Бизнес против коронавируса: как запустить новый проект в кризис
Практический кейс о запуске бизнеса в сложное время

Любой кризис это не только проблемы и растерянность, это еще и новые возможности. Коронакризис не исключение, и это время можно использовать для старта или трансформации уже работающих моделей бизнеса.
Подробно об этом Mind писал в материале «Создано на карантине: 5 проектов против болезни и паники».
Однако, находясь в ситуации, не всегда удается рассмотреть открывшиеся возможности. В этом случае стоит изучить опыт тех, кому удалось использовать кризис во благо бизнеса.
Основатель компании по производству аксессуаров для музыкальных инструментов KGUbrass, победитель номинации «Прорыв года» в ежегодном конкурсе «Предприниматель года» международной платежной платформы Payoneer Максим Гопанчук рассказал Mind о своем опыте запуска проекта в кризис.
Истории успеха украинского бизнеса всегда вдохновляют других. А если этот бизнес получает международные награды – еще и мотивирует. Сейчас, когда одни, потеряв работу, сетуют на горькую судьбу, другие видят возможности для развития. И это не пустые слова мотивационных тренеров, а конкретный пример, который может быть полезен украинцам сейчас.
Где искать идеи
Я открыл свою компанию в кризис 2008 года, стал предпринимателем и вышел на мировой рынок с прибыльным бизнесом.
История началась в 2004 году. Будучи профессиональным музыкантом, я работал в джазовых и академических коллективах.
Однажды решил приобрести себе новый инструмент на ebay. Но, получив доставку, разочаровался. Инструмент не был плохим – просто не подошел именно мне. Довольно быстро я смог продать этот товар коллегам. Тогда же мне впервые и пришла в голову мысль привозить в Украину инструменты из-за границы и продавать их здесь.

Максим Гопанчук (слева) и Михаил Кузнецов
Кроме того, уже тогда стали появляться мысли наладить собственное производство комплектующих, чтобы дополнить ассортимент аксессуарами, произведенными в Украине.
С началом кризиса в 2008 году я вынужден был оставить музыкальную карьеру – моя работа тогда сильно обесценилась, а зарплата составляла $200. Это заставило полностью углубится в собственное дело и вернуться к идее запуска производства аксессуаров.
Кризис не только девальвировал гривну, но и оставил без работы множество специалистов, которых можно было бы занять на производстве. Своего первого мастера я нашел на OLX. Со временем команда расширилась, и сейчас у нас работают 10 человек. Мы сосредоточились на производстве аксессуаров, в каком-то смысле «тюнинге» для инструментов.
Как строилась работа по продажам за рубежом
Тогда же стало понятно, что в кризис нужно зарабатывать доллары. Поэтому мы приняли решение стартовать с продажами на еbаy. На этой платформе находятся основные платежеспособные покупатели – граждане США, Европы и богатой части Азии (Китай, Япония, Филиппины). Мы разделили обязанности: Михаил занялся маркетингом, продвижением и ведением сайта, а я сосредоточился на производстве, создании новых продуктов и логистике.
Позже подключили еще и Amazon. Но из-за различий в работе площадок, продажи на Amazon шли плохо. Тогда пришлось активно изучить алгоритм работы обеих площадок, например пройти курсы по Amazon в Украине.
Вначале, как и многие стартаперы, мы чувствовали страх, не понимали – как выходить в другие страны и что делать, чтобы у нас покупали. Многие думают, что Amazon и еbаy – волшебная палочка: взмахнешь и деньги падают на твой счет. Но там вас никто не ждет. Одно дело – добавить свой товар на торговую площадку, другое – сделать так, чтобы у тебя покупали. Львиная доля успеха заключается в упорстве.
Чтобы выйти с продажами на международный рынок необходимы три составляющие.
- На первом месте должен быть качественный продукт. В противном случае он никому не нужен. Чтобы защититься от китайских подделок производство нужно налаживать не у них, а только в Украине.
- Второе: не сдаваться, если что-то не получилось. Пробовать разные подходы, изучать тему и настойчиво идти к результату.
- Третье: использовать все возможные способы продаж в маркетинге.
О первом опыте продаж и поиске новых идей
Первым заказом у нас на ebay стал комплект аксессуаров, сделанный и отправленный заказчику в другую страну. И ему он не подошел. Оказалось, что инструменты одного и того же бренда, одной и той же модели могут быть разными, в зависимости от года выпуска.
Так появилась идея создания базы инструментов, обращаясь к которой, можно воспроизвести любые детали с максимальной точностью.
Неочевидной проблемой стал также процесс получения денег из заграницы. Вначале мы пытались использовать PayPal, но в Украине он не работает, и мы лишь потеряли деньги. Другая схема предполагала наличие партнера в стране, где находятся клиенты. Такого человека удалось найти в США. Он получал оплату на свою компанию в США, а потом переводил деньги в Украину за вознаграждение. Тогда это было оптимальным решением, но сейчас мы знаем, что процесс перевода средств можно сделать намного быстрее, выгоднее и проще.
В одной из рекомендаций Amazon я увидел ссылку на сервис Payoneer, где нужно было только зарегистрироваться. Через две недели мы провели свою первую продажу. Так мы с помощью Payoneer стали работать с американской музыкальной площадкой Reverb, частными клиентами, которые покупают нашу продукцию через Amazon и почти всеми европейскими партнерами.
Такой оптимальный вариант получения денег из-за границы через Payoneer дал сильный толчок развитию нашего узкопрофильного бизнеса. Вопросы проведения оплаты стали отнимать заметно меньше времени, а значит, больше внимания можно было уделить задачам на производстве. Главное – пропал страх перед работой на зарубежном рынке.
Малому и среднему бизнесу и сейчас проще выйти с продажами в США и Европу, благодаря разным обучающим программам, бонусам и конкурсам.
Кроме того, нам как маленькому украинскому нишевому бизнесу удалось победить в премии «Предприниматель года» от Payoneer среди 3500 предпринимателей из 120 стран мира. И это вдохновило нас на открытие сообщества для украинских производителей, где они могли бы делиться своим опытом.
Создание физических товаров и их отправка по всему миру может стать новым путем развития для украинцев.
Сейчас мы можем сказать, что в такие сложные периоды, как сейчас, главное – искать и находить самые выгодные для себя решения. Украинцы имеют то, что ценят иностранцы: трудолюбие, качественную работу и умение достигать результатов.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.