Проверка жизнеспособности: можно ли инвестировать в украинский бизнес

Проверка жизнеспособности: можно ли инвестировать в украинский бизнес

И если да, то в какой

Цей текст також доступний українською
Проверка жизнеспособности: можно ли инвестировать в украинский бизнес
Фото: pixabay

Проблемы украинского инвестрынка стабильны годами. Коррупция, бюрократия, отсутствие механизмов защиты инвестиций и эффективной судебной системы – все эти факторы из раза в раз перечисляются экспертами по кругу. «Свое слово» сказала и пандемия. Какое именно, и настолько ли велико ее влияние на инвестиционный климат в Украине, специально для Mind рассуждает Артем Ковбель, старший партнер Vigilant Forensic Boutique, член наблюдательного совета Global Spirits, ТМ «Хортица».

Коронавирус все-таки кое-что изменил в расстановке сил: теперь можно говорить, что рынок инвестиций пошатнула пандемия. Что локдаун в начале года вызвал серьезные сбои в работе предприятий, и это отразилось на стоимости их ценных бумаг. Что инвесторы в замешательстве и ищут новые рынки для вложений.

Правда, в случае с Украиной пандемия практически не при чем. Она просто «добила» то, что уже и так находилось на последнем издыхании.

На отечественном фондовом рынке из шести имеющихся бирж реально работают две, и 98,7% всех заключаемых ими контрактов – это торговля государственными облигациями. Акции украинских предприятий продаются на Варшавской, Франкфуртской, Лондонской и прочих биржах. Словом, где угодно, но не у нас. И раскупают их там не слишком активно. Все из-за той же пресловутой коррупции в стране и других всем известных причин.

Есть ли смысл инвестировать в Украину сейчас?

Как ни странно – да. Коронавирус крепко потрепал некоторые промышленное производство и отечественные бизнесы – например, рестораны, строительство, сферу развлечений. Но он же создал неплохие стартовые возможности для других компаний.

Рассмотрим подробнее наиболее интересные сферы для инвестирования:

  • фармацевтическая. В августе этот рынок вырос на 9,1% в гривневом эквиваленте по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По прогнозам, тенденции роста сохранятся и к концу года.

Конечно, резкого скачка вверх не будет, даже несмотря на пандемию – для этого нужны реформы в стране и общее улучшение инвестиционного климата. Тогда в Украину могли бы зайти крупные мировые фармкомпании и активизировать здесь свое производство. Но даже в текущих условиях шанс заработать у инвестора все равно есть.

Привлекательность фармацевтического рынка повышает принятый в сентябре закон о легализации дистанционной торговли лекарствами, а также упрощение процедур регистрации препаратов, закупаемых через ГП «Медицинские закупки Украины».

  • телекоммуникационная. Рост рынка идет за счет мобильной связи и интернета. В пандемию как никогда актуально и то, и другое. Также толчком к развитию стал процесс перераспределения частот для 4G между ключевыми операторами связи. Благодаря этому в Украине сейчас активизировалась работа по подключению к сети удаленных сел, городов, отдельных участков дорог. Даже до киевского метро очередь дошла.

Все это говорит о том, что перспективы на ближайшее будущее у рынка есть. Финансовые отчеты подтверждают: тот же «Киевстар» или «Водафон Украина» уже отрапортовали о повышении своих финансовых показателей.

  • доставка. По данным Налоговой службы Украины, почтовые операторы за шесть предыдущих месяцев заплатили налогов в бюджет на 24% больше, чем за тот же период в прошлом году.

Причиной считается резкий прирост доли онлайн-шопинга, что резко увеличило и потребность в услугах доставки. И вряд ли эта тенденция изменится в ближайшем будущем.

  • медицина. Если точнее – медицинские клиники. Их обороты в период пандемии тоже выросли, что вполне ожидаемо.

  • . До пандемии данная сфера была одной из самых преуспевающих в Украине.  Так, в 2019 году объем экспорта ИТ-услуг составил $4,17 млрд, что больше, например, выручки от экспорта пшеницы ($3,65 млрд).

Ожидается, что в этом году ситуация не станет сильно хуже. Но не для всех ИТ-компаний.

Наиболее востребованными на рынке являются те из них, что предлагают решения в области коммуникации и информационной безопасности. А вот компании, разрабатывающие решения для сферы гостинично-ресторанного бизнеса или туризма, например, вряд ли можно советовать для инвестирования в данный момент.

А как же АПК?

Его доля в украинском ВВП традиционно одна из самых больших, многие аграрные компании демонстрируют регулярный прирост прибыли. Вот только в этом году появились нюансы. Точнее, они возникли раньше, просто сейчас проблема стала заметнее.

Если коротко – падает объем сельскохозяйственного производства. Урожай зерновых по предварительным прогнозам сократится на 9,5%. Причины две: вызванные климатическими изменениями засухи и устаревшие ирригационные системы.

Это, с одной стороны, грозит падением прибыли аграриям, что нужно учитывать при инвестировании. С другой стороны, открываются возможности для вложений в новые технологии орошения, в новые способы выращивания с/х культур и сбора урожая. Вопрос в том, сможет ли государство организовать эффективную работу в данном направлении, заинтересовать крупных зарубежных и внутренних инвесторов, привлечь их деньги.

В любом случае надеяться на стабильно высокую прибыль от вложений в АПК в том состоянии, в котором он находится сейчас, уже не стоит. Данному сегменту нужна глобальная модернизация, чтобы оставаться и дальше на плаву. Иначе через пару лет мы можем столкнуться со значительным падением уровня сельхозпроизводства, на фоне которого прогнозируемые сейчас 9,5% покажутся детским лепетом.

Важно и другое: мир стремительно диджитализируется, ресурсные экономики трансформируются. Структура ВВП будет меняться в сторону нересурсных отраслей. Это происходит уже сейчас. Если еще пару лет назад тот же АПК приносил в отечественный бюджет больше всего денег, то теперь его стремительно вытесняет ИТ. В дальнейшем разрыв будет усиливаться.

Украине, отечественным компаниям и инвесторам нужно учитывать этот тренд и следовать ему, чтобы не проиграть конкурентам и не остаться однажды на обочине мировой экономики.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно