Военные крылья «Антонова»: как авиастроители переориентировались под нужды ВПК

Военные крылья «Антонова»: как авиастроители переориентировались под нужды ВПК

И на какие рынки, кроме украинского, они могут выйти с этой продукцией

Цей матеріал також доступний українською
Военные крылья «Антонова»: как авиастроители переориентировались под нужды ВПК
Ан-178
Фото antonov.com

Аннексия Крыма и война на Донбассе стали серьезным стимулом для развития нашей оборонной промышленности. Как грибы после дождя на рынке начали появляться новые частные компании, государственные же предприятия тоже стали наперебой предлагать свои наработки военным.

Одним из столпов украинского военно-промышленного комплекса было и остается ГП «Антонов». За короткое время авиастроители перестроились на военные рельсы. Подробнее проанализировать, какими достижениями уже может похвастаться украинское госпредприятие, Mind попросил военного эксперта Михаила Жирохова.

Первым делом «антоновцев» стали более активно привлекать к поддержанию летной годности самолетов Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ан-72, Ан-74, которые состоят на вооружении различных силовых структур. Параллельно начались работы по поэтапному увеличению ресурсов, сроков службы этих самолетов, а также вариантов их модернизации. Однако гораздо более перспективными являются работы по созданию среднего военно-транспортного самолета для Воздушных сил Украины. И таких программ у «Антонова» несколько.

Ан-77: вынужденный проект. Прежде всего это программа создания самолета Ан-77. Фактически это вариант принятого на вооружение украинских Вооруженных сил Ан-70 с западной авионикой и двигателями CFM56-5А1. Это в какой-то мере вынужденный проект, так как программа производства Ан-70 фактически закрыта, потому что является объектом российско-украинского межгосударственного соглашения. По этой причине о продвижении и продаже Ан-70 на международный рынок речь идти не может.

ппп
Ан-70
Фото antonov.com

Проект Ан-77 активно продвигается на различных выставках, в частности на недавней Dubai Airshow 2017. По сообщению пресс-службы предприятия, уже три ближневосточные страны заинтересовались проектом, и при наличии финансирования первый серийный Ан-77 может появиться в 2020 году.

Ан-178: на Ближний Восток. На ближневосточный рынок «заточен» и другой проект военно-транспортного самолета для замены Ан-12 – Ан-178 на базе пассажирского Ан-158. Но и тут существуют огромные проблемы все того же порядка. Так как машина начала проектироваться еще в 2010 году, то фактически треть комплектующих самолета – российского производства, в том числе стойки шасси, вспомогательная силовая установка, почти вся авионика, гидравлика, управление. Поэтому задачей киевских конструкторов на нынешнем этапе являются работы по импортозамещению российских деталей на аналогичные западные. Собственно, сам самолет уже летает – его презентация состоялась 16 апреля 2015 года на ГП «Антонов» в Киеве, а первый полет – 7 мая того же года на заводском аэродроме Гостомель.

ппп
Ан-178
Фото antonov.com

Представители предприятия крайне радужно оценивают перспективы новой машины. По их мнению, потенциальный объем заказов на этот самолет составляет около 100 единиц, а по состоянию на август 2016 года портфель твердых заказов насчитывал 11 машин.

Ан-148: три в одном. Почти исключительно на внутренний рынок ориентирована другая программа ГП «Антонов» – создание самолетов специального назначения на базе Ан-148. Киевляне замахнулись на как минимум три модификации довольно-таки удачной машины. Прежде всего это штабной самолет Ан-148-201ЕА, который будет оснащен специальной аппаратурой и сможет перевозить 31 человека на дальность до 4800 км.

Очень важным для наших военных также является другой проект – санитарного самолета (по сути, летающего госпиталя) Ан-148-201ЕМ с унифицированными санитарными модулями. Ведь в ходе боевых действий на Донбассе имеющегося парка санитарных самолетов на базе Ан-26 явно не хватало. Особенностью данной машины будет возможность конвертации в санитарный или пассажирский вариант в полевых условиях, а также перевозка пассажирского и санитарного оборудования на борту самолета в грузовых отсеках. По проекту самолет может быть оборудован на 14 мест и 8 медицинских модулей, или на санитарные носилки (24 штуки). В целом же предусматривается, что самолет сможет перевозить 74 пассажира на дальность до 4700 км.

И наконец, другая модификация Ан-148 – самолет морского патрулирования Ан-148-301МП, который попадает в концепцию береговой обороны. Задачей экипажа этой машины должно быть прибрежное патрулирование (время нахождения в воздухе – до 10 часов), электронное наблюдение и электронная разведка с использованием соответствующего оборудования как отечественного, так и западного производства. Интересно, что на ряде авиационных выставок демонстрировались прорисовки нового самолета с возможностью применения противокорабельных ракет типа «Нептун» (ныне активно разрабатываются). Впрочем, пока неизвестно, насколько эта информация корректна.

ппп
Ан-148
Фото antonov.com

По самым оптимистичным расчетам, поставка первого санитарного самолета Ан-148-201ЕМ запланирована в начале 2018 года, а самолета морского патрулирования Ан-148-301МП – в середине 2018-го. Насколько такая оценка близка к действительности – сказать сложно.

Однако тут перед киевлянами стоит все та же проблема – замещение российских комплектующих. Так как самолет Ан-148 производился, кроме Украины, также в Воронеже, то использовались детали как российского, так и украинского производства. Причем последних было явно больше, так как россияне так и не смогли заменить их, и с 1 января 2018 года просто закрывают программу.

Специально для Украины: Ан-132. Непосредственно для украинского рынка «антоновцы» разрабатывают вариант легкого военно-транспортного самолета Ан-132. Он, в отличие от саудовского An-132D, имеет обозначение Ан-132Б и будет отличаться прежде всего другим составом авионики. Фактически это один из самых реальных на сегодня вариантов замены парка Ан-26. И за относительно небольшие деньги, что немаловажно в наших условиях.

Беспилотник «Горлица». Еще одним направлением деятельности «военного сектора» «Антонова» являются работы по созданию тактического беспилотного аппарата «Горлица». Однако стоит признать, что фактически на сегодня эта программа, несмотря на довольно пафосную презентацию модели-демонстратора аппарата в начале ноября, находится в зачаточном состоянии. Так, журналистам не была продемонстрирована система управления аппаратом, что в беспилотном комплексе является основным компонентом. Не совсем ясно и с характеристиками – озвученные на сегодня больше представляются рекламными. Нет и конкретного технического задания от военных, что автоматически переносит разработку в ранг инициативной и ставит под большой вопрос государственное финансирование, на которое, по всей видимости, рассчитывает «Антонов».

Пока не ясно также, как позиционирует аппарат на рынке разработчик. Есть разные официальные и неофициальные версии – от разведчика до ударного аппарата (кстати, на последнем показе даже продемонстрировали тубусы от противотанкового комплекса под крыльями, однако это явно были макеты).

В целом можно сказать, что за годы независимости благодаря работам по поддержке летной годности самолетов марки Ан по всему миру, в Киеве удалось сохранить не только материальную базу предприятия, но и, что самое главное, – кадры. В итоге ныне ГП «Антонов» имеет очень серьезные перспективы как на международном рынке вооружений, так и внутри страны. Теперь все зависит от размера финансирования долгосрочных проектов, которое сможет позволить себе воюющее государство.

ппп
Беспилотник «Горлица»
Фото УНИАН

У Києві пройшли випробовування безпілотника виробництва "Антонов". "Горлиця" вміє літати на відстань до 1000 кілометрів, веде розвідку та випускає ракети "повітря-земля". Справжня бойова машина!

Posted by Mind. UA on Thursday, 9 November 2017

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате