Цена компромисса: к чему приведет отмена ВЭД для IT

Цена компромисса: к чему приведет отмена ВЭД для IT

Как повлияют нововведения на отрасль и экономику Украины

Цей текст також доступний українською
Цена компромисса: к чему приведет отмена ВЭД для IT

Налогообложение ІТ-сектора – одна из самых популярных тем среди законодателей. В частности, недавно в обществе и среди специалистов этой сферы активно обсуждалась идея создания пятой группы физических лиц – предпринимателей и отмены возможности для этой группы заниматься внешнеэкономической деятельностью (ВЭД).

Подробнее об этом – в материале«Трансформация «ФЛП-5»: что предлагают IT-отрасли»

Сегодня о том, какие новшества предлагали в этой сфере ранее, оправдана ли идея с отменой ВЭД и какие  последствия могут быть от ее введения, рассказала Mind юрист практики по разрешению налоговых споров KPMG Law Ukraine София Барановская.

Как доходы IТ-специалистов облагаются налогом сейчас

Сейчас ІТ-специалист может работать как обычный наемный работник, платить 18% налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и 1,5% военного сбора. Кроме этого, работодатель за такого работника обязан уплатить единый социальный взнос (ЕСВ) по ставке 22% от минимальной заработной платы с максимальным пределом в 15 минимальных заработных плат. В итоге работодатель и работник удерживают и уплачивают суммарно 41,5% налогов и взносов по заработной плате.

Второй вариант сотрудничества в этой области более распространен – оформление ФЛП третьей группы по упрощенной системе налогообложения и с уплатой единого налога по ставке 5%. ЕСВ уплачивается ежемесячно в размере 22% от минимальной заработной платы. В общем отчисления составляют 5% от полученного дохода и ЕСВ в размере 1039,06 грн.

Упрощенная система налогообложения и низкие ставки налога являются основными причинами, по которым более 80% IТ-специалистов в Украине работают именно как ФЛП.

В то же время одной из ключевых причин развития IТ-сектора в Украине является именно такие преференции, по сравнению с налогообложением в других странах. Возможно, именно из-за ставки правительства Украины на содействие развитию IТ-индустрии, налоговые органы крайне редко проводят проверки налогоплательщиков ФЛП, предоставляющих IТ-услуги.

Недостатки оформления отношений через ФЛП

В этом случае стоит обратить внимание на тот факт, что разница между наемным работником и ФЛП заключается не только в налогообложении, но и в правах и обязанностях, которые на таких лиц возлагаются.

В частности, трудовые отношения возлагают на работодателя дополнительные обязанности в виде обеспечения условий труда. Например, предоставление офисного помещения, ноутбука, канцелярии, иногда даже обеспечение работников питанием, предоставление оплачиваемых отпусков, больничных, стабильная ежемесячная выплата вознаграждения в виде аванса и заработной платы, ответственность за уплату и начисление налогов и тому подобное.

Если отношения ФЛП и заказчика услуг напоминают вышеупомянутые критерии, то существует риск переквалификации гражданско-правовых отношений в трудовые и доначисления налоговых, финансовых и применения административных и даже уголовных санкций.

Какие изменения предлагал законодатель

Начиная с февраля 2019 года на общественное обсуждение было вынесено несколько законопроектов, которые предлагали внести изменения в регулирование деятельности представителей IТ-сектора.

  1. Об усилении защиты прав работников и противодействия применению незадекларированного труда. В частности, в текст Кодекса законов о труде предлагалось добавить статью 21-2, в которой закрепить перечень из семи критериев, соблюдение трех из которых будет свидетельствовать о существовании трудовых отношений, независимо от особенностей оформления договорных отношений. Такие признаки, среди прочего, включали периодичность оплаты, обязанность лично выполнять работу, закрепленное рабочее место, продолжительность рабочего времени и тому подобное.

Поскольку с риском переквалификации гражданско-правовых договоров в трудовые в этом случае столкнулись бы почти все IТ-компании и ряд других отраслей, которые активно используют модель сотрудничества с ФЛП, этот законопроект вызвал шквал критики и дал законодателю понять, что такие изменения однозначно не поддержит общество.

  1. В конце февраля 2019 года в Верховной Раде Украины был зарегистрирован законопроект №10094 о развитии креативных индустрий в Украине. Документ предусматривает создание отдельной пятой группу ФЛП исключительно для лиц, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.
Ставку единого налога для плательщиков пятой группы предлагалось установить на уровне 5% – с 1 января 2020 года. В дальнейшем ежегодно ее повышать до достижения 10% с 1 января 2025 года.
В свою очередь экс-премьер-министр Украины Алексей Гончарук отмечал, что отчисления с повышенной ставки налога (с 1% с 1 января 2021-го до 5% с 1 января 2025 года) должны создать Фонд развития человеческого капитала, которым будут руководить сами плательщики и направлять эти средства на образовательные цели.
  1. Кроме того, на IТ-специалистов предлагалось возложить обязанность по уплате военного сбора в размере 1,5%, а минимальный размер ЕСВ для них сделать в размере, не меньшем, чем двойной размер минимального страхового взноса. Поскольку такие изменения повысили бы налоговую нагрузку на каждого ФЛП отрасли, то не вызвали бы поддержки бизнеса.

Сейчас этот законопроект отозван.

  1. Следующей попыткой изменить регулирование деятельности IТ-специалистов был альтернативный законопроект №10094-1, зарегистрированный в парламенте 14 марта 2019 года. Он предлагает не создавать отдельную группу для ФЛП, а ввести отдельную категорию работников – профессионалов в сфере программирования, ставка НДФЛ для которых должна составлять альтернативные 9%, а не общие 18%.

Ставку ЕСВ также предлагалось снизить с 22% до 5%. Это предложение выглядело как попытка превратить IТ-специалистов с ФЛП в работников и предоставить им больше трудовых прав и обязанностей. Сейчас этот законопроект также отозван.

О новых предложениях

Недавно снова появилась информация, что пятая группа ФЛП все-таки будет введена, однако с некоторыми изменениями. В частности, предложено, чтобы минимальный размер ЕСВ составлял единичный размер минимального страхового взноса. Также хотят возложить обязанность на ФЛП по уплате военного сбора и ввести прогрессивную ставку налога на «развитие человеческого капитала».

Однако наиболее интересное новшество заключается в предложении для этой группы ввести запрет на осуществление внешнеэкономической деятельности. Обосновывается такая идея целью государства стимулировать иностранные компании создавать представительства или юридические лица на территории Украины и облагать налогами здесь их деятельность.

Сейчас профильный Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности» не устанавливает запретов на осуществление внешнеэкономической деятельности ФЛП.

Кроме того, очень часто иностранные лица не хотят регистрироваться на территории Украины не только с целью избежания налогообложения, а именно из-за нестабильной национальной финансовой и правоохранительной систем, отсутствия реальной защиты имущественных прав на объекты права интеллектуальной собственности.

Как такое нововведение будет работать на практике

Нововведение может способствовать лишь изменению структурирования деятельности компаний IТ-сектора в Украине, в частности ФЛП пятой группы могут заключать договоры не с получателем услуг – нерезидентом напрямую, а через юридическое лицо, зарегистрированное на территории Украины, которое будет получать минимальную маржу.

Поэтому к значительным налоговым последствиям в виде наполнения государственного бюджета это может не привести.

А значит, под вопросом остается налоговая эффективность по результатам внедрения предложенных изменений и возникает вопрос, не будут ли способствовать они дискриминации представителей IТ-сектора и замедлению развития IТ-индустрии в Украине?

Вышеприведенные предложения пока не изложены в форме нового законопроектf и отсутствуют на официальном сайте Верховной Рады Украины.

Кроме того, вряд ли в ближайшее время такие изменения будут внесены, ведь власть сейчас больше волнует эпидемия коронавируса (COVID-19). Конечно, последствия этой эпидемии, очевидно, значительно повлияют на бизнес и наполненность государственного бюджета.

Однако значительное внимание к IT-индустрии свидетельствует о том, что есть желание изменить регулирования этого сектора экономики.

Остается только вопрос, услышат ли представителей IT-индустрии за столом переговоров, следствием которых должна стать win-win альтернатива.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно