вакарчук якобы рассердился по поводу придания огласке личного факта, и за него по этому поводу что-то объяснял друг – режиссер Виктор Придувалов. Святослав эту тему комментировать отказался.
Итак, характер лирического героя Святослава – ведомый. А в политику, как известно, стремятся те, кто готов (или считает, что готов) вести за собой людей. В этом контексте у Вакарчука очевиден внутренний конфликт. Хотя вести за собой толпу ему удавалось – правда, именно как певцу – в день перед выборами фронтмен «Океана» после бесплатного концерта предложил публике пойти за ним к парламенту, где уже ждала подготовленная агитационная площадка партии «Голос». Но и возле Верховной Рады он стал петь а капелла. И «допелся» в результате до 5,82% по итогам голосования, хотя всегда утверждал, что не использует группу для достижения политических целей.
Муза народных восстаний
Возвращение в политику у Святослава тоже обусловлено революционной стихией – в декабре 2013 года Вакарчук собрал старый (а не обновленный в 2005) состав группы, чтобы выступить на Евромайдане. Если в 2004 году лидера «Океана Эльзы» можно было неоднократно заметить на баррикадах, то в евромайдановских столкновениях музыканта не было заметно – его шокировала жесткость противостояния и пролитая кровь. В марте 2014-го он еще сожалел о запрещенном в России туре «ОЭ» и говорил о возможном совместном «концерте мира» с группой «Любэ».
О политических амбициях Святослава Вакарчука активно заговорили только в 2018 году – в преддверии президентских выборов. Сам музыкант никак не высказывался на эту тему, а поехал учиться в Стэнфордский университет (США). Украинские медиа расценили это однозначно: «Отправился учиться на президента». В сентябре того же года в газете The New York Times вышла статья «For His Next Act, a Ukrainian Rock Star Looks to Politics», где Вакарчука окрестили «музой украинских народных восстаний» (muse for Ukraine’s popular uprisings). После длительного молчания Святослав высказался уже совсем по-дамски: «Если меня попросят – я пойду». Однако умолять не стали.
Что касается войны на Донбассе, то в рамках тура «Голоса» Святослав проводил одну и ту же мысль: войну надо прекращать, а для этого нужно «на территориях, которые мы контролируем, создать сказку, витрину свободной жизни, где человек чувствует себя защищенным и благополучным». Пока так не получилось ни на линии соприкосновения, ни на территории всей страны.
«Не твоя війна»
Настоящее отношение Святослава Вакарчука к войне, опять же, следует искать не в политических рассуждениях, а в творчестве. Кстати, «воевать» между собой внутри семьи – это нормально, считает лирический герой Вакарчука. Это и есть то творческое горючее, которое двигает локомотив «ОЭ» два десятка лет – вспомнить хотя бы лирическую песню под названием «На лінії вогню». А что касается реальной войны на востоке, то в 2015 году рокер выпустил мощную и неожиданную песню «Не твоя війна».
Многих тогда огорошили слова: «Скільки іще забере вона твоїх дітей, не твоя війна?» Под клипом на эту песню Вакарчук дал комментарий: «Много кто спрашивает, «почему не твоя война»? Но разве мы ее начали? Разве это мы пришли на чужую землю с оружием? Нет! Это не наша война, потому что не мы ее начали, но мы приняли вызов и мы ее победоносно закончим!».
Далее в комментариях певец разъяснил, что главные битвы – внутри нас: «Ведь «твоя война» – это борьба с собственными комплексами, страхами что-то изменить, повлиять на что то, брать ситуацию в свои руки. Без этого нет успешного будущего ни у человека, ни у общества, ни у страны». Итак, внутренние, психологические войны Святослав считает более важными, чем «внешние».
Право-левая позиция, или мешает ли политика творчеству
Одним из факторов, формирующих личность лидера «Океана Эльзы», можно назвать то, что Святослав является амбидекстром – это редкая врожденная способность одинаково хорошо владеть левой и правой руками. И так же «женские» и «мужские» черты присутствуют в нем на равных.
За 25 лет Вакарчук стал песенной душой Украины, выдав множество всенародных хитов: «На небі», «Така як ти», «Не здамся без бою», «Обійми», «Рандеву», «Я їду додому», «Для тебе». Они вошли в золотой фонд украинской песни, наряду с такими шедеврами как «Червона рута» и «Два кольори». А доминирование женских черт в его творчестве созвучно характеру нашего государства.
При этом раньше Святослав Вакарчук специально не сочинял откровенно политических песен. Но год назад выдал композицию «Скільки нас», которая в музыкальном плане напоминает трек Nazareth «We Are Animals» (1989), а в текстовом – является агиткой. В YouTube она набрала всего 900 000 просмотров, в отличие от 12 млн у лирической баллады «Без тебе», написанной тогда же.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].