Судебная реформа: какие изменения ожидают стратегию реформирования

Судебная реформа: какие изменения ожидают стратегию реформирования

Как повлияет новое видение реформы на доверие к судебной системе

Этот материал также доступен на украинском
Судебная реформа: какие изменения ожидают стратегию реформирования

Президент Владимир Зеленский на днях зарегистрировал законопроект №1008, которым предусмотрено уменьшить максимальное количество судей Верховного Суда с 200 человек до 100. Кроме того, предлагается ряд изменений в работе ВС и органов судейского управления.


Например, предусмотрено прекращение полномочий членов Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС). Зато Высший совет правосудия (ВСП) назначит новых членов ВККС и фактически будет полностью контролировать ее.

О том, какие еще изменения предлагает Зеленский и к чему они могут привести, рассказал Mind управляющий партнер юркомпании ESQUIRES, адвокат Александр Шкелебей.

О предварительных результатах судебной реформы

Стратегия реформирования судоустройства, судопроизводства и смежных правовых институтов была одобрена предыдущим президентом Украины на пять лет (2015–2020 годы). Однако в середине этого года даже председатель Кассационного хозяйственного суда в составе Верховного Суда высказал мнение, что неправильно оценивать судебную реформу как нечто завершенное, ведь она еще продолжается.

В то же время реализованная часть судебной реформы вызвала много вопросов:

  • Обеспечило ли функционирование обновленных ВСП и ВККС как органов судейского управления независимость судей?
  • Была ли во время реформы соблюдена аксиома: сформировать независимый суд могут только независимые органы судейского управления?
  • Почему у стороннего наблюдателя могло сложиться впечатление, что проведение быстрого квалификационного оценивания судей в сроки, установленные Законом Украины «Об обеспечении права на справедливый суд», не было приоритетом, а сама процедура квалификационного оценивания фактически не предусматривала четких сроков, что порождало правовую неопределенность?
  • Заинтересована ли власть в независимом суде и может ли судебная система быть полностью независимой от власти, которая ее формировала?..

В свою очередь назначение новых членов ВСП предыдущим президентом Украины за неделю до передачи власти  вряд ли подтверждало тезис о намерении создать независимую судебную систему.

Вопросы, которые еще нужно решить

Ранее на негативные последствия судебной реформы также обращала внимание команда уже действующего президента Владимира Зеленского, а после формирования Верховной Рады нового созыва представила карту изменений для удовлетворения запроса общества в законопроекте №1008 от 29.08.2019.

Так, заместитель главы Офиса президента Руслан Рябошапка, назначенный генеральным прокурором Украины, смело утверждает о существующих проблемах последствий судебной реформы начиная с первой строки пояснительной записки к законопроекту «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно деятельности органов судейского управление»:

  • объявленная судебная реформа, которая проходила в течение последних лет, оставила много нерешенных вопросов, в частности, такие, как обеспечение доступа граждан к правосудию, их право на справедливое судебное решение, реальная независимость судей. Свидетельством тому является неудовлетворительный уровень доверия к судебной системе в Украине, неправосудные решения судов всех инстанций, отсутствие в некоторых регионах Украины судей в судах, что лишает граждан их конституционного права на защиту в суде;
  • фактически неограниченная дискреция членов Высшей квалификационной комиссии судей Украины при проведении конкурсных процедур отбора судей и их квалификационного оценивания или на затягивание рассмотрения членами Высшего совета правосудия дисциплинарных жалоб на действия судей;
  • процедура квалификационного оценивания, начатая Высшей квалификационной комиссией судей Украины в 2016 году, до сих пор не завершена, и только половина судей всего судейского корпуса считаются прошедшими квалификационное оценивание. Процедура отбора судей на вакантные должности, начатая в 2017 году, продолжается. Ни судьям, ни экспертной среде, ни обществу не понятно, почему указанные процессы тормозятся, а граждане до сих пор не могут вовремя получить справедливое судебное решение.

Как Зеленский планирует обновить судебную реформу

В то же время в случае принятия законопроекта №1008 обновленная судебная реформа в первую очередь затронет новый Верховный Суд и органы судейского управления.Так, реформа продолжится (начнется) с обеспечения независимости судей, чему, по мнению субъекта права законодательной инициативы, должно способствовать обновление состава ВККС.

По действующему закону, состав ВККС формируется съездом судей Украины, съездом представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений, съездом адвокатов Украины, уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека и председателем Государственной судебной администрации Украины.

К сожалению, зачастую процедуры избрания (назначения) членов ВККС сопровождаются неоднозначными «историями».

Понятно, что перезагрузить ВККС быстро невозможно, потому предлагается ряд шагов, которые могли бы ускорить этот процесс. В частности, предлагается уменьшить состав ВККС – сформировать его из 12 членов (сейчас 16), которых будет назначать ВСП по результатам конкурса сроком на четыре года.

Способствовать обеспечению прозрачности такого конкурса и независимости ВККС должны международные эксперты, кандидатуры которых должны быть предложены международными организациями, с которыми Украина сотрудничает в сфере предотвращения и противодействия коррупции в соответствии с международными договорами. Работа привлеченных таким образом экспертов уже была положительно оценена во время отбора в Высший антикоррупционный суд.

Международные эксперты должны способствовать обеспечению прозрачности и подотчетности членов ВСП и членов ВККС и во время их дальнейшей деятельности.

Кроме того, рассмотрение дисциплинарной жалоб на судей планируется ограничить 30 днями с момента ее получения  и сделать эту процедуру более прозрачной.

ВККС в течение двух месяцев со дня формирования ее нового состава проводит отбор судей в кассационные суды в составе Верховного Суда из числа судей соответствующих кассационных судов Верховного Суда по критериям профессиональной компетентности, этики и добропорядочности.

Будет ли восстановлено доверие к судебной системе

Фактически может произойти перезагрузка высшего суда в системе судоустройства Украины. В то же время на судей Верховного Суда, которые не так давно прошли сложный конкурс, ждет новый отбор по критериям профессиональной компетентности, этики и добропорядочности.

Убежден, что многие судьи Верховного Суда действительно являются выдающимися профессионалами, и новый отбор это подтвердит. Понимая нагрузки суда кассационной инстанции, хочется пожелать юристам сил и терпения в период новых быстрых изменений.

В свою очередь судьи и адвокаты также ожидают действенных шагов по соблюдению сроков рассмотрения дел, в частности, в Верховном Суде.

Необходимо восстановить доверие граждан к судебной власти также благодаря справедливым судебным решениям, но, если независимый суд будет затягивать с их вынесением в течение нескольких лет, вряд ли это возможно.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате