«аболело в мире
95,577,274
”мерло в мире
2,041,098
¬ылечилось в мире
52,691,388
«аболело в ”краине
1,167,655
”мерло в ”краине
21,046
¬ылечилось в ”краине
886,248
» это все? ѕочему в ”краине провалилась Ђчерна€ п€тницаї

» это все? ѕочему в ”краине провалилась Ђчерна€ п€тницаї

„то общего между экономической ситуацией и культурой потреблени€

Ётот материал также доступен на украинском
» это все? ѕочему в ”краине провалилась Ђчерна€ п€тницаї
‘ото: pixabay.com

ѕоследние три дн€ прошли в украинских магазинах под вывеской Black Friday – термина, перекочевавшего из «ападной ≈вропы и —Ўј, который обозначает период массовых распродаж. Ќо на деле украинские потребители оказались куда менее удачливыми, чем европейцы и американцы. ¬ наших реали€х акци€ превратилась в банальный маркетинговый ход по реализации неликвидного товара и со скидками максимум до 30%.

ѕоследние п€тница, суббота и воскресенье но€бр€ во всем мире считаютс€ временем «скидочного безуми€». ”ценка доходит до 90%, продажа товара за полцены – абсолютна€ норма. ¬ следующий раз покупатели сойдут с ума уже ближе к –ождеству, поэтому самое врем€ распродать предыдущие коллекции и сорвать прибыль на уже, казалось бы, залеживавшемс€ товаре. ѕодобна€ традици€ на «ападе выгодна всем. ѕродавцы получают рекордные прибыли за несколько дней и освобождают полки, покупатели, наконец, могут себе позволить желанную вещь по доступной цене. 

¬ ”краине традици€ Black Friday только входит на рынок и пока напоминает неудачный маркетинговый ход. ѕоследние несколько лет только подтверждают, что продавцы не намерены снижать цены, а скидками маскируют банальную плановую уценку и снижение маржи.

ѕочему продавцы держат цены? ¬ ”краине за годы независимости усто€лс€ очень деструктивный подход в работе крупного бизнеса – неадекватна€ норма прибыли. ≈сли в ≈вропе бизнесменам достаточно иметь 20–30% на каждой единице товара, то украинским предпринимател€м всегда хотелось иметь 200–300%. ѕричем характерна€ черта: чем крупнее бизнес, чем устойчивее монопольное положение – тем выше маржа.

¬ таких услови€х говорить о здоровой конкуренции и защите прав потребител€ крайне сложно. Ќачина€ с 2008-го, и особенно после 2014 года, ситуаци€ еще больше обострилась. ¬ услови€х кризиса продавцы совсем перестали корректировать ценовую политику, предпочита€ получать прибыль реже, но сразу. ≈стественно, така€ концепци€ не предполагает никаких массовых распродаж. »менно такие продавцы в «черную п€тницу» став€т символичные 10–20% скидки.

÷ены везде одинаковые: это нормально? Ќет, но это тренд последних лет. ≈сли в услови€х нулевых годов магазины сражались за клиента, предлага€ ему лучшие услови€, то сегодн€ кризис пережили самые крупные игроки, которые уже больше не хот€т рисковать прибылью. ѕоэтому им проще вступить в отраслевой сговор и ставить одинаковые, до гривны, цены. ќсобенно сильно это заметно по крупным магазинам бытовой техники и импортерам. ѕропорциональное распределение клиентуры гарантирует всем стабильную выручку, а маркетинговые войны закончатс€ гибелью половины компаний на рынке. ќт такого расклада в проигрыше только покупатель.

 ак нас обманывают? »спользовать слово «обман» в данном контексте не совсем корректно.  лиента никто не обманывает, ему просто дают противоречивую информацию. ÷ены повышают за две недели до «черной п€тницы» и снижают их с разницей в 10%. ќсобенно хорошо это работает на товарах с высокой стоимостью.  лиент просто не замечает колебаний в несколько тыс€ч гривен. —кидки, как правило, распростран€ютс€ на узкую линейку самых невостребованных товаров. ƒл€ получени€ дисконта часто необходимо что-то докупить или оформить какой-то долгосрочный сервис у продавца. ѕодобные уловки есть во всем мире, проблема только в том, что в ”краине они доход€т до абсурда и среди предложений совершенно нет альтернативы. Ёто превращает долгожданную «черную п€тницуi в €рмарку тщеслави€, полностью состо€щую из подвохов.

„ем это может закончитьс€? ”ходом клиента к «серым» продавцам, которые избегают налогообложени€ и за счет этого предлагают товары на 30% дешевле без каких-либо «черных п€тниц». ≈стественно, это совершенно не идет на пользу экономике, не способствует созданию рабочих мест и получению государством налоговых отчислений. Ќо покупатель экономит свои средства и будет искать варианты дл€ этого с большим усердием, пока в стране не восстановитс€ нормальна€ конкуренци€.

¬се дело в жадности? Ќе только в ней. ”краина – страна колоссальных экономических рисков. ¬ ≈вропе «черна€ п€тница» – это часть долгосрочной маркетинговой стратегии. ѕродавец точно знает, что отобьет свои деньги, что налогова€ политика будет стабильна, что национальна€ валюта защищена от девальвации, а в случае возникновени€ проблем всегда есть кредитное плечо. ¬ ”краине говорить об этом пока не приходитс€. »менно поэтому никто не хочет рисковать. »зменение экономической ситуации могло бы вернуть страну в реалии нулевых годов, дл€ которых был характерен колоссальный потребительский бум.

„то мы можем сделать?  лиент всегда прав, и это не просто клише, а закон экономики. ѕолитика продавца мен€етс€ в зависимости от экономических реалий. Ќо важно понимать, что культуру коммуникации определ€ет и сам покупатель. ≈сли украинцы перестанут давать на себе наживатьс€ и будут наказывать недобросовестных монополистов гривной, возможно, это даст шанс новому поколению предпринимателей.  ультура потреблени€ – одна из определ€ющих вещей, поэтому то, как пройдет следующа€ «черна€ п€тница» в ”краине, зависит, в первую очередь от самих украинцев.

—ледите за актуальными новост€ми бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате