Удастся ли легализовать криптовалюту в Украине

Удастся ли легализовать криптовалюту в Украине

Что предлагают отечественные законодатели и какой зарубежный опыт им стоило бы позаимствовать

Цей текст також доступний українською
Удастся ли легализовать криптовалюту в Украине

Криптовалюта и ICO популярны в мире, но вопросы правового характера до сих пор остаются неурегулированными. Разные юрисдикции предпочитают разнообразные подходы и концепции. Некоторые из них, например, Китай, выбрали достаточно бескомпромиссный путь и запретили проведение ICO, другие – предпочли позицию «наблюдателей» и в большей степени предупреждают участников рынка, в основном инвесторов, о возможных рисках, связанных с рынком криптовалют и ICO, тем самым снимая с себя всякую ответственность.

Какой путь выберет Украина? Появится ли в ближайшее время нормативно-правовой акт, который урегулирует рынок криптовалют и краудсейла в Украине? Какой зарубежный опыт стоит перенять, а какой нет? Сотрудники юридической фирмы «Астерс» специально для Mind искали ответы на эти вопросы.

Признаны ли криптовалюты в Украине? Сейчас правовой статус криптовалют и ICO в Украине никоим образом не урегулирован. Согласно Совместному заявлению финансовых регуляторов о статусе криптовалют в Украине, сделанному еще в 2017 году, все три регулятора (Национальный банк Украины, Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку и Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сфере рынков финансовых услуг) заявили о том , что сложная правовая природа криптовалют не позволяет признать их ни денежными средствами, ни валютой и платежным средством другой страны, ни валютной ценностью, ни электронными деньгами, ни ценными бумагами, ни денежным сурогатом.

С тех пор мало что изменилось, а два законопроекта, которые были представлены осенью 2017 года, не получили большой поддержки среди бизнес-сообщества и потенциальных участников криптовалютного рынка из-за их несовершенства.

Какие есть попытки урегулировать этот рынок? Наиболее обсуждаемым за первое полугодие 2018 стал проект закона Украины «О применении технологии распределенного реестра цифровых транзакций и правовой статус токенов и криптовалют в Украине», представленный народным депутатом Алексеем Мушаком.

Законопроект «призван создать свободный и прозрачный рынок токенов и криптовалют, определить правила работы с криптовалютой». Согласно проекту, криптовалюта есть токен, который функционирует как средство обмена или сохранения стоимости. В свою очередь, токен является централизованной или децентрализованной цифровой единицей учета, основанная на математических расчетах и ​​имеет криптографическую защиту. Функции государственного управления рынком токенов и криптовалют авторы законопроекта возлагают на Национальную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку, и разделяют субъектов рынка токенов на профессиональных и других участников.

К профессиональным участникам рынка относят лицензированных субъектов – криптобиржи и криптообменники, хранителей токенов и криптовалюты третьих лиц, провайдеров программного обеспечения, которые предоставляют услуги по хранению токенов и криптовалют, а также саморегулируемые организации, в состав которых входят профессиональные участники рынка токенов и криптовалют.

Законопроект предусматривает получение лицензии криптобиржами и криптообменниками для осуществления соответствующей деятельности, в отличие от других участников рынка токенов и криптовалют, которые освобождаются от такой обязанности. Особое внимание стоит обратить на то, что в предложенном законопроекте впервые предлагается приравнять сделки, совершенные с использованием смарт-контрактов, к операциям, совершенным в электронной форме.

Таким образом, деятельность по организации торгов токенами и криптовалютами, проведение обменных операций и другие виды деятельности, в которых действия субъекта осуществления такой деятельности будут иметь признаки посредничества, будет лицензироваться.

При этом, законопроект не регулирует порядок учреждения и проведения ICO на территории Украины.

Каким международным опытом можно воспользоваться?

Япония. Одна из самых развитых в мире систем законодательства, регулирующего рынок криптовалют и ICO, существует в Японии. Еще в 2016 году биткоин был признан законным платежным средством и дано разрешение на проведение криптообменных операций. В октябре 2017 Агентство финансовых услуг Японии заявило, что ICO может подпадать под действие нескольких документов в зависимости от его структуры. Агентство отмечает, что некоторые криптовалюты, выпущенные во время ICO, могут получить статус «виртуальных», а это значит, что субъекты хозяйствования, которые осуществляют деятельность по обмену этих криптовалют на регулярной основе, должны быть зарегистрированы в соответствующих финансовых структурах. В случаях, когда ICO имеет характеристики инвестиций, оно подпадает под действие Financial Instruments и Exchange Act.

Гонконг. В 2016 году Управлением денежного обращения Гонконга, исполняющим отдельные функции центрального банка, была обнародована «белая книга», в которой биткоин и другие криптовалюты получили статус товара. Такой подход нашел поддержку со стороны уполномоченного органа, регулирующего рынок ценных бумаг, который, в свою очередь, в сентябре 2017 в своем официальном сообщении заявил, что криптовалюта может быть рассмотрена в качестве ценных бумаг.

