Заболело в мире
44,495,972
Умерло в мире
1,174,225
Вылечилось в мире
30,058,850
Заболело в Украине
370,417
Умерло в Украине
6,868
Вылечилось в Украине
151,632
Открытая игра: почему для инвестора нужен бизнес-план

Открытая игра: почему для инвестора нужен бизнес-план

О правилах составления дорожной карты проекта

Этот материал также доступен на украинском
Открытая игра: почему для инвестора нужен бизнес-план

От идеи до воплощения в жизнь конкретного проекта могут пройти годы, но этот срок можно сократить до минимума. От чего зависит старт и чем в этом может помочь составление бизнес-плана рассказала Mind упраляющий партнер Pro Capital Investment, директор Business Clinic KNEU The Next  Антонина Кутовая.

Экономический кризис предусматривает более избирательное отношение инвесторов к новым или уже действующим проектам. Требования ужесточаются, конкуренция за получение инвестиций увеличивается. Инвестору, чтобы вложить деньги в бизнес, нужны основания, чтобы поверить в успешное развитие и прибыльности проекта, как входить и выходить из этого бизнеса. Именно этим целям служит бизнес-план.

Выиграют те, кто основательно подготовятся и смогут предоставить профессиональный грамотно составленный документ, который будет содержать полную информацию, необходимую для принятия решения.

А если у вас уже есть действующий бизнес, бизнес-план покажет, насколько эффективен проект на данный момент, каковы возможные пути развития с учетом анализа ситуации на рынке.

Зачем нужен бизнес-план

Этот многофункциональный документ не только помогает грамотно спланировать бизнес и привлечь финансирование, но и является инструкцией по контролю и управлению своим бизнесом.

Такой базовый документ необходим любому бизнес-проекту. Однако в первую очередь он необходим собственнику для понимания, как развивать и организовать свой бизнес, и помогает ответить на следующие вопросы:

  • будет ли предприятие рентабельным, привлекательным для инвесторов;
  • будет ли рыночный спрос на предлагаемые услуги или продукт;
  • какие ресурсы необходимы для проекта;
  • какие будут доходы и расходы по проекту и как они будут распределяться;
  • каковы показатели эффективности по проекту. 

Бывает, что инициатор проекта абсолютно уверен в инвестиционной привлекательности выбранного направления в бизнесе, а бизнес-план доказывает обратное. В этом случае он помогает собственнику избежать затрат и перенаправить средства в более рентабельную нишу.

О структуре бизнес-плана

Каким должен быть бизнес-план зависит от того, для кого и каких целей он предназначен.

Одной из лучших структур является UNIDO.

Стандарт был разработан Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию UNIDO (United Nations Industrial Development Organization).

Бизнес-план по UNIDO требует профессиональной квалификации и умения разбираться в таких областях планирования проектов, как:

  • маркетинговые исследования;
  • анализ рыночной ситуации и конкурентных преимуществ аналогичных предприятий;
  • исследование ресурсной базы (финансовые, кадровые, временные и др.);
  • выявление предпочтений потребителей, инвестиционное и финансовое планирование.

Согласно стандарту UNIDO бизнес-план должен состоять из следующих разделов:

  • резюме исследования;
  • предыстория и основная идея проекта;
  • анализ рынка и стратегия маркетинга;
  • сырье и материалы;
  • место осуществления, строительная площадка и экологическая оценка;
  • инженерное проектирование и технология;
  • организация производства и накладные расходы;
  • трудовые ресурсы;
  • планирование и сметная стоимость работ по проекту;
  • финансовая оценка;
  • экономический анализ прибылей и издержек.

Также бизнес-план создают по структуре, формат которой определяет организация, которая будет принимать решение о предоставлении финансирования.

При этом формат документа может быть различным. Для крупного бизнеса необходимо расширенное или детальное бизнес-планирование, учитывая масштабы, объемы инвестиций. Для малого и среднего бизнеса (МСБ) часто нет необходимости в детализации до мельчайших подробностей. Отсюда и требования к бизнес-плану по объему информации будут разные. Но для всех останется неизменной структура бизнес-плана.

А цели у всех разные:

  • получение кредита в банке;
  • привлечение инвестора или партнера;
  • предварительная оценка инвестиционного проекта;
  • внутреннее планирование в компании.

Что интересует инвесторов

Как понять, что бизнес-план составлен правильно, если вы его заказали, и на что ориентироваться, если вы решили действовать самостоятельно.

Бизнес-план должен содержать пять ключевых разделов: презентация бизнеса, управление, маркетинг, финансовые прогнозы, финансирование.

  1. Краткая презентация вашего бизнеса (проекта), в которую включены основные факты о сфере деятельности и направлении. Основная цель – показать инвестиционную привлекательность проекта.
  • описание бизнеса и продукта;
  • миссию компании;
  • видение компании;
  • текущее позиционирование на рынке;
  • финансовые перспективы;
  • достижения и цели, как прошлые, так и будущие.
  1. Описание бизнеса

В этом пункте, должна быть изложена подробная информация и разъяснения:

  • чем занимается ваша компания;
  • структура вашего бизнеса;
  • какие продукты и услуги вы предлагаете, проблемы, которые они решают;
  • ваша позиция на рынке:
  • кто ваши клиенты;
  • ключевые преимущества перед конкурентами;
  • точки продаж

Для узкопрофильной ниши рекомендую включить динамику рынка и позиционирование вашего бизнеса в отношении нынешних игроков.

  1. Маркетинговая стратегию и продажи

Обязательная информация в этом разделе: рекламная стратегия продвижения компании, анализ целевой аудитории, конкурентные преимущества, инструменты привлечения.

  1. Финансовые прогнозы
  • возможности и перспективы проекта;
  • движения денежных средств;
  • ожидаемые доходы и расходы.
  1. Финансирование

Инвестиционный план, который показывает необходимые ресурсы для запуска бизнеса, их стоимость и сроки запуска.

Вы должны быть готовы, что в бизнес-план будут вноситься изменения на протяжении всей работы предприятия. На это оказывают влияние: увеличение объемов производства, выходы на новые рынки, спад производства, экономическая ситуация в стране и т. д. Немаловажным будет являться потребительский спрос на продукт, который реагирует на любые изменения в стране.

Заказать или сделать самостоятельно

Перед тем как начать составлять свой идеальный план, вам стоит честно ответить себе на вопросы:
являетесь ли вы специалистом в области маркетинга, финансов, экономики.

  • можете ли самостоятельно просчитать инвестиционную привлекательность проекта;
  • найти точку безубыточности;
  • провести исследования рынка, с учетом показателей за несколько лет;
  • определить риски и рентабельность проекта;
  • насколько вы знакомы с управленческим и бухгалтерским учетом.

Если вы можете ответить «да» на все эти вопросы, то можно приступать к самостоятельной работе.

Если же остались вопросы без ответа, то можно рассмотреть разработку документа сторонними специалистами.

Отдельным преимуществом заказа бизнес-плана в консалтинговой компании является то, что последние помогают найти инвесторов для стартапа или развития действующего бизнеса, готовят полный пакет документов, ведут переговоры.

Заказать профессиональный бизнес-план, составить его самостоятельно или полагаться на удачу/чудо в организации и построении бизнеса – решать предпринимателю. В любом случае нужно помнить, что для переговоров с инвесторами, вам необходимо иметь конкретные цифры прибыльности проекта и его возможной убыточности при разных условиях.

Бизнес-план – это визитная карточка проекта.  Именно он открывает возможности в мир успешного бизнеса.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате