Держаться и не сдаваться: 5 лайфхаков, как бизнесу выжить в кризис
Что и как нужно делать , чтобы заработать

Кризисный период – это не только проблемы и неизвестность, это еще и возможность сделать шаг вперед. Этот год действительно стал для многих бизнесов испытанием, но также открыл множество возможностей, которыми стоит воспользоваться.
На что стоит обращать внимание сейчас, чтобы продолжать работать и зарабатывать, рассказала Mind основательница бюро переводов MK: Translations Юлия Венцковская. Она поделилась 5-ю лайфхаками, которые помогли ее бизнесу в этот сложный период выдержать все испытания.
За последние 5 месяцев мы совершили прорыв: приняли новых сотрудников, перешли полностью в онлайн, затем частично вернулись в офис, поставили новую цель и обновили план роста. Вместо того, чтобы полностью остановиться или остаться на том же уровне, решили, что будем расти.
1. Чего бы вам это не стоило – не останавливайтесь
Когда начался карантин, то первое, что все сделали, – начали паниковать и закрываться. Большинство бизнесов даже не пытались адаптироваться. Я решила, что мы останавливать работу не будем, поскольку начинать все с начала всегда сложнее.
Бизнес – это как марафон, нужно набрать скорость и бежать в одном темпе. Если ты останавливаешься, то сбиваешься с темпа, а затем очень сложно восстановиться и начинать приходится практически с нуля. Поэтому решение организовать работу онлайн было очевидным.
Это было непросто. До этого момента мы даже не представляли, как вообще всю нашу работу можно перенести в онлайн. Но мы с командой это сделали. Сейчас много решений для онлайн-команд – берите и выбирайте, что подходит именно для вас.
Мы пользуемся такими сервисами:
- для переписки команды – Slack. Здесь есть море возможностей, чтобы создать общие и приватные рабочие чаты;
- для постановки и контроля задач – Trello. Удобный сервис, который позволяет видеть, как у кого идут дела;
- для митингов – Zoom;
- для быстрой переписки и сообщений – Telegram.
2. Проанализируйте свой опыт
Было очевидно, что прибыль упадет. Как и то, что нет смысла работать, как раньше. Ведь все вокруг изменилось. Поэтому перед тем, как разрабатывать новый план действий, мы проанализировали, что помогло нам достичь успеха раньше. Начали с анализа данных СРМ-системы, сбора статистики предоставляемых услуг и сквозной аналитики. Это позволило увидеть общую и полную картину всей нашей работы за 6 лет.
3. Найдите и поймите свои слабые стороны
В жизни очень важно верить в себя и свои идеи, но еще более важно уметь видеть свои ограничения. Не уметь их видеть и отказываться их принимать – это, как не видеть того, что у тебя прямо под носом. Белые пятна есть у каждого. Поэтому я решила, что в коллективе нужен человек, который будет смотреть на все по-другому и поможет нам осуществить прорыв. Мы начали искать маркетолога.
Все вроде и знают, что главное во время кризиса – не прекращать вкладывать в рекламу, но почему-то на практике большинство сразу ее останавливают. Экономят там, где не нужно. Мы же решили пойти совсем другим путем. И нам очень повезло, что во время карантина освободилось много классных специалистов. Мы искали того, кто бы смог сделать невозможное, и уже в апреле нашли своего маркетолога. Она быстро вошла в курс дела, поймала наш ритм и уже через несколько дней мы вместе начали двигаться в нужном нам направлении.
Далее в июне к нам присоединился крутой тимлид отдела продаж, и мы сразу реорганизовали еще и это направление. Именно команда делает компании великими, и поэтому мы очень внимательно подбираем сотрудников. Всего за 5 месяцев мы приняли на работу 6 новых сотрудников. Конечно, были и те, с кем прощались, и кто нам не подходил. Это нормально. Но весь карантин мы каждый день работали, принимали заказы и только один раз «вышли в ноль», все остальные месяцы у нас были с положительным сальдо.
4. Получите новые знания
Развитие – это вообще то, на чем строится наша компания. Мы постоянно внедряем новые сервисы, которые делают работу более удобной для команды и, соответственно, более качественной для заказчика.
Каждый четверг все общение в команде проходит только на английском (даже у тех, кто в нем не слишком силен). Также у нас есть книжный клуб. Ежемесячно мы читаем книгу и делимся друг с другом своими мыслями. К тому же каждый сотрудник обязан развивать свои профессиональные навыки.
Я придерживаюсь идеи, что каждый человек на работе должен развиваться. Так и человек получает больше от работы, и вся компания получает более эффективного сотрудника. А во время карантина, когда поток заказов не был таким большим, можно было уделить этому достаточно внимания.
5. Идите на страх
Да, для нас главное – двигаться и идти вперед. Но это вовсе не означает, что нам не страшно. Страшно, очень страшно. У меня в компании работает около 30 человек, и мне нужно им всем платить зарплату. Это серьезная ответственность. Но я считаю, что нужно двигаться вперед, даже когда страшно. Замереть сегодня – значит умереть завтра.
Я общаюсь со многими бизнесами, которые во время карантина для себя решили, что все плохо и нужно закрыться до лучших времен. Вот такое нелепое и пустое решение вместо того, чтобы пробовать что-то делать и адаптироваться.
При заказе книги пришлось обзвонить три интернет-магазина, и все сказали, что они не работают. Товар у них на складе есть, клиент есть, но у них все равно все плохо и они не работают. В их картине мира ничего не работает, и все медленно умирают. А на самом деле проблема же не в том, что все плохо, а в том, что бизнесмены решили, что именно так все должно быть. Если нельзя работать, как раньше, то нельзя работать никак.
А все, что нужно делать в кризис, – это продолжать работать и рисковать. Развитие и прибыль там – за страхом.
Мы пока не достигли того уровня, которого хотим, но уже реорганизовали бизнес, открыли новые направления и вложили деньги в развитие. Потому что, чтобы доплыть до другого берега нужно плыть. Можно быстро, можно медленно, но плыть.
Сейчас мы готовимся ко второй волне, но уже заранее знаем, что и как делать. И, кроме того, открываем клуб для наших клиентов-бизнесменов, чтобы иметь возможность помогать друг другу, поддерживать друг друга в кризисной ситуации и делиться успешными кейсами о ее преодолении. Вместе мы всегда сильнее.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.