Удар на себя: кто должен внедрять инновации в компании
Как выстроить этот процесс и избежать ошибок

Инновации – модный тренд сегодняшнего бизнеса. Однако еще не все разобрались, что и как стоит поменять, чтобы получить результат. О том, кто может заняться этими изменениями в компании, и о частых ошибках в этом процессе рассказал Mind основатель и управляющий партнер Braintuition, Chief Innovation Officer МХП, резидент Reactor.ua Николай Такзей.
О компетенциях менеджеров по инновациям
Пожалуй, нет единого описания этой роли. Цели организации, состояние корпоративной культуры, открытость к изменениям определяют навыки, необходимые для того, чтобы «радикальные изменения» и «горизонты инноваций» не были пустым звуком.
Менеджер по инновациям – общее название позиции, которое может видоизменяться от компании к компании, отражая цели и размер ставки на инновации. Вот некоторые из них:
- директор по инновациям;
- руководитель отдела инноваций;
- менеджер инновационного портфеля;
- R&D менеджер/директор и т.д.
Вне зависимости от названия позиции, цель остается неизменной: создавать возможности для долгосрочного роста бизнеса и наполнять их решениями. Чтобы не путаться между директорами, вице-президентами и менеджерами (это не так важно, в конце концов), назовем эту роль «лидер инноваций» (от англ. innovation lead).
Ошибка 1: закопать лидера инноваций глубоко в организационную структуру.
Это самый простой способ превратить инноватора в статиста. Опыт подсказывает, что правильное место лидера инноваций – прямое подчинение СЕО или Совету директоров.
Лидеры инноваций – катализаторы изменения корпоративной культуры. Для большинства компаний эти процессы тесно связаны с цифровой трансформацией.
Безусловно, инновации идут в паре с технологиями. Роль технологий в том, чтобы выступать инструментом создания ценности для людей (клиентов, партнеров, сотрудников, общества). Настоящая роль лидеров инноваций – ускорять процесс эволюции и развития организации. Воплощать видение и предназначение компании за счет создания новых ценностей и решений.
Ошибка 2: создавать инновации ради инноваций
Задайте себе вопрос: «Зачем нам инновации? Какую стратегическую задачу мы хотим решить? Какую ценность для клиентов мы хотим создать?»
Во время поиска сотрудников в команду мы обнаружили сложности в составлении профиля на позицию (у нас она называется «владелец продукта»). Оказалось, что готовых кандидатов на рынке практически нет. И это нормально, ведь запрос на инновации только формируется, и самые прогрессивные компании запустили департаменты инноваций 2–3 года назад.
Ключевые навыки для работы в этой роли
1. Понимание бизнеса
Лидеры инноваций должны иметь четкое представление о том, как работает бизнес-модель компании. Это значительно облегчает работу со стейкхолдерами и решение сложных ситуаций. Лидеры инноваций просто обязаны обладать искренним любопытством и заинтересованностью в решении задач своих внутренних клиентов.
2. Управление проектами
Лидеры инноваций – ниндзя управления проектами. Способность провести сложную задачу от инсайта до пилота, от идеи до индустриального прототипа – важнейшая компетенция. Отдельно стоит отметить, что одна из ролей лидера инноваций – фасилитация работы кроссфункциональных команд.
3. Стратегическое мышление
Лидеры инноваций должны уметь создавать инновационную стратегию организации. Это комбинация из двух слагаемых: во-первых, способность преломить и каскадировать стратегические цели компании на ландшафт инноваций, и во-вторых, использование результатов анализа трендов и сигналов, динамики технологических вертикалей и аналитики.
Совмещение этих источников – внутреннего и внешних – дает возможность создать наполненную смыслом стратегию, направленную на результат.
Чаще всего лидеры инноваций работают с децентрализованными кроссфункциональными командами. У инноваторов нет формальных (авторитарных) инструментов влияния. И это просто прекрасно! Ведь инновации касаются в том числе и подходов к организационным вопросам и методикам менеджмента. В таких условиях на первый план выходят вовлеченность членов команд, самоуправление, самоорганизация и разделенная ответственность.
4. Предпринимательство
Лидеры инноваций – люди слова и дела, нацеленные на результат. Для них инсайты и тренды – это возможности для развития клиентов и бизнеса. Они мыслят в парадигме «что, если?» и «как мы можем?»: генерируют идеи, собирают ресурсы и информацию для их проверки, переводят гипотезы в категорию решений. Другими словами, лидеры инноваций – исследователи, предприниматели и менеджеры проектов в одном лице.
И, пожалуй, последнее из важнейших качеств лидера инноваций – гибкость.
5. Гибкость
Лидеры инноваций – мультифункциональные специалисты. Широта их видения и экспертизы должна помочь компаниям выйти за рамки привычной парадигмы. Стратегии, тренды, гипотезы, проекты, командообразование, лидерство – вот только некоторые из важнейших аспектов работы инноваторов. Способность адаптировать свой подход, инструментарий и мышление под быстрые изменения внешнего мира и внутренних процессов в организации – уникальная и необходимая компетенция лидеров инноваций.
Ошибка 3: инновации – хаотичный процесс фонтанирования идеями
Наоборот, система инноваций – это структурированный подход с процессами, прописанными ролями и метриками на каждом из этапов, от поиска инсайтов до масштабирования прототипов.
Неслучайно совпадение описанных компетенций лидера инноваций с ключевыми навыками, растущими в важности для мира будущего от World Economic Forum:
- Аналитическое мышление и инновации.
- Обучаемость новым навыкам.
- Креативность, оригинальность и инициативность.
- Дизайн технологий.
- Критическое мышление.
- Решение комплексных задач.
- Лидерство и социальное влияние.
- Эмоциональный интеллект.
- Способность рассуждать, генерировать идеи и находить решения.
- Системный анализ и оценка.
Может сложиться впечатление, что лидеры инноваций – «супермены» и «чудо- женщины», и в реальности их не существует. В то же время это роль, которая имеет огромный потенциал. Она хорошо подойдет тем, кто хочет перейти от шаблонных решений к новым подходам, видеть результаты своей работы в реальных изменениях и создавать ценность для клиентов и бизнеса в долгосрочной перспективе.
Очень надеюсь, что мы с вами добьемся успеха на этом пути.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: editor@mind.ua.