Идти к цели: какие варианты есть у Молдовы в Приднестровье

Идти к цели: какие варианты есть у Молдовы в Приднестровье

Как могут выглядеть два противоположных сценария развития событий

Цей текст також доступний українською
Идти к цели: какие варианты есть у Молдовы в Приднестровье
Фото: УНИАН

Новоизбранный президент Молдовы Майя Санду заявила, что верит в то, что «появится геополитическая возможность для воссоединения страны», то есть возвращения самопровозглашенной Приднестровской республики под контроль Кишинева. По ее словам, позитивный или негативный опыт решения Приднестровского конфликта Украина сможет использовать на Донбассе. При этом Санду подчеркнула, что выступает за мирное урегулирование конфликта, замороженного с 1992 года.

Действительно ли конфликт в Приднестровье можно решить мирнымпутем и каковы возможности военного разрешения вопроса, рассказал Mind военный эксперт Михаил Жирохов

Вторая карабахская война впервые за много лет сформировала еще один путь решения замороженных конфликтов на постсоветском пространстве – военный.

Ранее такой вариант был доступен исключительно России – например, война с Грузией в 2008 году или оккупация Крыма в 2014-м. Сейчас проблему решила одна из стран-участниц при полном невмешательстве других стран. Несмотря на то что последние принимали участие в переговорном процессе. То есть как в «старые, добрые времена» холодной войны прав тот, у кого мощнее армия.

На этом фоне в Молдове проходят очередные выборы, президента и к власти приходит прозападная Майя Санду. Новоизбранный президент открыто называет действия РФ против Украины агрессией, Крым считает оккупированной частью Украины.

Практически сразу в информационном поле появились версии о том, что вероятно Молдова при поддержке Румынии и негласной поддержке западных партнеров может провести локальную военную операцию по образцу карабахской. Ведь таким образом страна может решить свои проблемы с мятежной территорией, на которой с 1991 года существует квазигосударственное образование под эгидой России – «Приднестровская Молдавская республика» («ПМР»). 

Правда, в своем интервью украинскому изданию «Европейская правда» Майя Санду опровергла эту идею и заявила, что единственным приемлемым вариантом решения «приднестровской проблемы» является мирный.

Тем не менее попробуем проанализировать последствия как одного, так и другого возможного варианта развития событий.

Военный путь

С военной точки зрения операция в Приднестровье не представляет ничего сложного. Квазигосударство не признает ни одна страна в мире (даже Россия).

Территория очень небольшая – всего лишь 200-километровая полоса, которая тянется вдоль Днестра, зажатая между Украиной и Молдовой. Собственные вооруженные формирования – это примерно 8000 человек. Правда, с возможностью мобилизации это количество может быть увеличено, все-таки население территории – это около 500 000 человек.

При этом вооружена армия «ПМР» не то что советскими образцами конца 1980-х годов (как, например, армянские формирования в Карабахе), а по большей части вообще полукустарными образцами местной «военной промышленности».

Основной щит «республики» – это российские «миротворцы» численностью 2000 человек, которые не столько занимаются «разведением сторон», сколько охраняют огромные склады с оружием и боеприпасами (остались после распада Союза).

В то же время Москва должна была вывести свои войска из Приднестровья еще в 2002 году, но до сих пор этого не сделала. Летом 2017 года парламент Молдовы назвал присутствие в республике российских сил угрозой и нарушением суверенитета страны, призвав Кремль вывести военных и ликвидировать огромные склады вооружений.

Когда это не возымело эффекта, Кишинев обратилсяк Генассамблее ООН с просьбой лишить Россию мандата на выполнение миротворческой деятельности в Приднестровье и вместо ее войск ввести в регион силы, которые не будут настолько открыто представлять интересы Москвы.

Однако ситуация совершенно не изменилась, хотя вполне могут быть подвижки после инаугурации новых президентов Молдовы и США в январе 2021 года.

Мирный путь

Путь мирной реинтеграции территорий «ПМР» в состав Молдовы рассматривается на разных международных площадках как минимум последние лет двадцать. Однако тут тоже есть целый ряд моментов, которые удерживают Россию (приднестровские власти такие же марионетки, как и на оккупированной части Донбасса) от работы в этом направлении.

Прежде всего России выгодно иметь рычаг давления на Молдову и одновременно держать в напряжении Украину на границе с непризнанной республикой. Так, Киев вынужден держать тут довольно серьезные силы, которые совсем не лишние, как и на административной границе с оккупированным Крымом, так и на Донбассе.

Однако после 2014 года и отказаУкраины в проезде военных грузов для «миротворцев» по территории страны, снабжать ПМР становится все более проблематично. Пока ротация происходит только за счет местных граждан и отправки офицеров в Россию, что называется «по гражданке» – без какого-либо статуса.

С другой стороны, после объединения с Молдовой, вне закона окажется огромная часть населения непризнанной квазиреспублики – та, которая в предыдущие годы получила российское гражданство.

Оказавшись на территории Молдовы эти люди автоматически становятся «пятой колонной» и им как иностранцам придется либо получать тут вид на жительство, либо отказываться от российского гражданства, либо просто покидать территорию Молдовы.

И это будет огромная проблема для всех, ведь европейские ценности последнего времени – это прежде всего толерантность. Поэтому какого-либо намека на «геноцид» европейские политики просто не допустят.

В тоже время в Приднестровье за последние годы выросло целое поколение, которое хочет просто жить. Эти люди настроены крайне проевропейски, и поэтому в случае плебисцита или референдума под контролем европейских структур (или даже миротворцев, которые могут заменить россиян) есть вероятность, что какая-то часть населения проголосует за ту или иную форму федерации.

Ведь удалось же властям Молдовы погасить аналогичный конфликт вокруг Гагаузии. Но там был основной момент – не было прямого вмешательства России.

Возможное будущее

Таким образом, на сегодня можно говорить о том, что скорее всего многолетний конфликт в Приднестровье не перерастет в военное противостояние. Молдавская армия совсем не азербайджанская, которая последние лет 15 «накачивалась» просто сумасшедшими «нефтяными» долларами.

Кроме того, Румыния – единственная страна, которая могла бы реально поддержать Кишинев в конфликте, на сегодня совсем не похожа на эрдогановскую Турцию ни по возможностям, ни по геополитическим амбициям.

Реально поддержать Молдову в случае войны Бухаресту будет просто нечем – нет у него ни политического веса в Евросоюзе, ни мощной армии.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно