Открытая игра: почему для инвестора нужен бизнес-план
О правилах составления дорожной карты проекта

От идеи до воплощения в жизнь конкретного проекта могут пройти годы, но этот срок можно сократить до минимума. От чего зависит старт и чем в этом может помочь составление бизнес-плана рассказала Mind упраляющий партнер Pro Capital Investment, директор Business Clinic KNEU The Next Антонина Кутовая.
Экономический кризис предусматривает более избирательное отношение инвесторов к новым или уже действующим проектам. Требования ужесточаются, конкуренция за получение инвестиций увеличивается. Инвестору, чтобы вложить деньги в бизнес, нужны основания, чтобы поверить в успешное развитие и прибыльности проекта, как входить и выходить из этого бизнеса. Именно этим целям служит бизнес-план.
Выиграют те, кто основательно подготовятся и смогут предоставить профессиональный грамотно составленный документ, который будет содержать полную информацию, необходимую для принятия решения.
А если у вас уже есть действующий бизнес, бизнес-план покажет, насколько эффективен проект на данный момент, каковы возможные пути развития с учетом анализа ситуации на рынке.
Зачем нужен бизнес-план
Этот многофункциональный документ не только помогает грамотно спланировать бизнес и привлечь финансирование, но и является инструкцией по контролю и управлению своим бизнесом.
Такой базовый документ необходим любому бизнес-проекту. Однако в первую очередь он необходим собственнику для понимания, как развивать и организовать свой бизнес, и помогает ответить на следующие вопросы:
- будет ли предприятие рентабельным, привлекательным для инвесторов;
- будет ли рыночный спрос на предлагаемые услуги или продукт;
- какие ресурсы необходимы для проекта;
- какие будут доходы и расходы по проекту и как они будут распределяться;
- каковы показатели эффективности по проекту.
Бывает, что инициатор проекта абсолютно уверен в инвестиционной привлекательности выбранного направления в бизнесе, а бизнес-план доказывает обратное. В этом случае он помогает собственнику избежать затрат и перенаправить средства в более рентабельную нишу.
О структуре бизнес-плана
Каким должен быть бизнес-план зависит от того, для кого и каких целей он предназначен.
Одной из лучших структур является UNIDO.
Стандарт был разработан Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию UNIDO (United Nations Industrial Development Organization).
Бизнес-план по UNIDO требует профессиональной квалификации и умения разбираться в таких областях планирования проектов, как:
- маркетинговые исследования;
- анализ рыночной ситуации и конкурентных преимуществ аналогичных предприятий;
- исследование ресурсной базы (финансовые, кадровые, временные и др.);
- выявление предпочтений потребителей, инвестиционное и финансовое планирование.
Согласно стандарту UNIDO бизнес-план должен состоять из следующих разделов:
- резюме исследования;
- предыстория и основная идея проекта;
- анализ рынка и стратегия маркетинга;
- сырье и материалы;
- место осуществления, строительная площадка и экологическая оценка;
- инженерное проектирование и технология;
- организация производства и накладные расходы;
- трудовые ресурсы;
- планирование и сметная стоимость работ по проекту;
- финансовая оценка;
- экономический анализ прибылей и издержек.
Также бизнес-план создают по структуре, формат которой определяет организация, которая будет принимать решение о предоставлении финансирования.
При этом формат документа может быть различным. Для крупного бизнеса необходимо расширенное или детальное бизнес-планирование, учитывая масштабы, объемы инвестиций. Для малого и среднего бизнеса (МСБ) часто нет необходимости в детализации до мельчайших подробностей. Отсюда и требования к бизнес-плану по объему информации будут разные. Но для всех останется неизменной структура бизнес-плана.
А цели у всех разные:
- получение кредита в банке;
- привлечение инвестора или партнера;
- предварительная оценка инвестиционного проекта;
- внутреннее планирование в компании.
Что интересует инвесторов
Как понять, что бизнес-план составлен правильно, если вы его заказали, и на что ориентироваться, если вы решили действовать самостоятельно.
Бизнес-план должен содержать пять ключевых разделов: презентация бизнеса, управление, маркетинг, финансовые прогнозы, финансирование.
- Краткая презентация вашего бизнеса (проекта), в которую включены основные факты о сфере деятельности и направлении. Основная цель – показать инвестиционную привлекательность проекта.
- описание бизнеса и продукта;
- миссию компании;
- видение компании;
- текущее позиционирование на рынке;
- финансовые перспективы;
- достижения и цели, как прошлые, так и будущие.
- Описание бизнеса
В этом пункте, должна быть изложена подробная информация и разъяснения:
- чем занимается ваша компания;
- структура вашего бизнеса;
- какие продукты и услуги вы предлагаете, проблемы, которые они решают;
- ваша позиция на рынке:
- кто ваши клиенты;
- ключевые преимущества перед конкурентами;
- точки продаж
Для узкопрофильной ниши рекомендую включить динамику рынка и позиционирование вашего бизнеса в отношении нынешних игроков.
- Маркетинговая стратегию и продажи
Обязательная информация в этом разделе: рекламная стратегия продвижения компании, анализ целевой аудитории, конкурентные преимущества, инструменты привлечения.
- Финансовые прогнозы
- возможности и перспективы проекта;
- движения денежных средств;
- ожидаемые доходы и расходы.
- Финансирование
Инвестиционный план, который показывает необходимые ресурсы для запуска бизнеса, их стоимость и сроки запуска.
Вы должны быть готовы, что в бизнес-план будут вноситься изменения на протяжении всей работы предприятия. На это оказывают влияние: увеличение объемов производства, выходы на новые рынки, спад производства, экономическая ситуация в стране и т. д. Немаловажным будет являться потребительский спрос на продукт, который реагирует на любые изменения в стране.
Заказать или сделать самостоятельно
Перед тем как начать составлять свой идеальный план, вам стоит честно ответить себе на вопросы:
являетесь ли вы специалистом в области маркетинга, финансов, экономики.
- можете ли самостоятельно просчитать инвестиционную привлекательность проекта;
- найти точку безубыточности;
- провести исследования рынка, с учетом показателей за несколько лет;
- определить риски и рентабельность проекта;
- насколько вы знакомы с управленческим и бухгалтерским учетом.
Если вы можете ответить «да» на все эти вопросы, то можно приступать к самостоятельной работе.
Если же остались вопросы без ответа, то можно рассмотреть разработку документа сторонними специалистами.
Отдельным преимуществом заказа бизнес-плана в консалтинговой компании является то, что последние помогают найти инвесторов для стартапа или развития действующего бизнеса, готовят полный пакет документов, ведут переговоры.
Заказать профессиональный бизнес-план, составить его самостоятельно или полагаться на удачу/чудо в организации и построении бизнеса – решать предпринимателю. В любом случае нужно помнить, что для переговоров с инвесторами, вам необходимо иметь конкретные цифры прибыльности проекта и его возможной убыточности при разных условиях.
Бизнес-план – это визитная карточка проекта. Именно он открывает возможности в мир успешного бизнеса.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.