Сингапур. В августе 2017 года уполномоченный орган Сингапура, ответственный за обеспечение формирования и реализации финансовой политики, выступил с заявлением, определившим регуляторный статус ICO и подтвердившим уже сложившуюся позицию государства об отсутствии регулирования рынка криптовалют. Кроме того, уполномоченный орган подтвердил, что будет участвовать в урегулировании предложений/выпуска криптовалют в Сингапуре, если такие криптовалюты будут подпадать под определение «ценных бумаг» в соответствии с Securities and Futures Act (далее – SFA).

Великобритания. В 2017 году уполномоченный орган Великобритании, регулирующего рынок финансовых услуг, предупредил потребителей финансовых услуг о возможных рисках, связанных с ICO из-за того, что большое их количество выходит за пределы урегулированного правового поля, и отметил, что единственный вариант определить регуляторный статус каждого ICO возможно только в каждом отдельном случае («case by case»).

Испания. В Испании криптовалюта не подпадает ни под определение «финансового инструмента», ни «валюты», и только в некоторых случаях может быть отнесена к «ценным бумагам» или категории «движимого имущества» или «товара». Испанский регулятор чрезвычайно большое внимание уделяет защите прав «малых» инвесторов, а потому создал для них несколько более привлекательные условия инвестирования, которые не требуют соблюдения некоторых законодательно установленных требований, однако такие условия не распространяются на ICO.

Германия. Агентство финансовых услуг Германии подтвердило статус криптовалюты как финансового инструмента и заявило, что действия, которые касаются обычных операций, связанных с наличными или депозитными средствами с привлечением криптовалют, не требуют получения разрешений. Поставщик услуг может получать оплату за предоставленные/проданные им услуги/товары в криптовалютах, при этом ему не нужно для этого иметь разрешительный документ на осуществление банковской деятельности или на рынке финансовых услуг. Хотя, есть случаи, когда получение такого разрешительного документа является обязательной процедурой. В первую очередь, это касается субъектов хозяйствования, предоставляющих так называемые «посреднические» услуги.

В Германии отсутствуют общие требования для майнинга, но в исключительных случаях получать разрешения на такую деятельность нужно обязательно.

В ноябре 2017 года The European Securities and Markets Authority (ESMA) в своем обращении напомнила компаниям, которые рассматривают возможность создания ICO, о необходимости соблюдать соответствующие требования законодательства. ESMA утверждает, что криптовалюта может получить статус как финансового инструмента, так и ценной бумаги, а потому компаниям следует проводить анализ основных характеристик, которыми обладает криптовалюта и структуры ICO, для того, чтобы определить законодательство, которое следует применять для урегулирования правоотношений в том или ином случае.

США. Еще в 2015 году Комиссия по торговле товарными фьючерсами США – центральный орган государственного управления Соединенных Штатов Америки, который осуществляет контроль за выполнением закона о товарных биржах, выступил с заявлением и намерениями рассматривать биткоин и другие криптовалюты в качестве товара.

В противовес этому заявлению Комиссия по ценным бумагам и биржам США – орган, осуществляющий функции надзора и регулирования американского рынка ценных бумаг, выпустила свой доклад, в котором подытожила все свои наработки по криптовалютам и заявила о своем видении криптовалют в качестве ценных бумаг. Комиссия также отмечает, что криптовалюта может получить статус ценных бумаг, но это напрямую зависит от фактов и обстоятельств в каждой отдельно взятой ситуации и от индивидуальных характеристик – в случае ICO. Осуществление любых брокерских операций с криптовалютами в США требует получения соответствующих разрешительных документов.

Другие страны. Существуют страны, которые обещают разработать гибкую регуляторную политику, учитывая интересы инвестора, то есть «на заказ». Одним из таких примеров является Казахстан, где недавно открылся The Astana International Financial Centre (AFIC), который достаточно быстро развивается и предлагает чрезвычайно благоприятные условия для развития FinTech стартапов.

Большое количество юрисдикций, в том числе Украина, до сих пор не сделали никаких заявлений относительно регуляторного статуса рынка криптовалют и ICO. Поэтому, можно допустить, что такие страны, находясь сегодня в статусе «наблюдателя», учтут уже сложившуюся практику других стран и будут стараться создать благоприятную атмосферу для построения развитой криптоинфраструктуры.

Что в итоге? Представленный к обсуждению законопроект вобрал в себя некоторые идеи и подходы европейских стран и имеет целью заложить фундамент для развития юридически урегулированного рынка криптовалют в Украине.

Однако, проект все еще в стадии обсуждения, потому мы пока не стали бы прогнозировать быстрое его принятие. Кроме того, Украина нуждается в урегулировании с целью распространения практики проведения ICO именно в Украине. Государство обязано заложить основу для одного из механизмов эффективного привлечения инвестиций и, соответственно, защиты прав инвесторов. Кроме того, учитывая растущее количество обманутых инвесторов в этой сфере, законодатель не должен колебаться с определением ответственности участников рынка за нарушение законодательства на рынке токенов и криптовалют, что поможет минимизировать злоупотребления со стороны недобросовестных участников рынка.

А пока все «игроки» криптовалютного рынка и ICO должны быть осмотрительными и просчитывать каждый свой шаг.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту editor@mind.ua
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно