Заболело в мире
42,641,728
Умерло в мире
1,150,157
Вылечилось в мире
28,776,373
Заболело в Украине
343,498
Умерло в Украине
6,391
Вылечилось в Украине
141,508
Солнце светит, ветер дует: где и как хранить «зеленую» энергию в Украине

Солнце светит, ветер дует: где и как хранить «зеленую» энергию в Украине

Почему energy storage до сих пор официально не внедрены на отечественном энергорынке

Этот материал также доступен на украинском
Солнце светит, ветер дует: где и как хранить «зеленую» энергию в Украине

13 февраля 2020 года Комитет Верховной Рады по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг рассмотрел законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О рынке электрической энергии» (об энергетической безопасности, балансировании энергосистемы и системы накопления энергии)». Этот законопроект был зарегистрирован народным депутатом Камельчук Ю. А. 12 декабря 2019 года под №2582. Для участников рынка электроэнергии последний аспект очень важен, поскольку отсутствие регулирования систем накопления не позволяет внедрять эти технологии в Украине. О том, как сохранить произведенную электроэнергию и таким образом избежать разбалансирования энергосистемы, а также об особенностях нормализации этих вопросов в странах ЕС специально для Mind рассказывает эксперт по энергетическим проектов Марина Грицишина.

В связи с неопределенностью аукционов для производителей электроэнергии из возобновляемых источников и снижением «зеленых» тарифов с 2020 года, в конце 2019-го произошло существенное увеличение количества объектов электроэнергетики из ВИЭ. По данным НЭК «Укрэнерго», по состоянию на январь 2020 года установленная мощность объектов ВИЭ составила 4,97 ГВт, где:

  • 76,29% СЭС;
  • 20,85% ВЭС;
  • 2,87% станции на биотопливе.

Значительный прирост ВИЭ был предсказуемым, учитывая следующее:

Зачем нужны системы хранения?

СЭС и ВЭС свойственно непостоянное производство электроэнергии, которое зависит от погодных условий. Поэтому для стабильной работы энергетической системы с большим количеством ВИЭ важно обеспечить балансирующие мощности.

Однако их нехватка также не может быть неожиданностью. В соответствии с Законом Украины «О рынке электрической энергии» и Правилами безопасности поставок на Минэкоэнерго были возложены обязанности по мониторингу безопасности поставок:

  • каждые два года до 31 июля обнародовать отчет о результатах мониторинга безопасности поставок электроэнергии;
  • ежегодно проводить оценку рисков нарушения этой безопасности на следующий год.

Однако выводы об оценке рисков со стороны Минэкоэнерго до сих пор отсутствуют.

Одним из возможных вариантов для улучшения безопасности поставок может быть использование систем накопления электрической энергии (energy storage).

Как это происходит в странах ЕС?

Главными предпосылками для применения систем накопления электроэнергии являются декарбонизация и децентрализация ее производства. Предпосылка – увеличение выработки «зеленой» электроэнергии и участия домохозяйств в этом процессе.

В целях содействия дальнейшей декарбонизации, Директивой (ЄС) 2018/2001 о содействии использованию энергии из возобновляемых источников от 21 декабря 2018 года предусмотрено достижение 32% ВИЭ в странах ЕС до 2030 года. Соответственно, использование «зеленой» энергии в Евросоюзе продолжит расти. В то же время будет увеличиваться потребность в балансирующих мощностях, в частности в energy storage.

Для упрощения их применения в июне 2019 года в ЕС была принята Директива об общих правилах для внутреннего рынка электроэнергии 2019/944. Документ является частью законодательного пакета ЕС «Чистая энергия для всех европейцев». Он предусматривает меры по переходу к чистой энергии, а также повышение гибкости энергосистемы и участия потребителей в работе энергетических рынков.

Почему это направление не развивается в Украине?

В отличие от Евросоюза, в Украине увеличение объема ВИЭ не заставляет органы государственной власти преодолеть барьеры для применения систем накопления. И таких барьеров несколько.

Отсутствие порядка использования систем накопления электроэнергии. Законом «О рынке электрической энергии» и правилами работы различных сегментов рынка не урегулирован вопрос использования систем накопления электрической энергии и присоединение их к сетям. Несмотря на эффективность этих систем на рынке вспомогательных услуг, в законодательстве отсутствует регулирование их работы, да и рынок до сих пор не работает.

Достаточно много вопросов также существует по установлению систем накопления электроэнергии производителями ВИЭ и о возможности продавать электроэнергию из этих систем по «зеленому» тарифу.

Отсутствие условий для стимулирования инвестиций в energy storage. По данным Lazard о расходах на системы накопления электроэнергии, в большинстве стран экономика соответствующих проектов зависит от субсидирования и государственной поддержки. При этом для получения прибыли от внедрения систем накопления необходимо следующее:

  • политика поддержки путем установления государственных целей для стимулирования закупки систем накопления;
  • поддержка через стимулирующие платежи для субсидирования первоначальных требований к капиталу под проекты систем накопления;
  • рыночные условия, которые позволяют получить доход от использования систем накопления на оптовом рынке электроэнергии.
В Украине не предусмотрены ни системы поддержки для внедрения систем накопления, ни рыночные условия, позволяющие инвесторам получить доход от внедрения таких систем.

Что понимают под energy storage в Европе и Украине?

Директива об общих правилах для внутреннего рынка электроэнергии 2019/944определяет «систему накопления электроэнергии» (energy storage) как:

  • отложенное конечное потребление электроэнергии на более позднее время, чем когда она была произведена, или
  • преобразование электрической энергии в форму энергии, которая может сохраняться, хранение такой энергии и дальнейшее  ее преобразование в электрическую энергию, или
  • использование в качестве другого энергоносителя.

Директива предусматривает широкое определение «системы накопления энергии», охватывающее как преобразования в электрическую энергию, так и преобразования в другой энергоноситель. Это более широкое определение, чем то, которое предлагается в других странах ЕС, где определение предполагает только реконверсию в электроэнергию.

В отличие от Директивы ЕС, законопроект №2582 содержит более узкое определение системы накопления энергии (Energy storage technologies) как комплекса, присоединенного к системе передачи или распределения с целью отбора, накопления, в том числе путем преобразования (физические, инерционные, химические, водородные и другие технологии) ранее произведенной электрической энергии, ее хранения и дальнейшего отпуска.

Системы накопления электроэнергии в странах ЕС имеют следующие особенности применения:

  • использование без ограничения границ с целью содействия конкуренции и поставки электроэнергии по лучшей цене;
  • стимулирования закупки электроэнергии из систем накопления путем обеспечения регуляторной базы и обеспечение стимулов для закупки услуг хранения электроэнергии;
  • недискриминационное участие в закупке вспомогательных услуг систем накопления электроэнергии.

При этом согласно Директиве об общих правилах для внутреннего рынка электроэнергии 2019/944 операторы системы не должны владеть, развивать, управлять или эксплуатировать системы накопления электроэнергии. На новом рынке электроэнергии услуги хранения энергии должны быть рыночными и конкурентоспособными. Поэтому следует избегать перекрестного субсидирования между услугами накопления электроэнергии и регулируемыми функциями распределения или передачи.

Но насколько украинский законопроект №2582 соответствует этим принципам – вопрос пока открытый.

Как предлагается внедрять такие системы в Украине?

К главным новациям, которые прописаны в законопроекте №2582, можно отнести следующие:

  • вводится новый участник рынка электрической энергии – оператор системы накопления;
  • конкурсные процедуры на строительство генерирующих мощностей дополнены системами накопления электроэнергии;
  • деятельность оператора системы накопления подлежит лицензированию для систем накопления более 5 МВт.

Интересное условие об участии оператора системы накопления предусмотрено для оператора системы передачи. Так, последний не может быть оператором системы накопления энергии кроме определенных исключений. В частности, предусмотрена возможность для оператора системы передачи осуществлять эксплуатацию системы накопления энергии общей мощностью до 250 МВт в случаях, когда

  • предложение таких услуг отсутствует на рынке и
  • исключительно с целью предоставления услуг по диспетчеризации (в частности для обеспечения операционной безопасности, обеспечения балансировки и других мероприятий, направленных на выполнение требований целостности системы передачи).

Но почему именно 250 МВт?

В октябре 2019 года «НЭК «Укрэнерго» подписала два меморандума для реализации проектов, связанных с системами накопления:

  • Меморандум о сотрудничестве с французским оператором системы передачи RTE об установлении системы накопления на 200 МВт.
  • Меморандум с Европейским банком реконструкции и развития о реализации проекта систем накопления электроэнергии.

Этими меморандумами предусмотрено установление 240 МВт систем накопления электроэнергии оператором системы передачи.

Что не так с законопроектом №2582?

Согласно законопроекту, НЭК «Укрэнерго» не может быть оператором системы накопления, кроме случаев отсутствия услуг по накоплению электроэнергии на рынке. Но такое условие может привести к конфликту интересов при эксплуатации систем накопления оператором системы передачи. Причин несколько.
  • Использование систем накопления электроэнергии наиболее эффективно на рынке вспомогательных услуг. При этом именно оператор системы передачи должен покупать дополнительные услуги у поставщиков вспомогательных услуг по правилам функционирования этого рынка.
  • Оператор систем накопления, согласно законопроекту №2582, обязательно должен участвовать в балансирующем рынке, на котором также покупку и продажу электроэнергии осуществляет оператор системы передачи.
  • От оператора системы передачи будет зависеть дальнейшее внедрение систем накопления электроэнергии, но эти конкурсы не начинаются без утверждения НКРЭКУ Отчета по оценке соответствия (достаточности) генерирующих мощностей оператора системы передачи. За 2018 и 2019 годы эти отчеты так и не были утверждены регулятором.

Директива 2019/944  также содержит определенные исключения для операторов системы передачи по использованию energy storage. Но они, во-первых, детально прописаны и подлежат одобрению регулирующими органами. А во-вторых, отсутствие предложения от других участников подтверждается тем, что они после открытой, прозрачной и недискриминационной процедуры тендеров не получили права собственности, управления и эксплуатации систем накопления или не смогли предоставлять эти услуги по разумной стоимости.

Однако, законопроект №2582 не содержит всех этих условий для применения систем накопления оператором системы передачи. Конечно, можно говорить, что Директива 2019/944 не является обязательной для Украины. Однако при внедрении систем накопления стоит обратить внимание на основные принципы их регулирования в странах ЕС. Особенно это актуально, учитывая стремление Украины либерализовать рынок электрической энергии в соответствии с Третьим энергопакетом.

Таким образом, законопроект №2582 требует доработки и обсуждения для учета интересов инвесторов в проектах систем накопления электроэнергии и принципов внедрения систем накопления в странах ЕС. В то же время быстрые темпы роста проектов ВИЭ требуют как можно более быстрого внедрения систем накопления для балансирования энергосистемы.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате