Братский расчет: введет ли Путин войска в Беларусь
И как поведет себя Запад при любом из возможных сценариев

Накануне Генеральная прокуратура Беларуси открыла уголовное дело против членов Координационного совета, созданного оппозицией по инициативе Светланы Тихановской, оппонента Александра Лукашенко на президентских выборах.
Ранее президиум совета на своем первом заседании принял резолюцию с основными требованиями к власти, среди них – проведение новых выборов.
Mind писал о том, как события, происходящие в Беларуси, могут отразится на её экономике.
Как могут развиваться события в соседней стране в ближайшее время и какую позицию может занять президент РФ Владимир Путин, разбирался для Mind военный эксперт Михаил Жирохов.
После начала гражданских волнений в Беларуси один из основных вопросов, каким задаются патриотически настроенные украинцы: введет ли Владимир Путин войска, чтобы поддержать зашатавшийся под Александром Лукашенко трон? Ведь в таком случае наша страна получила бы еще 1084 кма границы с враждебным государством. Попробуем ответить на этот вопрос, исходя из логики происходящего.
Ни мира, ни войны
Современные отношения Киева и Минска сложно охарактеризовать одним словом. С одной стороны, Лукашенко целиком и полностью поддерживает Россию на мировой арене, в том числе и в вопросе аннексии Крыма, с другой – активно участвует в перевооружении украинской армии.
На этом фоне у нашего Генерального штаба еще с 2014 года существует план обороны северных областей, предпринимаются довольно серьезные шаги для укрепления обороноспособности на этом направлении – чего стоит, например, создание 61-й отдельной пехотной егерской бригады или отдельного танкового батальона.
Однако воевать с белорусской армией – это одно, а вот с российской, как показали события лета 2014 года – совсем другое.
Так ли уж важен Лукашенко для Путина?
Очевидно, что отношения между Лукашенко и Путиным весьма непростые и за последние годы в них было много разного, однако в целом белорусы очень хорошо относятся к России – гораздо лучше, чем поляки или украинцы. Поэтому реакция местного населения на прямое вторжение российской армии может оказаться непредсказуемой. Причем вполне возможно, что для некоторых это будет прямой призыв к партизанской войне.
Понятно, что Лукашенко может пригласить Россию в рамках договоренностей о Союзном государстве и договора о коллективной безопасности. Однако россияне ему нужны исключительно в качестве «заградотрядов» для собственных силовиков, которых как показали события на улицах Минска вполне хватает, чтобы контролировать ситуацию.
Но нужен ли Лукашенко Кремлю? Ведь Россия экономически уже дожала «союзное государство»: по некоторым данным, до 70% государственного долга Беларуси принадлежит РФ, экспорт машиностроения страны направлен исключительно в Россию. А об не облагаемых пошлиной российских нефтепродуктах, которые позволяют ей балансировать бюджет, вообще лучше промолчать.
Поэтому нет никакого сомнения, что, кто бы не пришел к власти «после Лукашенко», его первый визит будет именно в Москву, а потом уже в Пекин.
Можно говорить о том, что не существует такого сценария развития событий, при котором Беларусь начала бы реально разворачиваться в сторону Брюсселя. Ведь, как показал опыт Украины, Евросоюз крайне критически относится к собственному расширению, а в нынешней пост-КОВИДной реальности у них просто нет денег, чтобы поддерживать проевропейское движение в любой стране.
Лукашенко Путину не нужен даже в долгосрочной перспективе – за ним вертолеты, как за Януковичем, точно не пришлют.
Оккупация по-российски
Не остановит Путина в деле возможной оккупации Беларуси и полное отсутствие такого опыта и создания органов власти в условиях гражданского противостояния. Ведь та же аннексия Крыма готовилась как минимум 10–12 лет (достаточно вспомнить экс-мера Москвы Юрия Лужкова и его деятельность в начале 1990-х годов, а «первый президент Крыма» Юрий Мешков – вообще типичная московская марионетка).
При оккупации части территории Луганской и Донецкой областей россияне смогли опереться во-первых, на заранее «окученные» кадры типа бывшего «народного губернатора» ДНР Павла Губарева, который прошел подготовку в России. Во-вторых, на разветвленную сеть ячеек Партии регионов и Коммунистической партии Украины. Ничего этого в Беларуси просто нет. Работа россиянами не велась, поскольку считалось (и считается), что белорусы искренне любят Россию и даже в мыслях не будут противодействовать расширению «русского мира».
При этом основания так думать у кремлевских политтехнологов есть: белорусский язык вытеснен на периферию. Как показывают многочисленные опросы, белорусы искренне поддерживают усилия Москвы по «собиранию земель». И нынешние выступления не имеют абсолютно никакой антироссийской направленности.
Реакция Запада
Понятно, что, планируя свои действия в Беларуси, Путин просто вынужден просчитывать реакцию и коллективного Запада. Ведь в случае прямого вторжения все фантомные боли Польши и стран Балтии обретут реальные черты.
В любом случае для угасающей НАТО как международной организации это будет просто «подарок судьбы». Так, совершенно по-другому встанет вопрос об укреплении восточного фланга НАТО, начнется реальная гонка вооружений, в отношениях Россия – НАТО стороны откажутся от взаимных обязательств. И как это отразится на положении Калининградской области – такого себе российского анклава в Европе – несложно предположить.
Конечно, Путин может пойти ва-банк и решится на вторжение, учитывая, что в США в год выборов не до Путина и тем более не до Беларуси. И часть событий в мире происходила именно под таким «соусом» – достаточно вспомнить те же венгерские события 1956 года.
Однако это крайне ущербная логика, и вполне может оказаться, что тот же президент США Дональд Трамп под давлением внутренних факторов наоборот будет вынужден доказывать американцам, насколько он ненавидит Путина.
Сухой остаток
Судя по тому, что Россия занимает крайне осторожную позицию в белорусском вопросе, а под границами страны не развернулись масштабные военные игрища, можно вполне ответственно говорить о том, что никакого ввода российских войск не будет. Тем более, что на фоне крайне вялой и не скоординированной позиции Запада протесты понемногу сходят на нет, а Лукашенко уже полным ходом готовится к проведению инаугурации.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.