bigmir)net TOP 100
Discuss Discuss
Удар на себя: кто должен внедрять инновации в компании

Удар на себя: кто должен внедрять инновации в компании

Как выстроить этот процесс и избежать ошибок

Цей текст також доступний українською
Удар на себя: кто должен внедрять инновации в компании
Фото: pixabay

Инновации – модный тренд сегодняшнего бизнеса. Однако еще не все разобрались, что и как стоит поменять, чтобы получить результат. О том, кто может заняться этими изменениями в компании, и о частых ошибках в этом процессе рассказал Mind основатель и управляющий партнер Braintuition, Chief Innovation Officer МХП, резидент Reactor.ua Николай Такзей.

О компетенциях менеджеров по инновациям

Пожалуй, нет единого описания этой роли. Цели организации, состояние корпоративной культуры, открытость к изменениям определяют навыки, необходимые для того, чтобы «радикальные изменения» и «горизонты инноваций» не были пустым звуком.

Менеджер по инновациям – общее название позиции, которое может видоизменяться от компании к компании, отражая цели и размер ставки на инновации. Вот некоторые из них:

  • директор по инновациям;
  • руководитель отдела инноваций;
  • менеджер инновационного портфеля;
  • R&D менеджер/директор и т.д.

Вне зависимости от названия позиции, цель остается неизменной: создавать возможности для долгосрочного роста бизнеса и наполнять их решениями. Чтобы не путаться между директорами, вице-президентами и менеджерами (это не так важно, в конце концов), назовем эту роль «лидер инноваций» (от англ. innovation lead).

Ошибка 1: закопать лидера инноваций глубоко в организационную структуру.

Это самый простой способ превратить инноватора в статиста. Опыт подсказывает, что правильное место лидера инноваций – прямое подчинение СЕО или Совету директоров.

Лидеры инноваций – катализаторы изменения корпоративной культуры. Для большинства компаний эти процессы тесно связаны с цифровой трансформацией.

Безусловно, инновации идут в паре с технологиями. Роль технологий в том, чтобы выступать инструментом создания ценности для людей (клиентов, партнеров, сотрудников, общества). Настоящая роль лидеров инноваций – ускорять процесс эволюции и развития организации. Воплощать видение и предназначение компании за счет создания новых ценностей и решений.

Ошибка 2: создавать инновации ради инноваций

Задайте себе вопрос: «Зачем нам инновации? Какую стратегическую задачу мы хотим решить? Какую ценность для клиентов мы хотим создать?»

Во время поиска сотрудников в команду мы обнаружили сложности в составлении профиля на позицию (у нас она называется «владелец продукта»). Оказалось, что готовых кандидатов на рынке практически нет. И это нормально, ведь запрос на инновации только формируется, и самые прогрессивные компании запустили департаменты инноваций 2–3 года назад.

Ключевые навыки для работы в этой роли

1. Понимание бизнеса

Лидеры инноваций должны иметь четкое представление о том, как работает бизнес-модель компании. Это значительно облегчает работу со стейкхолдерами и решение сложных ситуаций. Лидеры инноваций просто обязаны обладать искренним любопытством и заинтересованностью в решении задач своих внутренних клиентов.

2. Управление проектами

Лидеры инноваций – ниндзя управления проектами. Способность провести сложную задачу от инсайта до пилота, от идеи до индустриального прототипа – важнейшая компетенция. Отдельно стоит отметить, что одна из ролей лидера инноваций – фасилитация работы кроссфункциональных команд.

3. Стратегическое мышление

Лидеры инноваций должны уметь создавать инновационную стратегию организации. Это комбинация из двух слагаемых: во-первых, способность преломить и каскадировать стратегические цели компании на ландшафт инноваций, и во-вторых, использование результатов анализа трендов и сигналов, динамики технологических вертикалей и аналитики.

Совмещение этих источников – внутреннего и внешних – дает возможность создать наполненную смыслом стратегию, направленную на результат.

Чаще всего лидеры инноваций работают с децентрализованными кроссфункциональными командами. У инноваторов нет формальных (авторитарных) инструментов влияния. И это просто прекрасно! Ведь инновации касаются в том числе и подходов к организационным вопросам и методикам менеджмента. В таких условиях на первый план выходят вовлеченность членов команд, самоуправление, самоорганизация и разделенная ответственность.

4. Предпринимательство

Лидеры инноваций – люди слова и дела, нацеленные на результат. Для них инсайты и тренды – это возможности для развития клиентов и бизнеса. Они мыслят в парадигме «что, если?» и «как мы можем?»: генерируют идеи, собирают ресурсы и информацию для их проверки, переводят гипотезы в категорию решений. Другими словами, лидеры инноваций – исследователи, предприниматели и менеджеры проектов в одном лице.

И, пожалуй, последнее из важнейших качеств лидера инноваций – гибкость.

5. Гибкость

Лидеры инноваций – мультифункциональные специалисты. Широта их видения и экспертизы должна помочь компаниям выйти за рамки привычной парадигмы. Стратегии, тренды, гипотезы, проекты, командообразование, лидерство – вот только некоторые из важнейших аспектов работы инноваторов. Способность адаптировать свой подход, инструментарий и мышление под быстрые изменения внешнего мира и внутренних процессов в организации – уникальная и необходимая компетенция лидеров инноваций.

Ошибка 3: инновации – хаотичный процесс фонтанирования идеями

Наоборот, система инноваций – это структурированный подход с процессами, прописанными ролями и метриками на каждом из этапов, от поиска инсайтов до масштабирования прототипов.

Неслучайно совпадение описанных компетенций лидера инноваций с ключевыми навыками, растущими в важности для мира будущего от World Economic Forum:

  1. Аналитическое мышление и инновации.
  2. Обучаемость новым навыкам.
  3. Креативность, оригинальность и инициативность.
  4. Дизайн технологий.
  5. Критическое мышление.
  6. Решение комплексных задач.
  7. Лидерство и социальное влияние.
  8. Эмоциональный интеллект.
  9. Способность рассуждать, генерировать идеи и находить решения.
  10. Системный анализ и оценка.

Может сложиться впечатление, что лидеры инноваций – «супермены» и «чудо- женщины», и в реальности их не существует. В то же время это роль, которая имеет огромный потенциал. Она хорошо подойдет тем, кто хочет перейти от шаблонных решений к новым подходам, видеть результаты своей работы в реальных изменениях и создавать ценность для клиентов и бизнеса в долгосрочной перспективе.

Очень надеюсь, что мы с вами добьемся успеха на этом пути.