Диплом на полке: как подготовить выпускника к настоящей работе

Диплом на полке: как подготовить выпускника к настоящей работе

И почему бизнес должен сам воспитывать для себя кадры

Этот материал также доступен на украинском
Диплом на полке: как подготовить выпускника к настоящей работе
Фото: pixabay
По статистике hh.ua, 22% работодателей не принимают в штат выпускников и молодых специалистов без опыта работы. Причина в том, что студенты после вуза не готовы работать в реальном бизнесе и не понимают, как этот бизнес работает. В конце концов, студентам нужен курс адаптации к настоящей работе, чтобы развить те soft skills, которые не дают вузы.
Поэтому бизнес все чаще задумывается о программах адаптации для студентов. О том, каких навыков не хватает современным выпускникам, как они могут их развить, как в этом помогает крупный бизнес и что ему необходимо, чтобы делать это активнее, Mind рассказала HR директор ОАО «Укртелеком» Татьяна Петрук.

Июль – месяц вступительных кампаний в украинских вузах. Поэтому для выпускников школ и их родителей выборы в Верховную Раду уступили место не менее важному для них выбору – учебного заведения. Профессиональная специализация – один из важнейших выборов в жизни взрослого человека, ведь то, чему  мы научимся в вузе, непосредственно повлияет на будущее трудоустройство. В теории вуз должен дать студентам знания и навыки, необходимые в дальнейшей работе. К сожалению, теория далека от практики.

Хотя по исследованиям universitas.21 Украина входит в топ-10 стран, которые больше всего тратят на обучение в сравнении с ВВП, лишь треть украинской молодежи считает, что обучение и учебные заведения страны отвечают потребностям современного рынка труда. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Центром «Новая Европа» и Фондом им. Фридриха Эберта совместно с GfK Ukraine.

Каких навыков не хватает студентам?

На самом деле неготовность студентов к работе в реальном бизнесе – это не сугубо украинская проблема, а мировой тренд. Согласно исследованию QS Global Employer Survey 2018, во время которого опросили более 11 000 респондентов по всему миру, работодатели недовольны тем, как студенты овладели необходимые в работе навыки. В частности, нуждаются в улучшении пяти важнейших для работодателей навыков: решение проблем, работа в команде, общение, адаптивность и умение налаживать рабочие отношения.

При этом выпускники не понимают, какие именно качества ценят работодатели. Например, они переоценивают важность креативности и лидерских качеств и недооценивают адаптивность и умение работать в команде.

Что такое дуальное образование?

Существенной проблемой абсолютно всех выпускников является оторванность знаний от практики. Приблизить теоретические знания вузов к практическим требованиям работодателя может дуальное образование, которое предусматривает сочетание обучения в вузе с обучением на рабочих местах.

Вдохновившись успешным опытом дуального образования в Германии, Австрии, Канаде и других развитых странах, отечественное МОН предлагает внедрить такой подход и в Украине. Хотя внедрение дуального образования обсуждается с 2014 года, реальные шаги пока сделал только бизнес с мыслью о том, что «If you want a thing well done do it yourself».

Развивает тот, кто развивается

Заниматься развитием молодых специалистов позволяют себе преимущественно крупные стабильные компании, которые готовы «играть в длинную». Ведь для них это инвестиции в будущий персонал и его компетенции. Особенно актуально это для компаний со штатом в десятки тысяч сотрудников и технической специализацией бизнеса. Так рассуждал и «Укртелеком», внедряя собственную программу адаптации молодых специалистов «Лучшие – с Укртелекомом».

Программа действует с 2015 года в пяти городах Украины (Киев, Одесса, Харьков, Львов, Днепр), и за это время более 400 выпускников отечественных вузов прошли обучение, получили востребованные на рынке навыки и понимание того, как работает настоящий бизнес. Теперь эти молодые специалисты готовы к рабочим вызовов, а более полусотни участников программы используют полученные навыки в качестве сотрудников компании.

В чем заключается суть программы?

Проект разработан таким образом, чтобы познакомить студентов с телекоммуникационным рынком и дать максимум информации о работе национального оператора связи. Участники узнают об основах телекоммуникаций, структуре компании, о том, чем занимаются различные функциональные направления и как их работа влияет на достижение компанией стратегических целей.

Около половины участников в конце концов принимают решение сменить профессию и проходят стажировки не по той специальности, которую получали в вузе. Жалко, что этого не произошло раньше, но хорошо, что они поняли свою профессиональную склонность сразу после вуза, а не потратили еще несколько лет, следуя не в том карьерном направлении.

Программа проекта делает акцент на важных для бизнеса навыках, ведь ее разрабатывали эксперты компании, знакомые с его потребностями. В течение четырех недель участники узнают секреты проектного менеджмента, маркетинга, продаж, эффективной работы в команде, личной эффективности, эмоциональной гибкости и публичных выступлений. Кроме того, HR-команда дает студентам рекомендации, касающиеся старта карьеры, написания идеального резюме и успешного собеседования.

Как научиться работать в команде?

Программа также уделяет особое внимание развитию навыков работы в команде. Культивируемая со школы атмосфера соперничества и ориентация исключительно на индивидуальный результат плохо влияют на способность к командному взаимодействию, слаженной координации в сложных бизнес-процессах и конструктивному сотрудничеству ради общей цели.

Поэтому в течение пяти недель проекта всех участников погружают в увлекательную игру «Королевство телекоммуникаций», где они учатся ставить командные цели и планировать стратегию их достижения благодаря определению приоритетов и персональной зоны ответственности, делегированию, доверию и контролю.

Все участники могут почувствовать себя на месте проектного менеджера, ведь каждая команда должна решить настоящий бизнес-кейс и защитить его перед топ-менеджментом компании. Здесь понадобятся все навыки, полученные в течение программы. 

Почему каждому новичку нужен «друг»?

Опыт Microsoft показывает, что эффективность адаптации новичков возрастает почти вдвое, если у них есть куратор, который предоставит необходимый контекст, познакомит с внутренней кухней и просто поддержит в трудную минуту.

Поэтому к каждой команде участников программы прикреплен куратор из специалистов компании. Это не HR, а представители различных подразделений. Они терпеливо объясняют, дают советы по проекту и осуществляют обратную связь, отмечая успехи участников. Благодаря этому удалось существенно сократить долю выпускников, не дошедших до конца программы.

Истории, которые вдохновляют

Ничто так не вдохновляет, как реальные истории успеха. Поэтому для участников проекта «Лучшие – с Укртелекомом» устраивают встречи с руководителями компании. Топ-менеджеры делятся секретами успешного пути в бизнесе, инновациями, планами и стратегией своего направления. Именно эти встречи участники вспоминают как одну из важнейших и значимых частей образовательного проекта. Ведь вдохновение – лучшая мотивация двигаться дальше, учиться и преодолевать преграды, которые обязательно встретятся в начале карьеры.

Что дальше?

Сейчас далеко не все работодатели готовы заниматься программами адаптации молодых специалистов. С одной стороны, если у бизнеса нет четких планов развития, то и тратиться на потенциальные преимущества в будущем нет смысла. Но внесение изменений в законодательство могло бы поддержать заинтересованность работодателей активнее инвестировать свои ресурсы в развитие молодежи. Налоговые льготы для компаний, которые сотрудничают с вузами в направлении стажировок, стали бы хорошим стимулом для бизнеса разрабатывать полезные программы для выпускников, а не только поручать рутинную и неквалифицированную работу, monkey job, как это часто происходит сейчас во многих компаниях на нашем рынке.

Также важно предоставить работодателю, который вкладывается в отечественные образовательные проекты, гарантии, что молодые специалисты, на обучение которых потрачены время, силы и деньги предприятия, не воспользуются полученными знаниями у конкурентов. Поэтому важно на законодательном уровне закрепить за учеником обязательства перед компанией, по крайней мере путем создания типового трехстороннего соглашения между учреждением профтехобразования, работодателем и студентом.

Все эти средства поддержки работодателей успешно работают в развитых странах и поощряют бизнес инвестировать в образовательные проекты. Но в Украине это пока существует только на уровне инициатив МОН (будут ли они внедрены, пока не известно). Поэтому студентам придется выбирать из тех немногих программ адаптации, которые предлагают большие бизнесы. Кстати, в сентябре стартует новый сезон программы «Лучшие – с Укртелекомом» – студенты последних курсов и выпускники могут попробовать свои силы и получить новые знания и навыки, которые помогут удачно начать карьеру.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате